Садоводство: право на дом
Мы начали менять законодательство о лесе. Четыре законопроекта уже приняты в первом чтении: о введении конкурса для лесопереработчиков, о запрете субаренды, о защитных лесах, об усилении полномочий Рослесхоза в отношении региональных властей. Все эти законы, я думаю, до конца этого года мы доведем до третьего чтения, ведь их очень ждут.
Есть две серьезнейшие темы, которые важны для Иркутской области: законы о садоводствах и о разрешении противоречий в государственных реестрах — та самая «лесная амнистия». Начну с простого: садоводство и огородничество.
С 1998 года законодательство о садоводстве не менялось вообще. Понятно, что оно отстало. Мы провели большое исследование и поняли, что за это время порядка трети наших садоводов (а эта тема в целом касается где-то 60 миллионов человек, то есть почти половины населения России) больше не хотят существовать в рамках товариществ и объединений.
Мы разрешили на законодательном уровне вопрос строительства жилых домов на садоводческих участках. Теперь их официально можно строить. Следующий момент — мы вернули в законопроект возможность оказания региональной и муниципальной поддержки садоводствам. Прописали вопросы взаимоотношений между товариществами и людьми, которые не хотят в них вступать.
Лесная амнистия: эволюция закона
Когда этот законопроект поступил в Государственную думу, мы видели простое решение: единый государственный реестр недвижимости должен иметь приоритет над любыми другими реестрами. Это решало вопросы добросовестных приобретателей, но позволяло легализовать незаконные участки. Не было в первом чтении и разницы между особо охраняемыми природными и другими территориями.
Ко второму чтению мы поставили фильтры, которые решают проблемы добросовестных пользователей, приобретателей, собственников. В итоге из-под действия закона о «лесной амнистии» мы вывели все ООПТ и территории объектов культурного наследия.
Мы прописали, что те леса, которые уходят в населенный пункт, должны компенсироваться, быть в плане лесовосстановления. Прописали, что по будущему лесных поселков (а их порядка 60 в Иркутской области), по присвоению им статуса населенных пунктов, принимается индивидуальное решение. Комиссия определит, оставлять ли поселок, преобразовывать в населенный пункт или расселять полностью.
Уделено внимание целевому использованию земель промышленного назначения. Если на участке нет зарегистрированного объекта капитального строительства, то Рослесхоз подает в суд для установления законности его приобретения. По результатам разбирательства в суде этот участок поставят на учет в единый госреестр. То же самое касается сельхозземель с нецелевым использованием.
Почему амнистия — не амнистия
Проблема законопроекта о «лесной амнистии» в том, что его практически никто не читал. Я с самого начала говорил, что это не амнистия. Амнистия — значит «прощение», но если человек ничего не нарушил, а допущена ошибка госорганов, то почему речь должна идти о «прощении»? Это восстановление нарушенных прав. Никто никого не прощает. В Иркутской области были большие захваты лесных участков. Мы прекрасно это знаем: все адреса, пароли, явки, где это происходит. А законопроект касается только тех, у кого есть официально зарегистрированное право собственности.
Мы прописали в законе возможность пересмотра судебных решений в течение года. Мы не можем их отменить, но дали возможность людям обратиться в суд. Также прописали безусловное право на оспаривание законности приобретения того или иного участка. Поэтому, когда кто-то говорит, что мы всем все прощаем, это заблуждение из-за незнания закона.
О лесных пожарах: лучше не стало
Это мое субъективное мнение: очень много проблем, которые можно было бы решить надзорными и контрольными методами, не решаются. Мы не снижаем риски возникновения этих пожаров. Есть вещи, которые вне нашей власти, — грозы, другие погодные явления, но давайте будем заниматься тем, что мы можем.
Иркутская область по прошлому году, это было официальное заявление Рослесхоза, занизила площади пожаров в два раза. К сожалению, технология учета пожаров такова, что насколько объективно отражаются данные в этом году, мы узнаем только осенью. Мы подождем и свою оценку после этого дадим.
Люди в самых разных районах говорят, что лучше не стало. Все по-прежнему запущено. Фактор человеческий — да, наверное, он здесь есть. Что нужно сделать для того, чтобы в конце концов у нас люди не палили траву, я не знаю. Но я понимаю, что если бы у нас был порядок в лесу, мы бы горели значительно меньше.
Сегодняшняя экономика тушения лесных пожаров стимулирует не тушение, а продолжительную изнурительную борьбу с пожарами. Потому что средства падают не за результат, а за процесс.
Мы побывали в колонии в Тайшетском районе. У них там большое производство по лесозаготовке. Пилят, перерабатывают — все чисто, все понятно. Выходим дальше — частная фирма, навалены опилки, и эти горы метров на 50 уходят в лес. Это заготовленная причина следующего пожара. Могут ли власти это купировать? Несомненно, да! Поэтому, прежде чем рассуждать о сухих грозах, нужно еще и порядок навести.
О сгоревших поселках и недоплаченных компенсациях
Мы поехали в Тайшетский район, чтобы обработать противоречивую информацию о выплате компенсации пострадавшим от пожара людям. Посетили пять поселков, три из которых полностью сгорели. В большинстве случаев обязательства выполнены: люди получали 100 тысяч от региона, 10 тысяч срочной помощи и еще 100 тысяч из федерального бюджета.
В поселке Юрты есть 14 человек, которые не получили компенсацию, и нам предстоит разобраться, почему. Есть те, у кого все документы оформлены, но они получили только половину. Мы направим соответствующие запросы, нужно разобраться.
В поселке Горевая тоже все написали заявления, но почему-то есть люди, которые отказываются от выплаты компенсаций. Для меня это удивительно, тем более что сотрудница ГУФСИН, которая прописана в этом поселке, вообще в первый раз услышала, что она что-либо подписывала. Для нас это сигнал. Мы будем запрашивать списки пострадавших и тех, кто получил, и, конечно, опросим людей.
Люди не знают, чего им ждать. Им обещали, что они когда-то получат какие-то сертификаты, никакой дополнительной информации. Они не знают, когда, каким образом смогут воспользоваться этими сертификатами, получат ли они жилье. Это вызывает большое количество вопросов и нервозную обстановку.
В помощь дольщикам
Нам удалось принять законопроект, который произвел серьезную реформу на рынке застройщиков и долевого строительства. Принято решение о создании фонда дольщиков — это переход на государственную гарантийную систему для наших граждан.
Мы добились того, что фонд будет публичной правовой компанией, а значит, все прозрачно. В законе прописано, сколько это будет стоить — 1,2 % от суммы каждого договора долевого участия, и изменение этой ставки сможет проводиться не чаще одного раза в год и только федеральным законом.
Система потребовала четко прописать качественно новые требования к застройщикам. Первое — работа застройщика стала исключительным видом деятельности. Нельзя теперь привлекать средства граждан для строительства домов и, например, одновременно торговать чем-то.
Второе — это банковское сопровождение. Открытие специального банковского счета под каждый проект. Теперь один застройщик — одно разрешение на строительство и обязанность иметь 10 % от суммы строительства на счетах компании.
1 января 2018 года должна быть создана единая государственная информационная система контроля. Теперь все объекты долевого строительства попадут в публичное пространство. Мы должны увидеть все документы по каждому объекту: сколько квартир продано, на каком этапе строительство, есть ли задержки.
О конфликте облправительства с мэрами
Я по-прежнему очень надеюсь на то, что нам удастся организовать встречу между губернатором и ассоциацией муниципальных образований с участием депутатов Законодательного собрания, депутатов Государственный думы. Я несколько раз направлял такие письма на имя губернатора.
Закончилось это тем, что он приехал в Думу и встретился с депутатами. Но опять же на этой встрече не хватало мэров, депутатов Заксобрания. До тех пор, пока у нас не будет на одной площадке такого открытого диалога, у нас так же все будет продолжаться.
Губернатор и правительство будут говорить, что это на месте кто-то недорабатывает, муниципалитеты — что они ожидают чего-то от региональной власти и не получают. Я по-прежнему призываю всех сесть за круглый стол и начать решать проблемы.
Фотографии предоставлены «Единой Россией»
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Сначала уничтожили все лесхозы сократили персонал. Лесников практически не осталось. Противопожарными мероприятиями заниматься некому восстановлением насаждений никто толком не занимается. Все разделили, распилили, продали. А теперь они виноватых ищут. Верните назад ранешнюю систему управления…