По данным правительства, в Иркутской области 13 942 сироты стоят в очереди на получение жилья. Их место в списках постоянно меняется. По сути, это лотерея, ты можешь быть 45, а на следующий день стать 2540. Такие случаи происходят постоянно. Положенную квартиру приходится ждать по 4-5 лет, а некоторые добиваются получения жилья только спустя 7-8 лет.
Те, кто дождался, столкнулись с низким качеством новых квартир. Зимой в помещениях накапливается конденсат, отсыревают и вымерзают стены, из-за этого появляется плесень. Сироты неоднократно обращались к журналистам, чтобы привлечь внимание к проблеме.
В Сибирском федеральном округе, по данным Генпрокуратуры РФ, ситуация с предоставлением жилья сиротам хуже чем у нас только в Кемеровской области. Вопрос обеспечения детей-сирот жилыми помещениями стоит на особом контроле президента, правительства и Генпрокуратуры.
Отчеты властей региона ограничиваются сухой статистикой. Но даже по цифрам очевидно, что разрыв между количеством нуждающихся и обеспеченных жильём растет высокими темпами. Ещё бы строительство в регионе шло так ударно.
Всего с 2013 по 2017 годы детям-сиротам предоставлено 3180 жилых помещений. В 2015 году список лиц, нуждающихся в получении жилья, состоял из 11 711 человек, в 2016 году — 12 452, в 2017 году — 13 158.
На 1 октября 2018 года численность претендентов на получение квартир составила 13860 человек. Из них 10 тысяч человек — старше 18 лет. Именно они должны обеспечиваться жильем в первую очередь. Но их законное право нарушается, ожидание растягивается на годы. В 2018 году лишь 526 детей-сирот получили ключи от квартир.
В этом году ситуация вряд ли сильно изменится. Как говорится в официальном ответе областного правительства, ежегодно размер субсидий из федерального бюджета на обеспечение детей-сирот жильем снижается. Так, в 2015 году сумма составила 464 миллиона 690 тысяч рублей, в 2016 году — 386 миллионов 509 тысяч рублей, в 2017 году — 370 миллионов 462 тысячи рублей.
На 2018 год субсидия из федерального бюджета составила 367 миллионов 592 тысячи рублей. Основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в правительстве Иркутской области считают несоразмерное с численностью нуждающихся финансирование на эти цели.
За формирование жилого фонда для детей-сирот отвечает минимущества Иркутской области. Нуждающиеся стоят в очереди во всех районах области, а строится жилье только в половине территорий. Так, в Иркутске за 2016-2017 годы не приобретено ни одной квартиры, хотя потребность в этом конечно была — на 1 января 2017 года на очереди стояли более 1000 человек.
Согласно ответу правительства Иркутской области на запрос IRK.ru, наибольшая численность детей-сирот на 1 января 2019 года, которые обратились за получением жилья — в Иркутске — 1093 человека, а наименьшая — 25 — в Катангском районе.
До 2016 года на территории Иркутска приобретено 162 жилых помещения. Говоря об основной проблеме, почему невозможно обеспечить всех нуждающихся квартирами, правительство региона ссылается на показатель средней рыночной стоимости жилья, закрепленный в приказе Минстроя России от 13 апреля 2019 года, который составлял 35 098 рублей, однако проведенный министерством анализ предложений вторичного и первичного жилья показал, что стоимость одного квадратного метра в Иркутске выше 40 тысяч рублей. Оценка проводилась в 2016-2017 годах.
Однако, то жильё, которое удаётся построить или выкупить, оставляет желать лучшего, а порой в нём невозможно жить. Строительство квартир для детей-сирот выполняется с нарушением пожарных и санитарно-эпидемиологических требований. Серьёзные вопросы вызывает качество отделки. Владельцы обращаются во всевозможные инстанции, фиксируя дефекты в своих квартирах, но получают отписки, в которых их обвиняют в неправильной эксплуатации помещений.
Строительство ведётся бесконтрольно, что позволяет фирмам-застройщикам не заботиться о качестве работы. Факты недобросовестности застройщиков при планировании, строительстве жилья были выявлены в Иркутском районе, Тайшете, Тулуне, Нижнеудинске, Усолье-Сибирском и других муниципалитетах.
Минимущества, выступающий оператором «сиротской» программы, покупает квартиры, в основном, по договору о долевом строительстве. Контрольных полномочий у дольщика по этому документу нет, поэтому строительство домов не отслеживается. Контроль может осуществляться, если заключается договор подряда.
В Ангарске новые дома через год после сдачи выглядят так будто им больше пяти лет. На стенах зданий белый налет — плесень, которая тут есть в каждой квартире. Непонятно, что станет с домами через несколько лет, будет ли это жилье ликвидным на тот момент, когда сироты смогут его приватизировать.
Дома в 251 квартале Ангарска уже прозвали «сиротским гетто». Однокомнатные квартиры в них получили 45 человек. В 2018 году уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко уже призывал власти региона отказаться от строительства домов, которые заселяются только сиротами. Но пока эта практика продолжается.
— Надо прекращать порочную практику строительства и приобретения жилья исключительно для сирот. Так мы сознательно создаём «социальные гетто». Мы прекрасно понимаем, что это за категория граждан, там иногда бывают и неплатежи, не всегда это бывают обустроенные местности, где предоставляется жильё. В этой связи очень серьёзно стоит вопрос о строительстве в целом социального жилья, – заявил уполномоченный.
Еще одна проблема «двойной» учет: одна очередь есть у минимущества, другая — у минсоцразвития. При этом из очереди выпадает несколько тысяч «бывших сирот», которые об этом либо не знают, либо в дальнейшем испытывают серьезные проблемы при получении жилья.
По оценкам правительства региона, для обеспечения в Иркутской области жильем всех нуждающихся детей-сирот старше 18 лет необходимо дополнительно около 13 миллиардов рублей.
Ситуация с реализацией жилищных прав сирот в Иркутской области является критической. Летом пошлого года в Общественной палате региона прошли слушания, посвященные защите прав детей-сирот. Участники встречи обозначили масштаб проблемы, отметив, что неудовлетворены действиями правительства по ее решению.
— Пока мы не переломим эту ситуацию, пока не будет посадок должностных лиц, которые за все это отвечают, ничего не изменится, — подчеркивал Виктор Игнатенко, считающий, что причина проблемы с жильем для детей-сирот в Иркутской области лежит в управленческой плоскости.
Для исполнения жилищных обязательств перед детьми-сиротами необходимо увеличивать финансирование программы. Но как быть с тем, что и без того недостаточные деньги просто не осваиваются? В 2017 году, например, неиспользованными остались 55 миллионов рублей областного бюджета, которые пришлось переносить на 2018 год.
В других регионах реализации программы уделяется большое внимание и принимаются достаточно конкретные меры. В соседнем Красноярском крае детям-сиротам ежегодно передается по 800 квартир. В Кемеровской области приняли решение утроить финансирование программы, в этом году для неё зарезервировано 1,6 миллиарда рублей.
В конце декабря 2018 году Владимир Путин утвердил ряд поручений, направленных на улучшение условий обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусматривается, что число жилых помещений для них не может превышать 25% от общего количества квартир в доме. Государство свою позицию обозначило, теперь очередь за Иркутской областью. Ситуацию нужно приводить в порядок, возможно, менять подходы к решению проблемы, иначе бесконечная очередь будет расти и дальше, а тысячи сирот, так и будут жить в ожидании чуда.
Ольга Леонова, IRK.ru
В Малую Топку их заселили - так жители уже соображают писать заявления, чтобы их выселил оттуда. Район испортили. Пьяные быдло-малолетки заполонили.