Приёмка топлива на АЗС
Экскурсия на одной из автозаправочных станций сети «КрайсНефть» началась с технологической операции по приёму топлива. Бензовозы бывают разные по объему и по количеству отсеков. Это значит, что в одной цистерне могут перевозить несколько видов топлива. Но каждый вид в специально-предназначенном для него отделении.
— При приёме топлива мы не закрываем заправку полностью, но останавливаем отпуск того вида топлива, которое сливается, это необходимо делать согласно правилам технической эксплуатации АЗС, — поясняет директор Анастасия Александровна.
Сотрудники АЗС начинают слив автомобильного бензина марки АИ-92. Пока топливо принимали, познакомилась с водителем Анатолием. Он рассказал, что работает строго по инструкции и соблюдает все регламенты.
— Каждый день я получаю маршрутный лист, сопроводительные документы на перевозку груза, в том числе и паспорта качества на топливо. Для бензовозов определен свой маршрут, согласованный с ГИБДД. Каждая машина оборудована системой ГЛОНАСС, и все передвижения фиксируются. В случае любой остановки, аварии на пути или поломки данные тут же передаются в центр на нефтебазу, — рассказывает водитель.
Анатолий утверждает, что долить в цистерну что-либо или разбавить топливо невозможно. Потому что все люки опечатывают пломбами. На АЗС их снимает директор или старший оператор и сверяет с оттиском.
Оператор топливораздаточной колонки (ТРК) Юрий Стах поясняет, что все отсеки пломбируются на нефтебазе: нижний узел слива и верхние люки — каждая горловина. Такая пломбировка позволяет контролировать загрузку и разгрузку топлива.
Когда автоцистерна приезжает на АЗС, директор перед сливом бензина проверяет сохранность пломб. Только после того как он убедится, что всё в порядке, даёт разрешение на слив нефтепродукта в резервуары. К тому же этот процесс фиксируется на камеры, которые расположены на всей территории АЗС.
Добавить что-то в бензин невозможно
Перед сливом нефтепродуктов в резервуары, они проходят контроль. В первую очередь проверяют наличие необходимых документов, а потом и качество нефтепродукта. При мне директор при помощи пробоотборника взяла немного топлива из цистерны и замерила плотность и температуру жидкости ареометром (прибор для измерения плотности жидкостей и твёрдых тел, принцип работы которого основан на законе Архимеда — Прим. ред.). Анастасия Александровна пояснила: замеры проводят и в резервуарах АЗС каждую смену.
До того, как бензин привезут на станцию, его тщательно проверяют на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТС ТР 013/2011.
— На заправку топливо привозят с паспортом качества, который размещается на информационной доске, чтобы покупатели видели, чем они заправляют машину, и убедились, что бензин соответствует требованиям технического регламента, — рассказывает Анастасия Александровна.
Из резервуаров топливо через колонку подают в бак автомобиля. По словам директора, на АЗС сети «КрайсНефть» установлено современное и точное немецкое оборудование. На каждом топливораздаточном рукаве есть индикаторный стакан, в котором всегда есть топливо. С его помощью каждый клиент может убедиться, что в бензине нет воздуха и механических примесей. Также установлены разрывные предохранительные муфты, чтобы исключить повреждение колонки, в случаях, если водитель начал движения с пистолетом в баке автомобиля.
Если не будет муфт, можно деформировать ТРК. А это уже крупные затраты на ремонт. Случаи были разные, поэтому операторы на кассе и предупреждают водителей «Не забывайте пистолет в баке». Но именно клиенты несут ответственность и должны убедиться в отсутствии пистолета в баке перед началом движения.
О работе АЗС
Возвращаемся в здание. Директор АЗС поясняет: все сотрудники должны не только работать по инструкции, но и понимать, как устроена станция. Ведь они несут ответственность за техническую эксплуатацию.
— Я пришла работать в «КрайсНефть» девять лет назад на должность оператора АЗС и спустя несколько месяцев уже стала директором объекта, — вспоминает Анастасия Александровна. — Как правило, в нашей компании руководителями становятся те, кто начинал с операторов и знают работу АЗС изнутри. К тому же компания предоставляет все социальные гарантии своим сотрудникам, удобные условия работы и возможность карьерного роста. Многие сотрудники работают на протяжении долгих лет.
Каждый рабочий день Анастасии Александровны начинается с проверки оборудования, в первую очередь это резервуарный парк. Ежедневно в пересменок (технический перерыв) и в вечернее время проводит замеры уровня топлива, что бы убедиться в отсутствии утечки.
— Также проверяю ТРК на наличие всех пломб. Провожу визуальный осмотр, чтобы не было никаких повреждений. Случаи бывают разные: и ДТП, врезаются в колонку и уезжают, — добавляет она. — Территория АЗС должна быть чистая, хорошо освещенная. Все обслуживание и ремонт технологического оборудования проводится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и системой технического обслуживания и ремонта.
Операторы приходят за 15-20 минут до начала работы и дополнительно осматривают оборудование. Днем они занимаются обслуживанием клиентов, а ночью, когда поток автомобилей меньше, — проверкой и выкладкой товара в зале, уборкой и подготовкой к новому рабочему дню. Кстати, торговый зал станции — небольшой универсальный магазин: здесь можно приобрести все, что нужно автомобилисту в пути.
У сети «КрайсНефть» есть горячая линия по качеству обслуживания и качеству топлива (3952) 724-600. Кроме того, задать интересующий вас вопрос можно и на сайте. В instagram и Вконтакте также может оперативно получить обратную связь. Все заявки рассматриваются в индивидуальном порядке.
На АЗС можно купить ароматный кофе и свежую выпечку. Кстати, у местного кафе уже сформировалась собственная клиентура: люди специально приезжают за кофе на станцию. Вот и Александр, постоянный клиент сети, говорит, что каждый день заезжает на АЗС не только, чтобы заправить авто.
— Заправляюсь на «КрайсНефти» давно. Кстати, масло тут покупаю всегда. Девочки-операторы всегда доброжелательные. А начать день с улыбки и кофе — всегда хорошо, — рассказывает мужчина.
Контроль качества обслуживания
В торговом зале и на всей территории АЗС установлены камеры. Но они нужны не только чтобы следить за технологическими процессами. Галина Алексеевна отвечает за качество обслуживания клиентов. На мониторе ее компьютера выведены все заправки сети.
— За мной — онлайн-контроль. Если я вижу, например, что оператор отошла, а в зале скопилось много людей, сразу сообщаю об этом директору АЗС. В зале не должно быть очередей. Ведь основным критерием является не только цена и качество топлива, но и хороший сервис. Все нарушения фиксирую, — продолжает специалист. — Лучшие работники в конце месяца поощряются.
Как разрешить сомнения?
Если у клиента АЗС возникли сомнения в правильности работы топливораздаточной колонки, он может обратиться к оператору с просьбой провести контрольный замер отпуска топлива. Для этого на каждой станции есть мерник. «Он должен быть откалиброван и опломбирован, без механических повреждений», — говорит Анастасия Александровна.
— На мернике установлена рамка. Что бы убедиться, что колонка работает правильно, через мерник отливают 10 литров топлива, которые должны быть в пределах этой рамки.
Если у клиента возникает сомнение в качестве топлива, то и на это есть решение. При составлении претензии он вправе запросить комиссионный отбор проб из пистолета ТРК. Данная проба может быть использована для исследования специалистами независимой лаборатории на предмет соответствия заводским параметрам.
Развеиваем мифы
У вас есть тайная кнопка, на которую оператор может нажать и остановить работу колонки, а счетчик идет". На АЗС единая система подачи топлива, которая работает синхронно. Весь процесс осуществляется автоматически самой колонкой. Поэтому остановить работу по желанию оператора — невозможно. Только в случае аварийной ситуации.
«Вместо бензина пистолет может заправлять воздухом». Трасса (трубы) на АЗС всегда находится под давлением, в ней всегда находится топливо. За это отвечает обратный клапан, который установлен на насосе. Благодаря индикаторным стаканам, они есть на всех пистолетах, в этом может убедиться каждый клиент.
«У меня бак на 40 литров, а заправили 45. Мне недоливают?». Баки на заводе-изготовителе не калибруют. Например, в паспорте написано: бак на 40 литров. На самом деле он может быть на 42 и даже на 44 литра. После отсечки в него можно залить от 2 до 5 литров бензина. А иногда и больше, в зависимости от конструкции горловины и топливного бака автомобиля.
А бывают случаи, когда автомобиль оборудован бортовым компьютером. Тут надо помнить, что все автомобили, независимо от марок и страны производства рассчитывают только примерные, усредненные значения по количеству топлива в баке и продолжительность пути. А иногда могут не сразу определить, что топливо залито, например, когда происходит заправка на «пустой бак».
«Купил канистру на другой АЗС. Почему мне в нее не заправляют?» По технике безопасности и по закону на АЗС могут заправлять канистры только со специальной маркировкой UN. Приобретая канистру необходимо убедится в наличии надписи. В «КрайсНефти» продаются топливные канистры с такой маркировкой.
Анастасия Маркова, партнерский материал