Кому не «начихать»
Жителям Синюшиной горы нередко приходится жаловаться на «соседей»: с восточной стороны прямо возле жилых домов располагается исправительная колония, с юга — Жиркомбинат, время от времени дарящий жителям микрорайона неприятные ароматы, с запада — Ново-Иркутская ТЭЦ и инфекционная больница. Теперь с северной стороны прибавится большой туберкулезный диспансер.
Мы спросили прохожих об их мнении по поводу резонансного медицинского объекта. Довольно скоро предположения подтвердились: против стройки выступает очень много людей, кто-то из них даже готов бороться, чтобы дело не дошло до реализации.
— Не надо нам, не надо! — возмутилась местная жительница Людмила Николаевна, — там же есть стационар. Он как стоял, так и стоит, а такой большой больницы нам не надо. Естественно, там все еще и гуляют. Нам не хотелось бы. Все против. А там еще жилой комплекс строят!
— Я сам не слышал про эти планы, — вторил ей житель Синюшиной горы Евгений. — Но не надо его там. Даже не знаю, если построят, чего будет-то. Там же с детьми гуляют…
— Это нежелательно, потому что надо такое выносить подальше. Вот тогда строили от города подальше, пусть и теперь строят где-нибудь в стороне. Тогда никто и ничего не сказал бы против, — заметила пенсионерка Людмила Федоровна.
Выяснилось, что многие из опрошенных и вовсе ничего не слышали о планах возведения туберкулезной больницы. Однако реакция на эту новость была схожей с мнением негодующего большинства.
— Да вы что, серьезно? — удивилась Екатерина. — Я только слышала, что там есть что-то в роще, и там кто-то долечивается. А что еще будут что-то строить, только сейчас узнала. Не знаю, мне не нравится…
Среди прохожих встречались и те, кто коротко отвечал «мне все равно», «пусть строят, я там не хожу» или «а что такого?». При этом можно выявить интересную закономерность: почти все опрошенные с детьми относились к идее возведения больницы негативно. Впрочем, были и исключения.
— Все равно ведь где-то надо это строить, — заметила Елена Владимировна, направлявшаяся в торговый центр со своим сыном. — Понятно, что люди там будут лечиться безнадежные, сложные, но тем не менее лечить-то людей надо. Чем это нам грозит? Вроде ничем…
Нечего беспокоиться?
Необходимость строительства современных туберкулезных учреждений в Иркутской области оспаривать сложно. Регион в 2016 году занял 79 место в России по уровню заболеваемости туберкулезом — 108,4 случая на 100 тысяч человек, что в два раза выше, чем в среднем по РФ (53,3 на 100 тысяч). Показатель уровня смертности тоже неутешительный — 20,4 на 100 тысяч (по России — 7,8 на 100 тысяч).
На территории региона находится 24 туберкулезных стационара, однако материально-техническая база большинства их них оставляет желать лучшего. В Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске и Черемхово отмечается дефицит противотуберкулезных коек.
В таких условиях для областного министерства здравоохранения строительство нового учреждения сразу на 600 коек — шанс, который нельзя упустить. Долгожданный объект решили возводить в роще на бульваре Рябикова рядом с жилым микрорайоном Синюшина гора. Помимо отделения легочного туберкулеза в нем появятся кафедры ИГМУ, ГИДУВ (Иркутский институт усовершенствования врачей. — Прим. ред.), пищеблок и дезинфекционные сооружения. Уже определен победитель госзакупки на создание проекта — строительная компания «ВестЛайн».
Во время встречи с жителями микрорайона, которая состоялась в ноябре 2017 года, чиновники министерства здравоохранения убеждали граждан, что расположение объекта в роще полностью соответствует всем действующим нормативам, а новая стройка не выйдет за границы существующего санатория. По мнению главного специалиста-фтизиатра региона Елены Зоркальцевой, будущая больница станет безопасной для проживающих в микрорайоне людей.
— Здание будет закрытого типа, пациенты не будут выходить за пределы стационара. Сейчас есть стационар на улице Терешковой, там также на расстоянии 100 метров стоят жилые дома, причем эти дома построили, когда там уже стояла туберкулезная больница. В Москве и других крупных городах в черте города находятся туберкулезные больницы. Современные инженерные возможности позволяют решать вопрос грамотно и эффективно, — заверила она.
Чиновники минздрава обращают внимание на то, что на площадке, где хотят строить, уже многие десятилетия находился санаторий для туберкулезных больных, куда ходили и ходят пациенты и их родственники. Более того, около года санаторий является полноценным отделением областной туберкулезной больницы — никто не протестовал.
Об опасностях
По словам депутата Законодательного собрания Иркутской области от этого округа Андрея Лабыгина, люди протестуют в основном по двум причинам. Первая — их волнует будущее рощи, в которой расположится диспансер. Пусть выбранный участок соответствует нормам, но сама роща — любимое место прогулок здешних жителей с детьми.
Вторая причина — путь, который будут преодолевать больные по дороге в диспансер. Выглядит он так: надо прибыть на самую загруженную в микрорайоне остановку общественного транспорта «Бульвар Рябикова», затем пройти пешком через несколько дворов, мимо подъездов и детских площадок в сторону стадиона «Рекорд». Затем потребуется свернуть на дорогу, которая отделяет жилой массив Синюшиной горы и тубдиспансер. Кстати, именно на этом повороте сейчас строятся многоквартирные жилые дома — крупнейший жилой комплекс микрорайона.
Вопрос такого тесного контакта важен, поскольку наиболее распространенный способ заражения туберкулезной палочкой — воздушно-капельный. Возбудитель может проникнуть в организм человека при прикосновении, с едой, при чихании или разговоре с зараженным на расстоянии до 1,5 метра. Опасно и продолжительное нахождение с зараженным в одном помещении и использование одних бытовых предметов.
Палочка может также существовать отдельно от человеческого организма многие годы, что тоже таит в себе опасность. Например, многие иркутяне могли видеть заброшенный дом в Кайской роще у дороги по пути на Синюшину гору. Это законсервированное здание недостроенного детского сада. По словам Андрея Лабыгина, ранее поднимался вопрос о завершении и открытии детсада, однако сделать это оказалось невозможно — когда-то на его месте находилось отделение туберкулезного учреждения, поэтому, согласно действующим нормам, учреждение дошкольного образования там достраивать нельзя.
Что же до доводов минздрава о безопасности будущего диспансера, то некоторые из них можно подвергнуть критике. Например, замечание о безопасном сосуществовании больницы с жилым микрорайоном на примере ныне действующих корпусов (филиал № 3).
Во-первых, здание филиала № 3 построено в 1938 году, когда микрорайона просто не существовало, а граница города проходила далеко от этого места. Во-вторых, корпуса даже тогда строились в качестве санатория для больных туберкулезом — это этап реабилитации, долечивания пациентов. Андрей Лабыгин отметил: местные жители немало удивились, когда узнали, что около года в старых зданиях санатория действует отделение туберкулезной больницы — их об этом никто не спрашивал. Не меньше вопросов вызывает обещанный «закрытый тип» будущего диспансера.
— Плюс ко всему это будет учреждение не закрытого типа, у нас нет таких вообще. Поэтому больные будут выходить, как сейчас на Терешковой, — заметил депутат.
Действительно, согласно закону «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», принудительное или «закрытое» лечение производится только в отношении больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушавших санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования или от лечения туберкулеза, и только при наличии решения суда.
Таким образом, без судебного решения любой больной с открытой формой туберкулеза имеет право выйти и передвигаться за пределами диспансера. Это, в свою очередь, пугает жильцов близлежащих домов.
— Я разговаривал с жителями домов на Терешковой (на улице Терешковой, 59 находится главное здание областной туберкулезной больницы. — Прим. ред.) Они боятся не только за свое здоровье, но и за бардак, который творится, потому что все-таки контингент туберкулезных больных своеобразный, большой процент асоциальных граждан, во дворах шприцы, ходят подозрительные люди. Понятно, что горожане переживают за своих детей.
Подписи против бюрократии
Те 70 человек, которые присутствовали на ноябрьской встрече с чиновниками министерства здравоохранения, — лишь малая доля жителей. Поэтому Андрей Лабыгин предложил изучить мнение всего микрорайона. К вопросу подключились два крупнейших ТОСа — «Синюшина гора» и «Синегорье».
— Когда жители Синюшиной горы узнали, что будет строительство корпуса, они обратились ко мне, сказали: Андрей Николаевич, мы против. У меня на руках есть подписанное обращение. Когда я предложил собирать подписи, я же не знал, сколько людей откликнется. Только за неделю собрали 5106 подписей, это 15 % населения микрорайона. С этим надо считаться. Мы в Сибири живем, неужели нам негде возвести здание? Места же много.
По его словам, горожане хорошо понимают: проблему больных туберкулезом надо решать. Однако они настаивают именно на том, что строить больницу нужно в другом месте.
При этом с вопросом возведения диспансера нужно окончательно определиться как можно скорее, считает Андрей Лабыгин. Пока объект находится только на стадии проектирования, у областного правительства есть возможность избежать лишних трат.
— Там нет привязки, что только лишь в этом месте его можно строить, — отметил депутат. — С точки зрения бюрократии там идеально — и площадь большая, и сети подведены, и разрешение «Иркутскэнерго» дает. Представители правительства говорят: «Земля же наша, формально 100 метров от жилых помещений есть, и мы все равно будем дальше делать». Единственное — жители этого строительства не хотят. И я их понимаю.
Автор фото — Зарина Весна
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Мой первый комментарий!
Доброго времени суток! Моё обращение, в частности, к тем, кто до сих пор верит всему, что нам вещает «голубой экран». К тем, кто верит, в силу нашей власти и их обещаниям. К тем, кто считает, что в нашей стране всё хорошо, а все беды исключительно от рук иностранных врагов. Вы задумывались…