Аббревиатура АУЕ имеет несколько расшифровок, наиболее распространенные — «Арестантский уклад един» и «Арестантское уркаганское единство». Никто не берется сказать, кто внедрял этот уклад — сами ученики, педагоги или другие сотрудники учреждения. Есть основания полагать, что некоторые воспитатели знали об АУЕ и даже симпатизировали этому движению, а среди обслуживающего персонала были люди с несколькими судимостями, в том числе за тяжкие преступления.
Кадеты
Избиения, издевательства в Усольском кадетском корпусе носили массовый характер. Эпизодов неуставных отношений насчитывается не один десяток. Наряду с обычными в среде подростков стычками и драками происходили и более организованные и жестокие происшествия.
По информации, поступающей из кадетского корпуса, наиболее сплоченная группа последователей АУЕ действовала в 10-м классе. Не исключено, что в ее формировании принял активное участие один из педагогов. Члены этой группы практиковали избиение «провинившихся» перед строем. При этом в вину могли поставить что угодно — от плохо вымытых полов до шепота в строю. Целью было не укрепление дисциплины, а моральное и физическое подавление всех, кто не в группе, и продвижение своего «уклада».
Одно из самых громких событий, после которого тайная жизнь кадетского корпуса, считавшегося образцовым образовательным учреждением, стала достоянием общественности — избиение кадетами курсанта. Из-за черепно-мозговой травмы, полученной при избиении, зрение подростка упало до 10 %. Но операцию сделать невозможно из-за еще одной травмы — смещения двух позвонков, в результате которой у него всё время повышенное давление. Факт избиения руководство старательно скрывало. Мальчику не оказали медицинскую помощь, в больницу он попал самостоятельно, под другим предлогом.
Издевательства в кадетском корпусе были изощренными. Например, довольно часто устраивали испытание «сухой крокодил»: кадету, опирающемуся руками на раму от кровати в положении спиной вниз, под спину ставили острую палку. Если он не мог удержаться на руках, то падал на палку.
«Фанера»: в ночное время в сушилке старшеклассники объявляли провинность кадетам младшего курса и били их в область солнечного сплетения. Это называлось «пробивать фанеру». Один ребенок после этого пожаловался своей маме на боли в области грудной клетки. Рентген показал перелом грудины.
Руководство корпуса организовало дачу показаний кадетами, в них они утверждали, что видели, как во время спортивных занятий мальчик случайно получил удар мячом. По словам матери, сын уверял, что избиение проходило в месте, где работает камера слежения. Однако запись за эту дату оказалась стертой.
Проводились «дискотеки»: ночью несколько старшеклассников заводили младших в сушилку, выключали свет и избивали. Во время одной из таких «дискотек» ребенок потерял сознание.
Вымогательства, хищения, кражи были обычным делом: отнимали всё, начиная от денег и телефонов и заканчивая продуктами, которые привозили кадетам родственники. Практиковалась плата «за косяки»: если плохо убрали в помещении, разговаривали в строю и так далее, ученики могли откупиться деньгами. В противном случае «провинившихся» ждало избиение.
Воспитатели
Жестокое отношение к окружающим демонстрировали не только кадеты, но и некоторые педагоги. Так, например, один из воспитателей — родственник Игоря Пименова (на тот момент являвшегося директором кадетского корпуса) — не только поощрял грубость и агрессию в своих учениках, но и сам мог ударить, оскорбить любого кадета, сотрудника корпуса и даже своего коллегу — педагога. Директор училища получал много жалоб на своего родственника, но только делал вид, что разберется: фактически он просто покрывал его жестокость.
Из эпизодов, запомнившихся кадетам, есть особенно яркие и демонстративные: например, как родственник директора броском через бедро кинул на пол женщину-педагога. Грубые публичные оскорбления — еще одна «фишка» этого воспитателя.
При этом именно он активнее прочих использовал уголовную лексику и рассуждал о порядках АУЕ. К своим воспитанникам педагог относился по-другому: на его личной страничке в соцсетях можно увидеть записанные им ролики, в которых кадеты, раздетые до плавок, выкрикивают агрессивные кричалки, читают рэп с непристойными словами.
Работники
По имеющейся информации, из 113 сотрудников Усольского гвардейского кадетского корпуса 17 имели судимости. Из них четверо — воспитатели, 13 человек — обслуживающий персонал: водители, вахтеры, кочегары. Как правило, дело не ограничивалось одним возбужденным уголовным производством: в послужном списке большинства из этих 17 по два и более преступления. Для директора Игоря Пименова они были вполне привычным контингентом: до этого он долгие годы работал директором исправительно-трудовой колонии.
Так, один из воспитателей обвинялся в краже и истязаниях, еще один — в нарушении ПДД, повлекшем серьезные последствия, и в дальнейшем — в подделке документов, двое — в угрозе убийства. У прочего обслуживающего персонала — возбужденные уголовные дела по кражам, хулиганству, подделке документов, злостному уклонению от уплаты алиментов, побоям, причинению ущерба чужому имуществу и другие. Один из уборщиков, например, был осужден по статье 107 УК РФ «Убийство в состоянии аффекта».
Но самый большой послужной список — у кочегара, который был на скамье подсудимых шесть раз и в общей сложности отсидел более 20 лет. Ему в разные годы выносили приговоры за кражи, хулиганство, истязания, два изнасилования, в том числе по части 3 статьи 117 УК РСФСР (групповое изнасилование лица, не достигшего 18 лет).
Уголовные дела
Часть уголовных дел была возбуждена до начала проверки Усольского кадетского корпуса: по имущественным преступлениям (пять краж мобильных телефонов за три месяца — с сентября по ноябрь 2016 года) и другие. По информации, имеющейся в публичном доступе, во время проверки правоохранительных органов возбуждено уголовное дело по факту халатности в Усольском кадетском корпусе. Кто пойдет на скамью подсудимых — бывший директор Пименов, кто-то из воспитателей, обслуживающего персонала или же сразу несколько человек — пока неясно.
IRK.ru ранее сообщал, что СУ СКР по Иркутской области подтвердило возбуждение уголовного дела по преступлению, совершенному уже при новом директоре — Мирзе Ахадове, который приступил к работе в декабре 2016 года. Как и у Пименова, слабым звеном в работе Ахадова оказались крепкие родственные узы. Его внук — учащийся кадетского корпуса — подозревается в вымогательстве денег и избиении одноклассника. Его тоже подозревают в приверженности АУЕ.
Министерство образования Иркутской области вновь, без привлечения правоохранительных органов и военных, намерено организовать конкурс и назначить очередного директора в это военно-образовательное учреждение. Во время таких конкурсов чиновники имеют возможность провести любого, кого хотят, как это было в случае с назначением Ахадова. На место директора кадетского корпуса в декабре 2016 года выдвигался также боевой офицер, только что вышедший в отставку. Он служил в горячих точках и руководил одним из лучших военных спецподразделений в России, пользовался заслуженными любовью и уважением со стороны своих подчиненных. Но комиссия минобра Иркутской области «срезала» его на знании закона об образовании. Ахадов был готов к этим вопросам, однако к работе со сложным коллективом оказался не готов.
Галина Солонина, IRK.ru
В чем истинное предназначение ауе? Неужели в том чтобы толпой гнобить по одному более слабых сослуживцев/одноклассников, отбирать у них деньги/телефоны? Я думал там что то типа про борьбу с ментами, с системой, с чинушами зажиточными. Мол раскулачивай богатеев, а кэш отправляй на зону, чтоб потом…