Встречу открыл генеральный директор Цзюй Гофа. Он рассказал, что решение провести мероприятие появилось после серии публикаций о проекте с недостоверной информацией.
— Наша компания основана в 2012 году для строительства завода по розливу воды в Култуке. В 2016 году были оформлены документы на землю. Мы разработали проектную документацию, получили необходимые разрешения, в том числе одобрение государственной экологической экспертизы, — начал рассказ Гофа.
По его словам, предприятие является добросовестным налогоплательщиком — в прошлом году оно заплатило 3,5 миллиона рублей налогов, после выхода на проектную мощность отчисления возрастут в десятки раз. Цзюй Гофа обратил внимание, что с созданием завода в Култуке появятся 148 новых рабочих мест.
— Мы не привлекаем к работе граждан Китая. На заводе будут работать исключительно жители Култука и ближайших населённых пунктов. Также неправда, что вся вода направится в Китай. На внутренний российский рынок уйдет 20%, на экспорт в Китай, Южную Корею, Монголию — 80%, — перечислил гендиректор.
После него слово взяла юрист компании Алла Коркина. Она акцентировала внимание, что правила центральной экологической зоны Байкальской природной территории не запрещают строительство заводов по розливу воды.
— Я хочу отметить, что ни один из инициаторов, кто начал эту информационную травлю, не обращался к нам за информацией. Компания открыта, нам нечего бояться. Вот эта пачка у меня в руках — копии разрешений, которые были получены от различных ведомств, — продемонстрировала кипу бумаг Коркина.
По словам представителя компании, в 2015 году «АкваСиб» проводил общественные слушания по проекту, на котором присутствовало 52 жителя Култука. Поэтому говорить, что предприятие не учло мнение местных жителей, нельзя.
Следующим подробно о технической стороне строительства рассказал главный инженер производства Владислав Герковенко. По его словам, завод располагается вне территории болот, о которых говорят в СМИ. Сквозь эту зону проходит только трубопровод для забора воды.
— Природе и местности будет нанесен минимальный урон, но и он компенсируется полной рекультивацией почвы. Отопление на заводе электрическое, то есть никаких котельных и других загрязняющих окружающую среду факторов не предусмотрено, — оценил риски специалист.
С другой стороны проблему рассмотрел орнитолог, сотрудник Института управления природными ресурсами ИрГАУ Александр Поваринцев. Он отметил, что многие говорят о вреде орнитофауне и особо охраняемой природной территории, на которой гнездятся редкие виды птиц.
— Во-первых, эта территория ООПТ не является. Местность имеет статус ключевой орнитологической территории, потому что она называется Южнобайкальским миграционным коридором. Через южную оконечность Байкала происходит мощная осенняя и весенняя миграция дневных хищных птиц, — начал объяснять эксперт. — Однако большинство птиц в Култутке не останавливаются, пролетая дальше в район Шаманского мыса. Также мало птиц гнездятся на территории из-за близости к поселку, ежегодного выжигания болота и засилья домашних животных.
После всех выступлений слово взял старший научный сотрудник лаборатории ихтиологии Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев, сидящий в другом конце стола. Неторопливо он начал разъяснять, каким образом водозаборная труба повлияет на живущие в Байкале организмы.
Он отметил, что водозабор будет располагаться на глубине 400 метров, где в озере стабильный температурный режим, что в свою очередь скажется на устойчивости и более благоприятном режиме для обитания различных организмов вдоль водовода на мелководье. Оголовок трубы разместят не менее чем на 30 метров от дна в открытой воде. Представитель института согласился, что даже на такие глубины заплывает омуль, но рыба слишком крупная, чтобы попасть в оголовок водозабора.
— На этой глубине можно встретить рогатковидных рыб: длиннокрылку, желтокрылку большую и малую голомянку, однако молодь этих видов, для которых оголовок водозабора мог представлять опасность, обитает в верхних горизонтах. Урон может быть нанесен кормовой базе рыб пелагической амфиподе макрогектопусу — основному кормовому объекту омуля. Федеральное агентство по рыболовству уже рассчитало примерный ущерб, есть заключение, — разъяснил Ханаев. — Я вижу массовую истерию. У людей, которые разбираются в ситуации, она вызывает раздражение и, к сожалению, отвлекает от реальных экологических проблем, связанных с Байкалом.
После его эмоционального выступления журналисты начали задавать свои вопросы. Первый касался состава учредителей компании.
— Основным участником «АкваСиб» является «Дацинская водная компания», которая расположена в Китае, ее доля 99%. 1% принадлежит российскому гражданину Ольге Мульчак, — ответила юрист Алла Коркина.
— Не могли бы вы пояснить расположение завода относительно водоохранной зоны? — спросила одна из журналистов.
— Завод попадает в водоохранную зону, но в 20-метровой охранной зоне строительство не ведется, там проходит только труба. Хочу отметить, что берег не будет закрыт заводом, — снова пояснила Коркина.
— Жители Култука часто говорят, что их участки попали в новую зону — не водоохранную, а санитарно-защитную. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? — спросил другой журналист.
— Вдоль водовода пройдёт санитарная зона, в пределах которой предусмотрены природоохранные мероприятия для защиты, — взял слово Герковенко. — И участки в эту санитарную зону не попадают.
— А какой режим охраны этой санитарной зоны? Порой она предполагает вооруженную охрану, — привел пример представитель СМИ.
— Вероятно какое-то ограждение будет, об этом пока рано говорить. Охранная зона от водовода это 50 метров в обе стороны, — ответил инженер.
— Будет охрана, видеонаблюдение, в пределах этой зоны нельзя будет вести какую-либо деятельность. Но никаких ограничений для посещения не будет, — вмешался Игорь Ханаев.
— Очистка воды предусмотрена и каким образом? — сменила тему одна из присутствующих журналисток.
— Внутри предусмотрена станция с механической и ультрафиолетовой очисткой воды. Все хозяйственно-бытовые стоки уйдут на очистные сооружения Култука, объём будет небольшим. Там уже сделана высоконапорная канализация, — рассказал Герковенко.
— Ну, наверное, вы здесь немного лукавите, — засмеялся Ханаев. — Организовывается новое производство в Слюдянском районе, где очистные сооружения не справляются. Но давайте заглядывать на будущее. Мы создаем инфраструктуру, рабочие места, возможность поступления налогов…
— Мы это кто? — перебила представитель СМИ.
— Мы… В том числе администрация Слюдянского района, — ответил эколог. — И этот вопрос лучше адресовать ей — если район получает деньги, то пусть он направит их на улучшение экологической обстановки района, в том числе на модернизацию очистных сооружений.
— А где будет зарегистрировано предприятие?
— Оно уже зарегистрировано в Иркутске и в Култуке, — ответила Алла Коркина.
На строительной площадке подрядчики укладывают водовод, строят насосную станцию и возводят ограждающие конструкции цеха. Информационная атака, которую ведут против проекта, оказывает психологическое давление, но не влияет на ход работ, заверили в «АкваСибе». Назвать лицо, стоящее за распространением недостоверных новостей, руководство компании затруднилось. Однако они настаивают на том, что готовы предоставить разрешительную документацию тем, кто сомневается в безопасности производства.
Разрешительные документы читайте по ссылке.
Виктория Чистякова, IRK.ru
Пусть Иркутскую минералку покупают китайцы, руки проч от Бакала!!!