Как всё начиналось
Когда я работала на одном крупном заводе в Иркутске, видела, что у нас с производства ничего не выбрасывали, а сдавали на переработку. Собирали картон, стекло, алюминиевые банки, пластик. За вывоз мусора предприятие платило бы солидную сумму, а собирая рассортированные отходы и сдавая их на переработку, получало деньги, хоть и небольшие. В каждой службе стояли контейнеры, за ними регулярно приезжали машины. Так я узнала, что в Иркутске существуют компании, принимающие вторсырье.
Я никогда специально не интересовалась темой экологии и, можно сказать, что была от нее далека. Заставило задуматься участие в проекте «Чистые берега Байкала», когда мы с коллегами съездили на Ольхон и на Сарайском пляже собрали больше 70 больших мешков мусора.
Был и еще один поворотный момент. Родители переехали в другой конец страны и продали дачу, на которую до этого мы многое отвозили, например, стеклянные банки. Мне было жалко выбрасывать склянки. Вспомнила, что у завода принимают вторсырье, и, по идее, от населения тоже должны. Поискав в интернете, нашла несколько компаний, у одной из них есть несколько пунктов приема по городу.
Сначала собирала только стекло, системы никакой не было, отставила в сторону — потом отвезем. Как и многие, я думала, что пластика у меня нет — не пью газировку, не покупаю бутилированную воду за редким исключением. А потом попробовала месяц не выбрасывать изделия из пластика, и оказалось, что вот этих «за редким исключением» — очень много: приходили гости, купила йогурт или сметану…
О переменах в жизни
В чем польза сортировки: когда ты переходишь на эту систему, и весь мусор у тебя почти всегда перед глазами, это заставляет задуматься, как много отходов производит даже один человек. И в жизни потом начинаются перемены, меняются привычки, ценность многих вещей ты переосмысливаешь. Так, например, я отказалась от компота в пластиковой бутылке, который нередко покупала. Решила, лучше варить дома самой.
Я всегда ношу с собой сумку для покупок и несколько фасовочных пакетиков из дома. Уже больше года не выбрасываю пакеты и те, что накопились, использую повторно. Я начала задумываться, в какой упаковке покупаю товары. Нашла место рядом с домом, где можно купить хлеб без упаковки прямо с прилавка, масло и сыр покупаю у одной и той же женщины на рынке — она меня уже знает и не удивляется или посмеивается, как многие, когда я протягиваю ей свои пакеты.
Беру с собой еще всегда стакан для напитков. Теперь в Иркутске во многих кофейнях можно попросить, чтобы напиток «на вынос» налили в твой стакан, и даже сделают скидку.
Где в Иркутске сдать мусор в переработку
В интернете есть множество информации, какой пластик принимают на переработку и как отличать его виды. Наши местные активистки сделали и постоянно обновляют презентацию (по ссылке можно посмотреть презентацию с примерами того, что можно сдавать на переработку и где это можно сделать — Прим.ред.), какое вторсырье принимают в Иркутске. Созваниваются с владельцем компании-сортировщика, уточняют какие-то моменты. У нас даже есть специальный чатик в одном из мессенджеров.
У «Гринписа» есть проект Recycle Map — карта, где отражены пункты приема вторсырья. В Иркутске их под сотню, но надо понимать, что на карте отражены даже кафе, которые принимают батарейки. Пунктов, где принимают пластик, бумагу, картон, на самом деле немного. Лично я сдаю отходы в центре, на улице 25-го Октября и в Академгородке. Принимают по цене, в среднем, рубль за килограмм.
Кроме того, в Иркутске можно найти пункты приема старой техники, одежды (например, благотворительный магазин «Вторник»), отработанных батареек (раньше их собирало МУП «Спецавтохозяйство», сейчас сдаю в благотворительный фонд «Оберег»).
Как я организовала сортировку мусора у себя дома
Бытует мнение, что если у тебя нет балкона, то заниматься сортировкой мусора очень сложно. На самом деле всё зависит от того, как часто ты вывозишь накопленное.
Я сортирую пластик, железо, стекло, картон, бумагу. У меня дома есть большой бумажный пакет, он стоит рядом с раковиной. Перед тем, как положить что-то в него, надо это вымыть и высушить. Под раковиной стоит коробочка для пакетов и картона, еще есть ящик для бумаги, в который я собираю все рекламные и агитационные газеты из подъезда, которые никто из соседей не хочет брать.
Кто-то для организации процесса покупает специальные контейнеры, например, в «Икее». Я сначала хотела сделать на балконе большой ящик, но потом поняла, что в таком случае буду долго копить. Да и потом тяжелее собраться на пункт приема, когда тебе нужно вывезти пять мешков с мусором. А так по пути на работу раз в месяц беру с собой небольшой пакетик — это просто. Принимают на пунктах любой объем, хоть две бутылки.
У всех дома есть пакет с пакетами. И это хорошая привычка с точки зрения экологии — использовать вещь несколько раз. Хотя бы два раза — уже лучше, чем один. Со сдачей в переработку пакетов в Иркутске есть проблема: их не принимают от населения, только от предприятий в большом объеме.
Решили вопрос активистки, которые продвигают у нас в городе тему сортировки мусора. Они договорились с компанией о приеме пластиковых пакетов от горожан с условием, что это будет большая партия, материал будет отсортированный и чистый. В сентябре провели специальную акцию по сбору, и планируют повторить в декабре.
Среди иркутских активистов есть и такие, кто разделяет органические и неорганические отходы. Всю органику они замораживают и затем увозят на приусадебные участки в компост. Мне сейчас увозить некуда, я выбрасываю пищевые отходы в обычный контейнер.
Про «мусорную» реформу
Недавно я прочитала документ, принятый в регионе на десять лет, в сфере обращения с отходами, и, если честно, расстроилась. Рассчитывала, что тема раздельного сбора мусора будет занимать в нем значимое место, но на самом деле в программе об этом, грубо говоря, две строчки. Просто предполагается возможность для муниципалитетов выделять землю под сортировку отходов.
Даже если во дворах начнут устанавливать специальные контейнеры, это не решит проблему. У нас население совсем не готово к сортировке мусора. Мол, какие-то пакеты мыть, вы что, алло? Надо много лет усиленной разъяснительной работы.
Один из наших частных сортировщиков устанавливал в Иркутске контейнеры — половину сожгли, другие не заполнялись, либо заполнялись не тем мусором. Люди не доверяют подобным мерам, отчасти потому что не понимают, куда потом деваются отходы. Я знаю, что в Красноярске и в Новокузнецке есть мусороперерабатывающие заводы (туда возят в том числе иркутские сортировщики).
Также у людей накапливается негатив к сортировке отходов из-за того, что они связывают ее с «мусорной» реформой и будущим ростом тарифов на вывоз ТКО. Почему, мол, я должен платить больше, да еще что-то мыть, собирать, сортировать?
Практически никто не рассказывает и не показывает, что у нас переполнены мусорные полигоны, что там все отходы будут лежать практически вечно. Все слышали, что пластик разлагается 200 лет, но за такой срок это происходит, если его в лесу кинуть. А если его оставить на полигоне, он не разложится никогда. Потому что там нет достаточного доступа кислорода, света и воды. Плотные залежи ничего сквозь себя не пропускают. И такая же ситуация складывается даже на стихийных свалках. Представители фонда «Подари планете жизнь» рассказывали, что при разборе одной из них на Ольхоне под завалами обнаружили юбку, которая сохранилась как новая.
В Иркутской области в рамках грядущей «мусорной» реформы планируют построить больше 20 новых полигонов. Мы хотим ими себя окружить, и никто не вспоминает, что на любом из полигонов выброс газов, как в подмосковном «Ядрово», может произойти в любой момент. Опасные газы вырабатываются при гниении пищевых отходов без доступа кислорода.
Есть проект строительства частного мусороперерабатывающего завода в Ангарске, но он пока нерентабельный. Чтобы предприятие работало полноценно, ему нужен большой объем поступающего вторсырья, а сбор в регионе не организован, и вряд ли будет в ближайшее время. За бюджетные средства вопрос не планируют решать.
Об отношении окружающих
Я никому не навязываю свои взгляды, никого не агитирую, так как людям, которые до этого никогда не интересовались темой сортировки отходов, сложно что-то объяснить и доказать. А те, кто уже что-то слышал, они, как правило, сами задают вопросы. Ни одной дружеской встречи теперь у меня не обходится без обсуждения мусорной темы, причем инициатором выступаю не я.
У кого-то мужья напрочь отказываются сортировать мусор и демонстративно выбрасывают пластик. Мне повезло: мой молодой человек мне помогает, моет пакеты, банки вместе со мной, знает, что и куда складывать.
Мои родители живут в частном доме, а свое хозяйство предполагает экологичный образ мышления. Они меня также поддерживают.
Вместо заключения
Мне кажется, вопрос обращения с отходами должен решаться на уровне федерации и единообразно по всей стране, не нужно отдавать все полномочия регионам. Есть субъекты, продвинутые в «мусорном» плане, а есть те, в которых, как говорится, конь не валялся.
Думаю, что не меньше 10 лет нужно нашему обществу, чтобы прийти к сортировке мусора и экологичному мышлению в целом. На мой взгляд, властям нужно действовать не только с помощью агитации, но и вводить запретительные меры. Так, в некоторых странах продажа одноразовых пакетов запрещена законом.
Русских людей в их неприятии сортировки отходов можно понять: мы очень долго шли от того, чтобы не мыть пакеты. Старшее поколение помнит, как нужно было придумывать что-то с упаковкой, заворачивать продукты в газетку, мыть мусорное ведро… А теперь жизнь стала проще, и людям тяжело сделать шаг, в их понимании, назад.
Фото Анастасии Влади и из личного архива Александры Тельминовой
Беседовала Екатерина Орлова, специально для IRK.ru
А, да, еще…. а что такое менструальная чаша?)