Игрушка внука декабриста
Этот деревянный кубик полтора века пролежал внутри пирамидального фортепиано. Его нашли в 90-х годах при реставрации музыкального инструмента. Уронить его туда мог Сережа Молчанов, внук Волконских. Установлено, что кубик сделан в 1850-х годах, как раз в это время семья ссыльного декабриста жила в Сибири.
Игрушка, обклеенная бумагой с изображениями детей, возможно, героев сказок, входила в набор. Поскольку вещица очень маленькая и может остаться незамеченной, ее выставляют в отдельной стеклянной витрине.
Шаль Марии Волконской
У этой шали удивительная история: ее передали музею как семейную реликвию, однако спустя пять лет подарок похитили. Но обо всем по порядку. По легенде, шаль принадлежала княгине Марии Волконской. Она подарила платок на свадьбу одной из местных девушек. Из поколения в поколение его передавали по женской линии. Одна из владелиц перед своей смертью разделила шаль пополам и подарила дочерям. Сохранилась только одна часть, ее в 1970 году иркутянка как семейную реликвию передала в музей.
В 19-м веке шали были популярной деталью женского гардероба. Есть трактаты по истории моды, в которых описывается значение вещи, модельный ряд, техника изготовления и даже химический состав платков того времени.
Спустя пять лет после того, как шаль подарили музею, ее украли. Экспонат считался навсегда утраченным, но в начале 2000-х годов обветшавший кусочек ткани неизвестные люди принесли в Забайкальский краеведческий музей и попросили за него всего 1500 рублей. В 2007 году директор читинского музея, видевшая в 70-х годах шаль на одном из семинаров, предположила, что утерянная вещь находится у них.
Только в 2012 году шаль вернулась в наш музей. Почти сразу экспонат отправили в Москву, в научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря, на капитальную реставрацию, которая длилась около года. Мастера восстановили утраты, где это было возможно, уплотнили шаль, сделав реставрационную подложку из ткани.
Личную вещь княгини Волконской выставляют в экспозиции полгода. Затем ее на такое же время убирают в фонды музея. Такие меры позволяют лучше сохранять шаль.
Рояль «Лихтенталь»
О том, что этот рояль принадлежал семье Волконских, стало известно после работы над архивными документами. В них содержались сведения о посылках декабристов. Одна из таких посылок весом около 350 килограммов и стоимостью 500 рублей была отправлена в Урик Александром Раевским, братом княгини Волконской.
Рояль 1831 года выпуска был сделан фирмой «Лихтенталь» в Санкт-Петербурге. Изначально производство музыкальных инструментов находилось в Бельгии. Затем оно полностью переехало в Россию. На 1830-е годы как раз пришлось начало развития фирмы в нашей стране. Рояль Волконских — один из первых «Лихтенталей», выпущенных в Санкт-Петербурге.
Коллекция вещей декабристов начала формироваться в иркутском краеведческом музее еще в 1920-х годах. Изначально музыкальный инструмент числился как «рояль декабристов», то, что он принадлежал именно Волконским, было установлено позже.
В 1991 году проводилась капитальная реставрация внутренней механики рояля. После долгих лет «молчания» он наконец зазвучал. В музее проходят музыкальные вечера, и на всех этих мероприятиях задействован рояль. Единственное ограничение, которое дал реставратор: играть на «Лихтентале» можно только 20 минут, чтобы инструмент лучше сохранился.
Книги Волконских
В семье Волконских было принято читать хорошую литературу на разных языках. Покидая Иркутск в 1856 году, большую часть собрания своей библиотеки они передали Восточно-Сибирскому отделению Российского географического общества и библиотеке девичьего института.
Почти все книги Волконских были уничтожены пожаром 1879 года. Но осталась их опись. Ведется научная реставрация, музей приобретает издания, входившие в библиотеку семьи.
В музее есть книга, принадлежавшая Волконским, — «Устав и тактика» Фридриха Прусского. Двухтомник издан в 1757 году на французском языке. На форзаце одного из томов сохранился автограф: «Князь Сергей Волконский». Книгу нашли в Берлине в бункере Гитлера в 1945 году. В иркутский музей ее передали из частной коллекции в 70-х годах.
— Предметов, принадлежавших Волконским, мало. После того как вся семья уехала в Европейскую Россию, дом продавали и параллельно с этим сдавали внаем. Здесь проживало много людей. А продавался, кстати, дом вместе со всем внутренним убранством, поэтому и вещи Волконских, те, которые они оставили здесь, естественно, были утрачены, — объясняет сотрудница дома-музея Надежда Мусабирова.
Пирамидальное фортепиано
Пирамидальное фортепиано семьи Волконских уникально. Это настолько редкий вид фортепиано, что долгое время исследователи не могли определить, как правильно называть данный музыкальный инструмент. Клавесин, клавикорд, клавицитериум — варианты были разные. И только в 1976 году установили, что в Иркутске сохранился уникальный экземпляр пирамидального фортепиано.
Инструмент изготовили в Германии или Австрии между 1780 и 1810 годами. Волконский приобрел его у музыканта Джованни Борзатти, который приехал в Иркутск преподавать музыку в девичьем институте. Параллельно с этим итальянец давал частные уроки. Фортепиано приобрели для того, чтобы заниматься с детьми музыкой.
— Известно, что сама Мария Николаевна великолепно играла на фортепиано и пела, учила этому детей. Дети ее любили итальянскую оперу, в частности, Михаил, у него был замечательный голос, он пел, тяготел к актерскому мастерству, в принципе был творческий, разносторонний молодой человек, писал стихи, сборник которых вышел небольшим тиражом в 1911 году. Семья, несмотря на жизнь в Сибири, была культурно развитой, все Волконские любили музыку, театр, поэзию и книги, — рассказывает Надежда Мусабирова.
Это одно из немногих действующих фортепиано такого вида в мире. Технологию производства утратили после 1790-х годов, большее распространение получили фортепиано с горизонтально расположенной механикой. В пирамидальном инструменте механика расположена вертикально.
Фортепиано долго находилось на капитальной реставрации в Санкт-Петербурге. Мастера воссоздавали внешний вид инструмента, утраченную крышку-клапан клавиатуры, полностью восстановили механику.
Инструмент снова находится на реставрации. Внутренний механизм сняли полгода назад. Иркутский мастер Владимир Филатов настроит инструмент так, что он снова зазвучит.
Перстни из кандальной цепи
Многих декабристов заковали в кандалы в Петропавловской крепости сразу после вынесения приговора и в них доставили в Сибирь. Приказ о снятии кандалов вышел только в 1828 году. Уезжая после амнистии в Европейскую Россию, некоторые декабристы увезли с собой фрагменты своих кандальных цепей. Так сделал и Сергей Волконский.
В Москве он заказал ювелиру изготовить перстни для себя и супруги. На перстне Волконского выгравирован вензель с инициалами, увенчанными дворянской короной. На кольце Марии Николаевны изображен крест как символ того «креста», который пронесла жена в годы сибирского изгнания.
В 1975 году музею стало известно о кандальных кольцах. Перстни хранились у известного тамбовского коллекционера Николая Никифорова. В каком году они к нему попали, неизвестно, но можно предположить, что в 1970-е. В статье о своей коллекции Никифоров упоминал, что перстни ему передала некая дальняя родственница Волконских. Ни имени, ни фамилии дарительницы он не указал.
В Государственном историческом музее в Москве в 1987 году прошла выставка, на которой были представлены реликвии из частных коллекций. Среди них показали и перстни Волконских. В 2004 году Николай Никифоров скончался, а новые владельцы его коллекции в 2010 году предложили эти кольца музею.
— Кольцам не очень подходит температурно-влажностная обстановка в музее, и они покрываются чем-то наподобие ржавчины. Поэтому их нужно периодически отдавать на реставрацию. Подложка колец из золота, верхняя часть — из железа, — объясняет сотрудница музея. — Последний раз мы отправляли их на чистку в 2015 году.
Идея колец из звеньев кандальной цепи принадлежала декабристу Николаю Бестужеву. После того как оковы сняли, он решил на память сделать перстни для декабристов и их жен. Часть колец сейчас хранится в Государственном историческом музее.
***
Посмотреть коллекцию дома-музея Волконских можно в любой день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Стоимость билетов для взрослых — 200 рублей, для детей — 70 рублей. Каждую субботу и воскресенье проводятся бесплатные экскурсии в 13:00 и 15:00. Подробнее узнать о работе музея можно по телефону: (3952) 20-75-32.
Автор фото — Анастасия Влади
Алина Вовчек, IRK.ru
Если соберетесь, берите гида. Очень много интересного расскажут. Самостоятельное посещение интересно только в случае близкого знакомства с историей дома, семьи и быта того времени.