На свалке визуального мусора
Визит в 130-й квартал может шокировать зарубежного туриста, ведь иркутская «достопримечательность» все больше напоминает китайский рынок: кричащая назойливая реклама, лоточная торговля, повсюду огромные вывески. На гуляющих буквально нападают рекламные консоли, указатели и штендеры. Все это противоречит правилам благоустройства Иркутска и еще ряду документов, в которых прописаны требования к размещению наружной рекламы.
Например, минимальное расстояние между консолями и указателями должно быть не меньше 10 метров, при этом их следует располагать не на разной высоте, а на одной оси. Штендеры и вовсе находятся вне закона. Правила ужесточили относительно недавно, с марта 2018 года на штендеры наложен запрет.
Для вывесок и рекламы, которая находится прямо на зданиях, в правилах учтено множество нюансов. Приведем наиболее распространенные в 130-м квартале нарушения.
На первом месте — сама конструкция вывески. По правилам, на объектах культурного наследия, зданиях, построенных до 1953 года, на всех домах в границах исторического поселения «подложки» быть не должно — только отдельно закрепленные буквы и логотипы. Запрещено вертикальное расположение букв на конструкциях — у заведения сети «Шашлыкoff» такая как раз имеется на самом видном месте. Все надписи должны быть на русском языке. Использование иностранного языка разрешено, только если написание зарегистрировано как товарный знак.
На крыше здания можно размещать только одну информационную конструкцию и лишь в случае, если в помещениях работает одно заведение. Для зданий высотой один или два этажа допускается высота букв не более 80 сантиметров, а длина вывески не должна быть больше половины от длины крыши. Если в одном здании два или более арендаторов, то вывесок на крыше быть не должно.
Правила запрещают заклейку окон и витрин информационными материалами более чем на 10 % от площади прозрачной поверхности. Не допускается размещение рекламы, закрывающей значительную часть фасада, остекление витрин, окон, как на главных фасадах, так и просматриваемых с улицы боковых стенах. Этим грешат многие, например китайский ресторан «Кунг-фу» и мини-гостиница «Сибирское подворье».
Не допускается расположение конструкций на лоджиях и балконах, нельзя устанавливать объемные конструкции, искажающие архитектуру зданий. Рекламы не может быть на ограждениях и перилах, в том числе на летних кафе и ларьках.
Торговые ряды на центральном променаде представляют особый интерес. Оказывается, у этих точек нет разрешения на работу и власти не знали об их существовании вплоть до запроса.
Из ответа администрации Иркутска стало известно, что лоточная торговля находится на неразграниченной земле, а значит, ею распоряжается не город, а регион. Министерство имущественных отношений области сообщило, что «договорных отношений по размещению» не существует.
История регресса
Идея 130-го квартала была смелой для своего времени — до этого в России никто не брался за реставрацию целого района деревянной застройки. В проекте делали упор на создание общественных пространств, квартал был в первую очередь ориентирован на пешеходов. Он занял первое место в международном архитектурном фестивале «Зодчество», а в 2012 году, уже после открытия большой части «Иркутской слободы», его признали одним из самых значимых архитектурных проектов России.
Проблемы начались после банкротства фонда «Иркутская слобода», исполнявшего функции управляющей компании. С тех пор квартал стремительно ухудшался: новые заведения заказывали себе более смелые и яркие вывески, а «заведения-старожилы» вслед за ними обновляли свои. В июне 2015 года это обеспокоило мэрию — тогда состоялось рабочее совещание по поводу несанкционированных строений, рекламных конструкций, неухоженных газонов.
В ноябре 2015 года управление архитектуры выпустило «Рекомендации по размещению наружной рекламы и объектов информационного оформления» в 130-м квартале, но им никто следовать не стал.
Через месяц стало известно о создании новой управляющей компании, организованной собственниками заведений. Они планировали «привести в порядок хаотичную рекламу, ограничить въезд транспорта на пешеходную зону, исключить самовольную постройку временных сооружений, в частности летних кафе».
По прошествии двух с половиной лет незаконной рекламы, торговли и самостроев стало только больше. Причину прояснил предприниматель, член Общественной палаты Иркутска Юрий Коренев. По его словам, управляющая компания (если точнее — товарищество собственников недвижимости) все еще существует, но работает «без поддержки администрации».
— Она кое-как жива, хотя половина собственников ее не поддерживают. У нее нет ни денег, ничего. Она кое-как собирает деньги на зарплату директора и все! Я предпринимаю лихорадочные попытки навести там порядок, но без администрации это никак не сделаешь. Собираются совещания, в общественной палате рассматривали, торгово-промышленная палата собиралась. Но потом — ничего! — говорит предприниматель.
Юрий Евгеньевич напомнил, что значительная часть общественных пространств принадлежит городу, еще часть — региону. Поэтому товарищество собственников, особенно в условиях стесненных средств, не может заниматься перекладкой ливневой канализации и поддержанием мощеных тротуаров.
— Разношерстные собственники и арендаторы — у каждого своя территория, за которой следят, но что происходит вокруг — им все равно. А на регламенты они чихали! — возмущается Юрий Коренев. — Захотели какую-то тряпку повесить во весь фасад — и повесят. Наверное, администрация как-то реагирует, но что толку?
Как избежать ошибок
Проблемы 130-го квартала можно рассматривать и как ценный опыт. С этой точки зрения «Иркутская слобода» — не только «полигон», где удалось отработать новые законодательные механизмы, но и целый набор задач, которые позволят более грамотно подходить к созданию новых общественных пространств в Иркутске.
Яркий пример — уже нашумевший проект «Иркутские кварталы», заявленный как «масштабирование» и «продолжение» 130-го квартала. Он пока повторяет судьбу предшественника только с хорошей стороны: часть территорий уже преобразились, а идея получила признание на федеральном уровне, получив золотой диплом всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие». Но что нужно сделать, чтобы у «Иркутских кварталов» не возникло проблем с засильем визуального мусора?
— Предусмотреть нужно несколько вещей, — рассказывает руководитель проекта Сергей Маяренков. — Первое: реклама должна размещаться в определенных и запроектированных архитекторами местах. Второе: реклама должна гармонировать с объектом, где она размещена. У объектов культурного наследия, например, особые правила размещения рекламы, вплоть до запрета. Но надо понимать, что когда профессионалы в области архитектуры и рекламы делают профессиональную и качественную работу, то такая реклама только украшает город.
Причина проблем в 130-м квартале, по мнению Сергея Маяренкова, как раз и заключается в том, что на определенном этапе развития проекта его разработчики закрыли глаза на вопросы согласования.
— Думаю, что нет никаких согласованных фасадов и утвержденных эскизов. Когда проект был на той стадии, когда этим могли заняться, мы уже там не работали. Те, кто продолжал работать над «Иркутской слободой», не уделили объекту должного внимания, — вспоминает он.
Сегодня, продолжает Сергей Маяренков, изменить ситуацию в «Иркутской слободе» можно, только исправив ту ошибку, — нужно, наконец, согласовать все рекламные конструкции и места их размещения. Привлечь к этой работе можно даже не самых сознательных бизнесменов.
— Двигаться можно и законодательно. Собственникам никто не давал права нарушать закон. Есть положение о рекламе, есть правила землепользования и застройки, где прописывают фасады зданий. Много нормативных документов можно принять дополнительно, которые обязывали бы собственника привести все в порядок, — считает он.
Сергей Маяренков добавил, что, работая над «Иркутскими кварталами», авторы проекта задались целью учесть все особенности работы с «наружкой». Новый формат взаимодействия с предпринимателями они уже формируют.
Автор фото — Никита Пятков
Вадим Палько, IRK.ru
нашли до чего докопаться, если говорить о нарушениях - у нас весь в город в подобных нарушениях. за примером далеко не надо ходить: любой пробитый проем окна первого этажа под офис/магазин любого дома - это автоматически нарушение, которое просто нереально согласовать. но все, что далее Урала -…