После окончания иркутских вузов мы продолжали жить в Иркутске, но отчаянно мечтали о загранице. Еще в студенческие годы Антон участвовал в программе Work&Travel и благодаря этому замечательно выучил английский язык. Я с успехом окончила иняз и в знаниях не отставала. Турагентство, в котором я работала в тот момент, занималось аналогичной программой, только в Китае — Work in China. В случае успешного прохождения нескольких собеседований претендентов распределяли в города Китая для работы учителями английского языка в частных школах. Знание китайского при этом не требовалось.
Мы прошли кучу сложных собеседований на английском языке, все получилось, и в сентябре 2015 года нас направили в самый престижный город программы — Шанхай. Сначала было тяжело, потому что приходилось не только говорить на чужом языке, но и думать. И конечно, абсолютно другая страна, ритм, люди. И работа тоже не из легких — с детьми.
Но все было мелочью по сравнению с прекрасной погодой и восхищением от мегаполиса. Шанхай поразил сразу. Сверкающий, чистый, яркий и живой.
Самое важное — еда
Еда очень отличается от нашей. И от той, которая по полному подобию готовится в иркутских китайских ресторанах и доставках. Кроме того, в Китае существует большое вкусовое разделение по провинциям. Шанхайская пища отличается тем, что она сладкая. Речь не только о десертах, но и о хлебе, сосисках, соусах, способах приготовления. В провинции Сычуань — очень острая. А в Пекине, действительно, китайцы любят утку.
Сначала мы выбирали блюда «методом тыка», нередко это был грустный опыт, потому что мы не понимали, что едим! Единственное, что мы оба очень полюбили, — это супы. Едят их следующим образом: выбираешь ингредиенты, тебе приносят их и кастрюльку с бульоном. Его ты тоже выбираешь. А потом сам это варишь. Все остальное надоедало очень быстро.
Кстати, в Шанхае блюда имеют свой специфический вкус из-за глутамата натрия, который китайцы добавляют во время готовки. Он придает вкус даже обычному рису. Но он очень вредный, и от него толстеют. И конечно, фастфуд. Потому что хотелось знакомой еды, и это тоже привело к тому, что мы быстро поправились.
Позже мы уже начали разбираться в продуктах и стали готовить дома. Чаще всего это была курица или говядина, потому что свинину в Китае покупать не рекомендуется из-за ее качества. Зато огромный выбор фруктов. Постоянно продается dragon fruit или «питайя», как называют ее в России, авокадо, маленькие бананы, дыни. Овощи не очень вкусные.
200 рублей за литр молока
Шанхай — дорогой город, поэтому сначала цены в супермаркетах при пересчете на рубли нас ужасали. Булка хлеба стоит около 15 юаней — 130-150 рублей. Молоко — 15-20 юаней, что составляет 150-200 рублей за литр. Цены на вполне обычные импортные сыры могут доходить до двух тысяч рублей. А однажды мы видели русскую муку, два килограмма которой продавались за 42 юаня, то есть 400 рублей.
С молочными продуктами у них действительно проблема. Как нам позже рассказали, у китайцев есть определенная негативная реакция организма на молочные продукты, поэтому эта отрасль не развита. На полках магазинов можно найти только молоко и йогурт, и то вкус русскому человеку не понравится. И всего остального из того, к чему мы привыкли, здесь нет.
Единственное, но существенное неудобство, к которому мы не могли долго привыкнуть, — это экология. Каждое утро житель Шанхая, собираясь выйти на улицу, отслеживает в специальном приложении уровень загрязненности воздуха. Как мы утром смотрим погоду на грядущий день. Если показатель вредных веществ превышает отметку в 150, то горожане надевают маски. Часто бывают дни, как будто все в тумане…
Из-за такого климата мы часто болели. Пару раз подхватывали неведомые нам вирусы, когда температура тела поднималась почти до 40 градусов, но больше ничего не болело. Приходилось обращаться в местную больницу, но, честно сказать, посещение китайской поликлиники нисколько не утомляло в отличие от российской. Не нужно записываться за месяц, просто приходишь, и тебя отправляют к терапевту, который дает направление на анализы. Ты сдаешь их тут же, через полчаса в специальном автомате получаешь результаты и идешь обратно к врачу. Он выписывает тебе лекарства, тут же их оплачиваешь, и врач тебе их выдает. И идешь домой лечиться. Но без китайского языка в поликлинике не справиться, поэтому приходилось просить коллег, чтобы сопроводили. Кстати, болеть и отпрашиваться с работы очень не приветствуется в Китае.
Приходилось скрывать, что мы русские
Забавно, но в школе приходилось скрывать, что мы из России. Когда презентовали учителя, то говорили, что он обучался в англоговорящей стране или наполовину американец, наполовину русский. Многие родители догадывались, конечно, но прямо никто не спрашивал. Этой темы старались избегать.
Когда мы шли на работу, то за сотню метров переходили на английский язык и также, заканчивая рабочий день, вплоть до метро продолжали говорить по-английски. Потому что по дороге могли встретить учеников. Однажды был смешной момент. Мы шли, и Антон то ли задумался, то ли отвлекся, но когда его ученица, проезжая мимо с родителями, крикнула ему: «Hi, Anthony!», он на автомате ответил: «Привет, Мэгги!». Мы понадеялись, что родители не заметили, потому что в любом случае говорить на своем языке с учениками запрещалось.
Конечно, Шанхай стал для нас знаменательным городом. Год назад во время прогулки в местном «Диснейленде» Антон, встав на одно колено, сделал мне предложение. Мы не стали ждать, когда приедем на каникулы в Иркутск, и нашли способ пожениться прямо здесь, в Китае. За месяц мы подали заявление в консульстве и потом просто пришли и получили свидетельство о браке.
Консул был очень приветлив и, поздравляя нас, говорил, что все серьезно, это не Лас-Вегас и брак официальный. И конечно, выйдя из консульства уже мужем и женой, пошли отмечать это событие в русский ресторан. На работе нам пришлось, говоря по-русски, проставляться, потому что такая традиция есть и у китайцев. Единственное отличие — мы покупали сладости.
Как и в любом чужом городе, поначалу страшит неизвестность, но сейчас мы с уверенностью общаемся с Шанхаем на «ты». В Иркутске мы провели летний отпуск и в октябре возвращаемся обратно — нас ждет работа и Шанхай, уже ставший родным.
Фотографии из личного архива
Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»
Отличный опыт ребята, не останавливайтесь на достигнутом. Осваивайте мандарин и езжайте дальше по Индокитаю