«Даша, ты получила права-то?» — с надеждой спрашивали меня абсолютно все знакомые при встрече. В ответ виновато улыбалась: «Нет, ребята, никак не могу пройти внутренний экзамен по вождению».
Если с автодромом все было относительно неплохо, то занятия с выездом в город оказались для меня настоящим испытанием. На развязках чувствовала себя маленькой медленной букашкой, которую все мечтают раздавить, на разворотах, наоборот, — огромным бегемотом, занимающим весь перекресток и тормозящим движение.
Собственно, из-за развязки и разворотов я провалила все 5 попыток сдать внутренний экзамен. Проеду развязку, пережив жуткий стресс с несколькими перестроениями, — и отправлюсь не туда, куда просил инструктор изначально. Грубая ошибка. Или просят развернуться, а я качу мимо нескольких удачных мест для маневра — натурально цепенею.
После первой же несдачи сменила инструктора. Дмитрий какое-то время подменял одного из моих учителей, и я почувствовала, что его манера преподавания мне нравится. Во-первых, он не повышал голос, не обижался и не устраивал трагедий, если я ошибалась. Во-вторых, много не болтал, не отвлекал внимание на лишние шуточки и подколы. Четко и последовательно прорабатывал со мной все, что не получалось.
И вообще мне лично хорошо, когда объясняет один человек. Стала заниматься с ним — и быстро спрогрессировала: научилась работать со скоростью, плавно притормаживать и разгоняться, парковаться, занимать правильное положение на дороге, почувствовала себя уверенно, в конце концов.
Но «психологические проблемы» с разворотами и развязками устранить было не так-то просто. И тут даже Дмитрий (после третьего заваленного экзамена, кажется) взмолился: «Я тебя всему уже научил, ты все можешь, потряси головой, выкинь из нее свои кошмары». Но нет, такое прорабатывается только с опытом, его я и набирала, нарезая круги по городу и преимущественно — по улице Рабочего штаба (местность, полная нюансов, там чаще всего и сдают экзамены ученики большинства автошкол).
Думаю, когда люди покупают экзамен (о такой возоможности всем известно), они реально экономят. Однако мне важно было пройти эксперимент по-честному. Да и муж сказал: «Раз уж пошла учиться, выйди не просто с корочкой, а будучи уверенным водителем. Чтобы не страшно было с тобой в машину садиться».
Мои мучения окончились 1 марта. Успешно сдала теорию. В пятый раз. Да, даже если вы сразу прошли тест на «отлично» (в моем случае, еще в сентябре), перед каждым экзаменом по вождению вам придется снова пройти теоретический экзамен. Надо сказать, с ПДД вообще никаких проблем не было, спасибо преподавателю Светлане Николаевне — разбудите ночью — отвечу на все 800 вопросов.
После теории со скрипом сдала пятый внутренний. Зато в ГИБДД защитилась с первого раза. Дмитрий даже написал потом мне сообщение, мол, инспектор меня выделил из всей группы, похвалил: хорошо ехала. Хотя мне казалось, что у меня дрожит руль, а вместе с ним трясется вся машина. Но, похоже, я действительно нигде не ошиблась.
Поразительно, я столько муштровала технику, отрабатывая, каждую деталь, чтобы мне дали право водить! Выходит, все, кто прошел школу, должны ездить замечательно? С незначительными помарками, верно? Откуда же берется это немыслимое количество нарушений на дорогах? Сейчас на такси ездить просто дико: из 10 человек правила соблюдает 2 от силы. Неужели это те, кто получил права нечестно? Неужели их столько…! По-моему, это ненормально, товарищи.
С грустного переходим к еще более грустному. Сколько же я потратила на обучение? 34 250 рублей — стандартный пакет теоретических занятий + примерно 56 часов вождения. Он закончился, когда я сдала первый экзамен. 36950 рублей я потратила сверху на дополнительные часы и экзамены (1000 рублей — занятие, 500 рублей — экзамен, а после Нового года цены выросли, и я платила 1100 и 550 рублей).
Плюс, 400 рублей — книжка с билетами и справочник с правилами дорожного движения (последний почти не пригодился). Заключение от терапевта — 1000 рублей+600 рублей за справки на Сударева. 150 рублей за фото 3Х4 для паспорта ученика (нужен для занятий в городе). Сколько еще ушло денег, чтобы добираться до места экзамена и обратно на такси и автобусах? Примерно еще 3000 рублей. Итого: 76350 рублей. Но вы понимаете, да, что у меня был тяжелый случай, а вы можете на многом сэкономить? Сдать экзамен с первого раза, например.
Когда все закончилось, не сразу села за статью — честно, меня от этой темы слегка мутило. Но я представляла, что напишу в качестве вывода: «Здорово, что умею управлять автомобилем. Это хороший навык. Но за руль я сяду только в крайнем случае, потому что на дорогах и без меня хватает бестолочи».
Однако прошло время, и недавно я попросилась за папину машину «порулить». И знаете, пожалуй, пересмотрю свое решение. Водить было в удовольствие, и чувствовала я себя довольно уверенно, пассажиры тоже не жаловались, даже восхищались. Но это они меня не просили разворачиваться, за что им большое спасибо.
Я рада, что получила этот ценный опыт, научилась и не бросила. Спасибо IRK.ru за то, что предложили проект. Возможно, если бы я делала это только по своему желанию, после второй несдачи у меня бы уже опустились руки. Я бы отложила вождение «на потом» и того и гляди, забросила. Участие в эксперименте мотивировало меня.
Спасибо автошколе, преподавателям, инструкторам. В моих неудачах ни в коем случае их не виню, они молодцы. В ближайшее время куплю машину и, может быть, напишу еще статью про «первый раз» за собственным рулем. Один бывалый автолюбитель сказал мне, что только с этого момента, когда ты едешь без всякой страховки и помощи, ты можешь считаться водителем. А все, что было «до» — несерьезно.
О лекциях, прохождении медкомиссии и автотренажерах читайте в первой части статьи. Во второй части автор делится впечатлениями от занятий на автодроме.
Дарья Сутырина, специально для IRK.ru
Считаю, что отучится в автошколе нужно всем, чтобы правильно ориентироваться на дороге находясь даже в качестве пешехода. Сама училась на механике, сдала все с первого раза и счастлива! До автошколы за русло не садилась и в семье никого с машинами не было. Потом проехала через всю Россию, жила в…