Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В Байкальске обсудили тему ликвидации отходов БЦБК

В Байкальске прошло выездное совещание по вопросу ликвидации накопленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Депутаты Заксобрания, сенаторы, общественники и ученые обсудили промежуточные итоги и перспективы решения проблемы. Подробнее в репортаже IRK.ru.

Совещание возглавил председатель областного Заксобрания Иркутской области Сергей Сокол. Спикер поприветствовал участников и представил присутствующих за столом членов Совета Федерации. Председатель ЗС припомнил, что в 2008-2009 годах, когда он работал в регионе, проблема БЦБК была критической.

— Я очень удивлен, что через 10 лет накал страстей немного в другом ракурсе, но продолжает поддерживать наш любимый Байкальск на экранах телевизоров. Честно говоря, из того, что я увидел здесь, понимаю, что проблема решаемая. Нужно просто взять и сделать, — выразил свое мнение Сокол.

Затем спикер передал слово мэру Байкальска Василию Темгеневскому. По мнению главы города, есть всё необходимое, чтобы устранить негативное влияние отходов и развивать территорию как туристско-рекреационную. Слово перешло к первому выступающему, руководителю «Дирекции по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба» Валентину Бороденко.

Бороденко зачитал сухой отчет, в котором рассказал историю ликвидации отходов БЦБК. По его словам, в 2013 году проект разработала московская компания «ВЭБ инжиниринг», спустя два года документ получил одобрение госэкспертизы. В октябре 2017 года подрядчиком выполнения работ стала Росгеология.

Согласно заключенному договору между компанией и министерством природных ресурсов, проект стоимостью 5,9 миллиарда рублей планировали завершить к концу 2020 года. В марте 2018 года Росгеология прекратила работы из-за обнаруженной в очистном цехе щелокосодержащей жидкости. Спустя четыре месяца предприятие приступило к корректировке документации за счет собственных средств. Из-за длительности прохождения всех экспертиз, Минприроды России перенесло субсидии на реализацию мероприятий в 2018 году, на 2021 год.

— Не решен вопрос по имущественному комплексу; объекты, задействованные в разработке проекта, не включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, — отчеканил Валентин Бороденко.

Галина Кудрявцева и Валентин Бороденко
Галина Кудрявцева и Валентин Бороденко

Он подчеркнул, что ликвидация объектов с накопленным ущербом предусмотрена госпрограммой «Охрана окружающей среды на 2019 -2024 года». В 2019 году на нее заложили 95 миллионов рублей.

— Вы дали нам такую обзорную картину, спасибо вам за это, теперь скажите, что нужно сделать, — спросил спикер ЗС Сергей Сокол.

— Ну, во-первых, срок начала мероприятий очень существенный, и если произойдет дальнейшая оттяжка по времени, то это ляжет негативным бременем. Первоочередной задачей является решение по щелокосодержащей жидкости. Мы имеем не менее 167 тысяч кубических метров. Талые воды и осадки этот объем увеличивают, — ответил Бороденко.

После этого последовало более эмоциональное выступление научного руководителя сибирского отделения РАН Игоря Бычкова. Он критически оценил доклад предыдущего спикера, заметив, что в нем отсутствует целый ряд проблем.

— Маленькая справка: тот самый проект, который «ВЭБ инжиниринг» делала в 2013 году, первоначально получил отрицательное экологическое заключение в Иркутской области. Через три дня после этого проект был передан в Москву и в течение двух недель получил положительное заключение, — неторопливо начал приводить уточненную информацию академик.

Игорь Бычков
Игорь Бычков

По его словам, на сегодняшний день нет ни одной технологии, которую можно было бы реализовывать даже в опытно-экспериментальных условиях на картах накопленного ущерба. Технология вывоза, по его словам, также не просчитана.

— Недаром в заключении Счетной палаты недавно сказано, что проектная документация реализации не подлежит, технология не определена, а значит цена контракта является необоснованной. Если мы не знаем, как будем утилизировать, как можно запрашивать у государства финансирование? — возмутился Бычков.

Среди наиболее актуальных задач он назвал выработку и апробирование технологии по ликвидации шлам-лигнина и щелока и строительство дамбы во избежание схода селя в реки. По окончании выступления академика, в зале раздались неуверенные аплодисменты.

— У меня дальше в плане проведения совещания значится выступление министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрея Крючкова. Меня сейчас проинформировали, что он не смог приехать. Кто вместо него будет выступать и почему он не приехал? Видимо посчитал недостаточно важной эту проблему? — задал вопрос присутствующим Сергей Сокол.

— Да, — негромко ответил с другого конца стола замминистра Евгений Бичинов.

— Да? — удивленно переспросил председатель Заксобрания. В зале послышался смех.

— Он также работает с Федеральным собранием, но на других площадках, — неуверенно проговорил Бичинов.

— А на какой площадке сейчас работает министр? Какая площадка с точки зрения министра по природоохране может быть более важной, чем та, которую мы сейчас обсуждаем? — немного повысил голос Сокол.

— Я отвечу, — оборвал Бичинова на полуслове Роман Буянов, полномочный представитель губернатора в ЗС. — Его лично попросил Кутепов (Андрей Кутепов, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности — Прим.ред.) остаться в Иркутске, чтобы обсудить ряд вопросов.

— Ну если сам Андрей Викторович попросил, то мы потом с ним этот вопрос обсудим. Пожалуйста, слушаем вас, — передал слово замминистру Сокол.

Евгений Бичинов кратко заверил участников совещания, что министерство готовит мероприятия по селезащите рек Солзан и Харлакта, провело изыскания 14 рек южного Прибайкалья. Сокол попросил уточнить, когда будут завершены работы по ликвидации отходов и промплощадки. На это замминистра ответил, что экспертиза будет готова 30 июня, а сам проект с учетом демонтажа здания реализуют к 2024 году.

От общественности выступил представитель «Байкальского центра гражданской экспертизы» Юрий Фалейчик. Он согласился с академиком Бычковым, отметив, что реализация проекта может существенно затянуться.

— Чтобы решить проблему по шлам-лигнину, нужно что-то сделать с надшламовыми водами, которых тоже несколько миллионов кубометров. В конце концов придется задействовать канализационно-очистные сооружения города, которые к ним не приспособлены. Соответственно, требуется какая-то модернизация. А значит нужны обследования, проектирования, деньги в бюджете, тендер. Думаю, меньше двух лет на это не уйдет, — спрогнозировал Фалейчик.

Сергей Сокол поблагодарил общественника и попросил представить предложения для их включения в резолюцию совещания. После этого он спросил, желает ли кто-то выступить еще. Слово взял министр имущественных отношений Владислав Сухорученко.

Он отметил, что хочет «прояснить вопрос по селезащите» во избежание распространения недостоверной информации. Министр акцентировал внимание, что этот вопрос находится в компетенции федерации, но тем не менее им занимается правительство Иркутской области. По его словам, уже провели работы по очистке рек Слюдянского района для увеличения пропускной способности, государственный высокогорный институт Росгидромета выполнил изыскательскую работу. В конкурсе на выполнение проекта мог участвовать и Иркутский научный центр СО РАН, колко отметил Сухорученко. В течение двух недель техническое задание селезащитных мероприятий на реках Харлакта и Солзан пройдет экспертизу, на его выполнение в 2019 году уже заложили деньги в бюджет.

— А вот скажите мне, пожалуйста, за успешную реализацию отвечает высшее должностное лицо субъекта, то есть наш губернатор. А кто здесь на территории отвечает? — спросил у министра Сокол.

— Губернатор, в первую очередь, поручил это правительству. Мы получаем поручения непосредственно от собственного руководства, то есть от председателя или зампредседателя, — ответил Сухорученко.

— То есть вы сейчас нам убедительно пытались продемонстрировать, что к «пуговицам» претензий нет. А вот в целом, кто занимается, Роман Викторович (Буянов — Прим.ред.)? — переадресовал вопрос председатель ЗС.

— Правительство и занимается, — беспристрастно подтвердил Буянов. — Отдельного органа или лица, который бы курировал этот проект, нет. Ответственность на председателе правительства.

Приняв информацию к сведению, Сокол вернулся к докладам. С речью выступил директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. Он упомянул о проблеме теплоисточника Байкальска, городской ТЭЦ, которая «запитана на карты БЦБК». По его словам, никто не учитывает, что произойдет с теплоэлектростанцией, когда карты ликвидируют.

Свою позицию озвучила Байкальская природоохранная прокуратура Иркутской области. Как сообщил зампрокурора Алексей Калинин, ведомство уже неоднократно требовало устранить различные нарушения проекта, начиная от неправильного выбора технологии. Он поддержал академика Игоря Бычкова, отмечая, что прокуратура внесла в Росгеологию очередное представление. Ведомство требует постоянного мониторинга со стороны заказчика и исполнителя контракта.

После выступления зампрокурора Сергей Сокол поблагодарил участников обсуждения и хотел перейти ко второму вопросу. Но замминистра природных ресурсов Евгений Бичинов предложил заслушать выступление Росгеологии, на что спикер ЗС дал свое согласие.

Слово взял директор департамента экологических проектов Росгеологии Артем Полтавский. По его словам, компания выполняет опытно-промышленные работы, проводит камеральную обработку инженерных изысканий. Он особо отметил, что в рамках корректировки проходят опытные работы, где проверяют технологии по обезвоживанию.

Артем Полтавский (с микрофоном)
Артем Полтавский (с микрофоном)

— Все результаты будут апробированы, пройдут через экспертизу. Параллельно создан информационный ресурс, на который собираются заявки по предлагаемым технологиям. Направлены обращения в 52 организации, в настоящий момент поступило 18 предложений с технологиями, — рассказал Полтавский.

По итогам совещания участники составили резолюцию, которую примут с учетом всех озвученных предложений. По словам Сергея Сокола, документ будет рабочим и станет «оружием» в работе с федеральными органами и областным правительством.

Фотографии предоставлены пресс-службой Заксобрания Иркутской области

Виктория Чистякова, IRK.ru

  • Скорее всего не будет толку с переработкой отходов ЦБК, т.к. нет возможности у них справится даже с обычным мусором - волонтёров приглашают!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля