В апреле иркутяне стали присылать на редакционную почту фотографии ограждений, выкрашенных в черный цвет. Горожане возмутились нововведением. В комментариях заборы называли «кладбищенскими оградками». Согласно проведенному среди читателей опросу, более 50% голосовавших ответили, что им не нравятся черные ограждения и оранжевый цвет был лучше. Черный понравился 38% голосовавших, 11,5% остались равнодушными.
Архитекторы давно обсуждали вопрос ярких оранжевых ограждений, кто-то даже иронично называл Иркутск «городом оранжевых заборов». Один из активистов Иркутска перешел от обсуждений к действиям. Он перекрасил две секции в черный и серый цвет, чтобы показать, насколько ограда становится незаметнее и как она растворяется в среде. Все свои наблюдения и исследования иркутянин описал в блоге. Урбанист несколько раз встречался с главным архитектором Иркутска Сергеем Александровым и другими архитекторами.
— Мы смотрели, как эти заборы существуют и как с ними справляются в «Европах» и других городах России. Во многих городах их уже спиливают. В Англии, например, в стандартах по благоустройству городских улиц написано, что ограждения везде нужно убирать. Оставлять их следует только в том случае, если секции используются для велопарковки. В нескольких городах Казахстана тоже убирают. А в Москве начали демонтировать только в этом году, — рассказал Фёдор.
По словам активиста, ограждения нужны, если тротуар находится вплотную к дороге, которая идет вверх. Как, например, на улице Партизанской. Человек может попасть на проезжую часть не по своей вине — поскользнуться зимой, в гололед или дождь. Забор оградит упавшего от дороги, а пожилой человек может на него опереться. Еще ограждения можно использовать вместо специальных П-образных велопарковок. В остальных случаях заборы не нужны.
— В любом ДТП пешеход окажется жертвой и получит максимальное количество травм. Водителей спасет подушка безопасности, ремень и сам автомобиль. Пешехода ограждение не спасет. В прошлом году в предместье Рабочем самосвал сбил девочку из-за того, что водитель не увидел ребенка за ярким забором. Это может навредить не только детям, но и всем невысоким людям, — приводит аргументы Фёдор. — Более того, если машина на скорости вылетит на тротуар, то забор разлетается и превращается в шрапнель. В России уже были зафиксированы реальные жертвы заборов. Единственный способ — это ограничивать скорость автомобиля.
Ограждения в Иркутске устанавливают везде. Даже там, где ДТП в принципе не может произойти: водителю на маленьком участке дороги невозможно превысить скорость, а пешеходам незачем выходить на проезжую часть. А еще заборы появляются вокруг деревьев.
— Я считаю, нужно убирать заборы или хотя бы заменять их столбиками и добиваться безопасности другим путем. Таким, как это делают в других странах, где смертность на дорогах действительно меньше. Раньше в Белоруссии все было по советским нормативам, как в России, но они изменили подход и… Результат потрясающий. Количество ДТП действительно уменьшилось, — утверждает Фёдор.
По словам блогера Аркадия Гершмана, в Белоруссии количество жертв ДТП сократилось втрое. На проезжей части создали искусственные неровности и улучшили контроль на дороге. У водителей в принципе не получится развить большую скорость, которая чаще всего и является причиной происшествий. Снижению аварийности способствовало и улучшение работы общественного транспорта и организация уличных переходов и велопереходов.
В России подобные реформы пока лишь обсуждают. А в Иркутске продолжают перекрашивать оранжевые заборы в черный и кирпично-бордовый. Предполагается, что это сделает их менее заметными, особенно в исторической части города.
Ксения Хабибулина, IRK.ru
не могу 3й год добиться ответа у СМИ и чиновников по поводу ремонта остановки «Телецентр»: крыша и стены содраны, оставшееся замалевано надписями… куда наши налоговые вычеты уходят? а вот остановка/крыша на театре кукол порадовала. Мило, креативно. Главное,чтоб вандалы не поиздевались. А то…