Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Азбука Иркутска»: Дом НКВД

«Азбука Иркутска»: Дом НКВД

В тихом Пионерском переулке на углу с улицей Литвинова стоит многоквартирный жилой дом № 10. Вид у него не самый привлекательный: обшарпанные стены в болотно-зеленых и грязно-серых тонах, с фасада местами отваливается штукатурка, но внимание привлекают необычные формы, стиль, который почти сто лет назад совершил революцию в отечественной архитектуре. Об истории конструктивистского дома НКВД и его создателе — в очередном выпуске рубрики «Азбука Иркутска».

В ногу со всем миром

Прохожим сложно поверить, что ветшающее здание на углу Пионерского переулка в свое время было символом архитектурного прогресса. Дом для сотрудников НВКД оказался по-настоящему смелым для этого района, который тогда представлял собой кварталы деревянных усадеб и каменных особняков преимущественно классической архитектуры.

Автор проекта дома НКВД — иркутский архитектор Казимир Миталь. Свой профессиональный путь он начинал младшим инженером при Канцелярии иркутского генерал-губернатора, успел побывать гласным городской думы, активно занимался общественной деятельностью.

До Октябрьской революции отметился несколькими реализованными проектами, среди которых здание нынешней школы № 11 в переулке Богданова, педагогического колледжа на Гоголя, коррекционной школы № 10 на Чкалова — все это примеры привычной городской застройки начала 20-го века. Впрочем, всего через несколько лет стиль архитектора Миталя сильно поменялся — так же, как изменился в те годы весь мир.

По заветам архитектурной революции

Русская революция обернулась для страны не только потрясениями, но и культурным взрывом: началось переосмысление устоявшихся принципов в искусстве, в архитектуре настала эпоха смелых решений — освобождение от нефункциональной «мишуры» декоративных элементов, стремление к пролетарской аскетичности форм и передовому «новому быту». Свежий взгляд требовал иного подхода к планированию пространств и, соответственно, современных стройматериалов — для начала 20-го века это были прежде всего железобетонные конструкции.

Популярное в то время течение — конструктивизм — взял на вооружение Казимир Миталь, в 1930 году ставший главным архитектором Иркутска. Неудивительно, что именно ему поручили строительство жилого дома для сотрудников Объединенного государственного политического управления, или ОГПУ, которое вскоре получило другую печально известную аббревиатуру — НКВД (Народный комиссариат внутренних дел).

Дом ввели в эксплуатацию в 1934 году. Для этой части города строение оказалось хотя и крайне неординарным, но не чужеродным — этого удалось достичь благодаря переменной этажности; дом НКВД гармонировал одновременно с невысокими деревянными зданиями и старыми каменными особняками. Архитектору удалось создать выразительный и запоминающийся объект, использовав лаконичные формы.

Интересную особенность приобрел дом благодаря находчивости архитектора: стремясь соответствовать канонам конструктивизма, Миталь одновременно решал проблему острой нехватки железобетона. Именно поэтому оштукатуренный фасад в сочетании с плавными формами успешно имитирует бетонную фактуру, тогда как на самом деле здание почти полностью выстроено из кирпича.

Впрочем, дефицитный железобетон кое-где все-таки использовали — без него не получилось бы соорудить «ленты» балконов на углу дома. Эта часть здания вкупе со сплошным вертикальным остеклением лестничных блоков — характерные конструктивистские акценты, которые прочно роднят иркутский дом НКВД со «старшими братьями» из Москвы и ряда крупных городов Европы.

Судьба творца

Человек, построивший жилье для сотрудников НКВД, от их рук и погиб: в апреле 1938 года его арестовали по печально известной 58-й статье — «Измена Родине», сочли одновременно польским и немецким шпионом. В декабре того же года Казимир Миталь умер в тюрьме.

Еще раньше советская власть вынесла приговор и конструктивизму как направлению в архитектуре. То ли высшее партийное руководство в конце концов испугалось смелых идей, то ли взыграли старые комплексы — захотелось строить «дворцы, как у царей», но в начале 1930-х годов в СССР началась эра помпезного «сталинского ампира», а с ней и гонения конструктивистов: готовые проекты отклоняли, а фасады некоторых уже возведенных зданий стали переделывать — навешивали карнизы, пилястры, пристраивали неуместные колонны. Так, например, поступили с другим творением архитектора Миталя — корпусом курсов марксизма-ленинизма на улице Сухэ-Батора (ныне часть здания педагогического института ИГУ).

Большинство конструктивистских произведений Иркутска удалось сохранить, несмотря на «старания» их обитателей. Дом НКВД всегда был жилым, что повлекло за собой беспорядочное изменение фасада: повсюду можно наблюдать самовольное остекление балконов, а первый этаж визуально разорван контрастной окраской стен — все это откровенно уродует здание.

Дом № 10 в Пионерском переулке значится в списке зданий, которые капитально отремонтируют до конца 2019 года. К сожалению, ремонт многоквартирных домов зачастую проводят без оглядки на оригинальный проект, что в случае с домом НКВД может привести к катастрофическим последствиям. Защитить его облик смог бы статус памятника или выявленного объекта культурного наследия, но ни того, ни другого у здания пока нет.

Однако глядя, как в ряде городов России стали обращать внимание на проблему сохранения памятников конструктивизма, можно надеяться, что и жители Иркутска однажды осознают ценность наследия Казимира Миталя.

Автор фото — Анастасия Влади

Вадим Палько, IRK.ru

  • Дарья Конова 22 апреля 2019 в 11:03

    Мой первый комментарий!

    https://zipal.ru/166921 вот и планеровка, и фото улыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля