Скульптуру установили на территории Прибайкальского национального парка. Одним из первых свое мнение выразил исполняющий обязанности директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов.
— Памятник установлен в рамках нашей работы по экологическому просвещению и рекреационной деятельности. Вокруг будут обустроены пикниковые точки, создана экологическая программа и официальный маршрут. Монумент даст импульс развития поселку Узуры, через который будут проезжать туристы. Скульптура не наносит экологического вреда местности, — заявил Рамазанов в комментарии газете «Областная».
Его позицию парировала гид-экскурсовод по Байкалу Наталья Кайгородова. Она написала в Facebook, что сообщество гидов не раз обращалось к руководству Прибайкальского парка с просьбой установить туалеты на острове, построить деревянные тротуары, создать кемпинговые площадки. Однако в ответ оно получало отказы, которые объясняли ограничениями Центральной экологической зоны (ЦЭЗ).
— И тут апофеоз отношения нацпарка к туристам — установка искусственного сооружения на берегу Ольхона. Бронза. Явно с резонансным звуком. Отталкивающим эстетическим видом. С нарушением этой ЦЭЗ. С нарушением того самого реликтового ландшафта. С нарушением самой идеи экологического туризма, — возмущается Кайгородова.
Она заметила, что новым маршрутом будут возить те, для кого «деньги не пахнут, а смыслы — не имеют значения». Другие гиды, по словам Кайгородовой, привозят туристов на Ольхон, чтобы показать первозданность природы.
В той же статье в газете «Областная» свое мнение о ситуации озвучила глава Ольхонского района Вера Маланова. Она заверила, что памятник не является объектом капитального строительства.
— Мы думаем, что монумент изначально имеет положительный посыл, как и все работы Даши Намдакова. Кстати, когда в нашем районе устанавливались скульптуры «Орел», «Бродяга» и стела Ольхонского района, никто ни у кого мнения по поводу их эстетических качеств не спрашивал. Среди жителей существуют разные точки зрения на установку новой скульптуры, однако о ее художественной ценности могут судить только профессионалы, — резюмировала глава района.
С ней согласилась искусствовед, художник, директор Иркутского областного художественного музея имени Сукачева, председатель регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева. «Хранителя» она назвала «великолепной скульптурой автора с мировым именем».
— На мой взгляд, остров Ольхон в качестве места установки «Хранителя Байкала» выбран очень верно, ведь в нем переплетены шаманские и буддистские мотивы, при этом нужно понимать, что он является не культовым сооружением, а произведением искусства высочайшего уровня, созданным с добрыми намерениями, — поделилась видением ситуации Сысоева.
Иркутский эколог Виталий Рябцев раскритиковал озвученные мнения в Facebook. По его словам, туристы смогут как подойти к скульптуре пешком, так и приехать на автомобиле.
— Как же это «невозможно» подъехать, если тяжелую статую сюда привезли? На фото видно, что склон пологий. Будут теперь на нем тусоваться толпы уазиков, джипов, квадроциклов. И опять, «о его художественной ценности могут судить только профессионалы». Основная претензия, причем основанная на законе, к месту установки статуи! Нельзя такие объекты размещать в нетронутой природе Центральной экологической зоны <…> Вот что происходит, когда основную задачу ООПТ — охрану природы — заменяет «развитие экологического туризма», — огорчился эколог.
Ранее Рябцев опубликовал в своем блоге статью под названием «История с Хранителем Байкала или Козлом Намдакова близится к финалу», также критикующую установку скульптуры. В ответ на это бизнесмен и меценат Виктор Бронштейн написал пост «Кто козел — рассудят паломники!». В нем он сравнил Рябцева с «образом „мыслителя“ товарища Балаганова, рожденного Ильфом и Петровым». По мнению Бронштейна, Рябцев не разглядел «глубинную философскую и эстетическую ценность этой скульптуры и, очевидно, других работ всемирно признанного автора».
«Напомню, что Байкалу 20 миллионов лет, и гений уникального скульптора из рода кузнецов-дарханов, шаманов и лам непостижимым для нас образом, по-видимому, погрузился в клубящуюся глубину байкальских лет и, вынырнув оттуда, вынес на поверхность впечатление от увиденного. Думаю, что в той космической глубине пространства и времени растительный, животный и разумный человеческий мир были еще триедины. Господь, возможно, еще раздумывал над созданием Адама и Евы! А далее — биологов и художников, гениев и злодеев, каинов и авелей», — оценил талант Даши Намдакова Бронштейн.
Он подчеркнул, что трехметровая копия скульптуры, изготовленная на 3D-принтере, была «гвоздем программы» на Московском биеннале в 2017 году. Сейчас к памятнику уже приходят первые паломники.
Публично скульптуру поддержал губернатор области Сергей Левченко. По его мнению, она может стать центром культурного экологического и событийного туризма.
— Даши Намдаков известен во всем мире. В 2017 году, во время проведения юбилейных мероприятий «Дней Иркутской области в Москве», в выставочном зале Всероссийской творческой общественной организации, на выставке «Земля у Байкала» произведения Даши Намдакова занимали центральное место и вызывали восхищение у публики, — сказал глава региона во время встречи с режиссером Сергеем Мирошниченко, который снимает фильм о скульптуре.
Один из самых ярых противников установки скульптуры на Ольхоне — общественник Андрей Ершов. В группе «Сохраним Ольхон» он написал, что до сих пор не представлены разрешения на реализацию проекта. Ершов со ссылкой на Прибайкальский национальный парк сообщил: «в настоящее время подготавливается заключение, что скульптура не является объектом капитального строительства и проведение экологической экспертизы не требуется».
— Во-первых, согласно законодательству, даже небольшие трансформаторные будки у энергетиков являются объектами капитального строительства. Что уж говорить о восьмиметровой бронзовой статуе Намдакова, которая будет влита в многотонный фундамент из бетона. Кроме того, как принято, сначала необходимо получить заключение и все необходимые разрешения, а уже потом проводить монтажные работы. Во-вторых, с какого такого интереса ПНП (Прибайкальский национальный парк. — Прим. ред.) берет на себя заботы по получению необходимых разрешений, а также заключает договор и принимает на свой баланс это изваяние? — возмущается активист.
В июле 2017 года Андрей Ершов обратился в прокуратуру области с просьбой проверить законность установки скульптуры. Из его поста в соцсети следует, что в 2018 году он подал повторное обращение. 18 декабря ведомство сообщило, что приступило к проверке законности установки скульптуры по обращению двух жителей Ольхонского района. Прокуратура проведет ее в течение 30 дней, после чего при выявлении нарушений может демонтировать «Хранителя».
Виктория Чистякова, IRK.ru
Во всех нормальных странах мира есть такие скульптуры, вписанные в пейзаж, что люди приезжают только ради них. А у нас судя по комментам один скудоумный бред в головах людей. Что бы кто ни делал, все всегда против. Понятно почему другие страны развитее нашей?