Как появилась идея реконструкции именно этого сквера?
— В прошлом году мы занимались обустройством двора дома № 1 на Чудотворской, и, работая над этим проектом, я каждый день проходила мимо заросшего сквера, похожего на такой густой заброшенный кусок города. Ходить мимо него было темно и страшно.
Затем я увидела переписку в Facebook, где старожилы Иркутска делились своими воспоминаниями по поводу этого места: кто-то гулял здесь в детстве, кто-то бегал с друзьями в этот сквер после учебы, для кого-то это ключевое место, связанное с роддомом. Их теплые воспоминания меня растрогали, захотелось взяться за этот объект, сохранить старинные и памятные жителям ограждения, которые постепенно разрушались.
18 марта иркутяне, помимо выбора президента, могли сделать еще один выбор — проголосовать за общественную зону для строительства в течение года по проекту «Формирование комфортной городской среды». Этот сквер набрал наибольшее количество голосов и принял участие в проекте, хотя были достойные конкуренты.
Я в то время уже создала концепцию проекта и вместе с командой начала обклеивать подъезды близлежащих домов агитационными листовками, просила знакомых голосовать на участках, а подписчикам в Instagram и Facebook пришлось терпеть мои агитационные посты. Я даже попросила хорошего знакомого крутить агитку на экране «Труда». В общем, делали все, чтобы победить. Но все равно я сильно удивилась, что наш объект выиграл.
Почти все проекты стараюсь делать необычными, чтобы они вызывали эмоции, но не были вычурными. Сквер располагается среди оживленных улиц, но внутри него тихо и умиротворенно. Когда я смотрела на него, то мне казалось, что здесь что-то должно парить и одновременно освещать пространство. Захотелось создать свет, который бы подсвечивал зелень изнутри. Так появилось светящееся облако, а сам сквер стал торшером, светящимся изнутри, задерживая и привлекая к себе взгляд.
Форму и количество площадок создавали уже существующие деревья и кусты. Поэтому мы постарались все растения сохранить, организовав внутри небольшие пространства. На одной площадке сделали амфитеатр и сцену для торжеств и событий, на второй, поменьше, оставили свободное пространство для танцев или подвижных игр. Они разделены зеленым холмиком, делающим площадки более уютными. А красные фонари связали сквер с двором на Чудотворской, 1, делая их родственниками, продолжая идею некоторого чуда.
Интересный момент. Не все понимают, где находится этот сквер, даже если подписываешь, что Чудотворская — это бывшая Бограда. Почему так происходит, ведь это центр города? К тому же сквер — территория с большим трафиком: рядом остановка, набережная и творческое пространство. На мой взгляд, такие заброшенные территории выпадают из восприятия.
Это ваш первый опыт подобных проектов?
— С городом это мой третий проект. Первый — сквер на пересечении Некрасова и Пролетарской, второй — двор на Чудотворской, 1. Кстати, можно сделать эволюционную линейку и посмотреть, чем отличается объект, сделанный с участием архитектора в стройке, от объекта, реализованного без его участия.
Меня попросили сделать проект сквера на Некрасова, но о том, что его строят, я даже не знала. В итоге от изначальной идеи ничего не осталось, а то, что осталось — выглядело странным. Вместо разных видов покрытий площадок и дорожек сделали одно — асфальт, а фонари и лавочки заменили на типовые, не подходящие к дизайну места.
Во дворе дома № 1 на Чудотворской большинство идей воплощены, но каждый пункт приходилось отстаивать. Мы донимали всех, чтобы все было в лучшем виде. Результат всех удивил.
Со сквером все было иначе. Администрацию Иркутска, подрядчика и архитектора объединяло желание сделать объект ярким и необычным.
Моя работа на стройке заключается в том, чтобы донести задумку строителям. Мы обсуждаем, как ее воплотить, но иногда приходится корректировать выполненную работу. Получается, для подрядчика архитектор на стройке — это невыгодно. Я очень благодарна подрядчику, что он прислушивался к моим рекомендациям и мы получили желаемый результат.
В нашей стране есть мнение, что авторский надзор для благоустройства не нужен, но сравните сами результат работы над проектом с участием архитектора и без. По-хорошему, архитектор должен быть в числе руководителей, представляя интересы заказчика, ведь он автор и создатель, лучше него никто не знает, как все должно быть. Именно поэтому я сама решила, что буду контролировать стройку на Чудотворской. И очень рада, что нам удалось сохранить задуманные фонари-иголки, ультрасовременные лавочки и общую идею.
Что вы чувствуете, когда работа над проектом закончена?
— Конечно, есть невероятное удовольствие от того, что картинка, существовавшая в воображении, обретает реальные черты. В день, когда установили столбы-фонари, я в очередной раз забежала… на мгновение замерла, побежали мурашки, и восхитилась, как же классно получается! Я сейчас заплачу (смеется)… Ох, это прекрасное чувство!
Во всех ваших проектах для города вы большое внимание уделяете свету. Почему?
— Во первых, у нас в Иркутске большую часть года — зима. Очень много зимы и очень много темноты. Отсюда негатив и депрессии. И с этим нужно что-то делать, например учитывать опыт других стран с похожими климатическими условиями. К примеру, шведы используют в доме и на улицах различные уютные фонарики. Главное, чтобы свет был теплым.
Во-вторых, свет дает много эмоций и всегда ассоциируется с праздником. Было бы здорово, например, возвращаться с работы и ощущать на улице праздник. И настроение сразу улучшается! Домой приезжаешь уже немного счастливым.
Что дают городу подобные объекты?
— Благодаря восстановлению таких объектов, горожане начинают верить, что жизнь становится лучше. Это психология. Когда ты видишь, что мир вокруг тебя становится лучше, самому хочется совершенствоваться, развиваться, творить и действовать!
Только представьте: если бы все площадки строились с архитекторами, фонтаны создавались совместно со скульпторами и художниками, насколько город стал бы прекраснее. Многие талантливые люди не ушли бы из профессии, и отток молодых дарований стал бы меньше.
Мы уже имеем шанс на это. Программа («Формирование комфортной городской среды». — Прим. ред.) рассчитана на много лет, поэтому подобных площадок станет больше. Иркутск уже сильно меняется, как и горожане. Очень хочу, чтобы город становился лучше, ведь у нас для этого все есть.
Фотографии Антона Климова и Ольги Жуйковой
Беседовала Ксения Хабибулина, IRK.ru
Я работаю рядом, хожу и езжу мимо. Что было и что стало - небо и земля. Получилось интересно и необычно. Ольга, вы молодец. А во дворе дома 1 этот светящийся столб мы сначала не могли понять что это елка, или столб для масленницы, потом привыкли к нему))) если есть заброшенный пустырь в городе и…