Словесные расхождения
Обсуждение на сессии темы развития аэропорта Иркутска оставило впечатление, что будущее авиаузла покрыто туманом, как деревня Поздняково, где, может быть, когда-нибудь построят новый порт. А может, и не там построят, потому что три выступивших высокопоставленных чиновника озвучили разные варианты.
Зампред правительства Руслан Болотов, представлявший доклад о планах по развитию авиаузла, уверенно говорил о том, что это будет Подзняково. Поэтому сомнений не оставалось. Но высказывания председателя правительства Александра Битарова вызвали недоумение. Чиновник сообщил: площадка не выбрана, а деревня Поздняково, что в 25 километрах от Иркутска, — лишь один из вариантов.
Ещё больше тумана напустил губернатор Сергей Левченко:
— Вы знаете, что происходит со стоимостью земли, когда объявляется, что на этом месте будет крупный проект? «Скажите нам, в каком месте будет аэропорт?» — спрашивают. Не скажу пока. Чтобы мы с вами потом не покупали землю, как для строительства нового моста в Иркутске, когда шесть соток стоили 300 миллионов рублей. У меня просьба к этому относиться по-государственному, что ли.
Тем не менее, Болотов представил конкретный план строительства в Поздняково. Проектно-сметную документацию под площадку разработали ещё в 2008 году, потратив 480 миллионов рублей, но тогда она не прошла экспертизу — из-за сложности рельефа, туманов и претензий Минобороны, у которого рядом находится ракетная часть. Сегодня у военного ведомства возражений нет, о чем говорится в письме на адрес областного правительства.
— Что касается плана по восстановлению проектно-сметной документации, то нужна будет актуализация в силу того, что она от 2008 года. Проектирование аэровокзального комплекса в обязательном порядке должно быть уже с привлечением инвестора. Необходимо проектирование сетей и дорог, потому что площадка сложная с точки зрения инфраструктуры. Что предусматривается? Аэровокзальный комплекс, дороги, инженерные сети, газопровод, керосинопровод, продуктопровод, линии связи, аэродром ДОСААФ. Работа сложная и требует привлечения в обязательном порядке профессионалов высокого уровня, которые занимаются управлением малыми аэропортами.
«Благотворительная акция»
И вот тут чиновник подобрался к самому интересному — к схеме, которую правительство собралось применять при строительстве нового аэропорта. У депутатов она вызвала массу вопросов.
Суть в следующем: 2 марта этого года в Иркутске было учреждено акционерное общество «ИркутскАэроинвест» с уставным капиталом 100 тысяч рублей. Его директором стал председатель совета директоров иркутского аэропорта Александр Пасюк. По 50% в уставном капитале этой компании принадлежат АО «Корпорации развития Иркутской области» и АО «Новапорт Иркутск» — структуре, учрежденной, в свою очередь, в июле 2016 года инфраструктурной корпорацией «АЕОН» Романа Троценко.
Именно Новапорт Иркутск с уставным капиталом 10 тысяч рублей имел в виду Сергей Левченко, когда в прошлом году говорил о том, что область и структуры Троценко создадут совместную управляющую компанию для иркутского аэропорта. А «ИркутскАэроинвест», со слов Руслана Болотова, займётся подготовкой к конкурсу по выбору компании, которая будет развивать весь региональный авиаузел. По мнению правительства, один инвестор должен решать несколько задач: и новый порт возводить, и старый модернизировать, а вместе с тем ещё и малые развивать. На сессии чиновники несколько раз подчеркивали, что найдут такую компанию по конкурсу, а о продаже иркутского аэропорта речь не идёт.
— Зачем продавать авиаузел, который генерирует прибыль? При этом ставится под удар вся сеть малых аэропортов, а их девять, и, наверное, никто инвестировать в них не будет. Мы прекрасно понимаем, что инвестор, который купит существующий аэропорт, не будет заинтересован в строительстве и развитии нового, — объяснял Руслан Болотов. — Поэтому должен быть инвестпроект с обременением, который предусматривает, во-первых, в обязательном порядке разработку чёткой и внятной программы по финансированию и развитию малых аэропортов. Во-вторых, подготовку проектно-сметной документации и реализацию проекта строительства аэропорта «Иркутск-новый».
Помочь в подготовке конкурса, чтобы найти такого инвестора, и вызвался, по версии чиновников, «Новапорт». Добровольно и безвозмездно.
— Я с каждым владельцем российских аэропортов встречался, наверное, раз по десять. И все десять раз им говорил: если вы приходите и помогаете решать вопрос периферийных аэропортов, если вы участвуете в пуле по новому аэропорту, мы вам раскроем все объятья, и вы будете работать. Ни один, кроме «Новапорта», на эти условия не согласился, — утверждал Сергей Левченко. — Все остальные сказали: продавайте аэропорт, для вас же выгодно — получите деньги в областной бюджет. Разве такая задача стоит?
— Мы привлекли «Новапорт», который пошел на вполне приемлемых для области условиях, реально оценить в целом бизнес. Мы отлично знаем, что проявляют интерес структуры и Дерипаски, и Вексельберга к данной теме, — объяснял Александр Битаров. — Я думаю, что при строительстве нового аэропорта будет предложено всем поучаствовать и очень крупно вложиться. Но на сегодняшних условиях попытаться помочь быстро, фактически без траты бюджетных средств, без средств Корпорации развития — это правильно. Мне кажется, здесь не надо ставить вопрос: почему «Новапорт»? Да потому что согласились просто так прийти и помочь. Может быть, в дальнейшем претендуя на участие в большом аукционе, который будет подготовлен. Несколькими сотнями миллионов на разработку проекта, на окончательное исследование этого рынка, на знание, где все-таки будет размещаться новый аэропорт, данная компания может рискнуть. Занимаются же большие компании иногда благотворительностью. Будем считать, что они оказали спонсорскую помощь Иркутской области.
Сделки — напоказ
Но депутаты, многие из которых не последние люди в бизнесе и уж точно знают российские экономические реалии, в щедрую благотворительность верить отказывались.
— Какие преимущества после трат получит эта структура? — интересовался председатель Заксобрания Сергей Брилка. — А не мог эту работу заказать менеджмент самого иркутского аэропорта?
— На тех переговорах, в которых я участвовал, мне заявляли, что компания готова идти на открытый аукцион. Никаких преференций у неё не будет, с нашей стороны ей ничего обещано не было. Это её коммерческие риски, — настаивал Александр Битаров. — Используя интересы, которые Новапорт проявляет к Иркутской области, мы преследовали цель привлечь специалистов и заставить их потратиться немного. Наших сил и специалистов на это не хватит.
— Каким образом вы будете юридически это дело завязывать, обязывая инвестора развивать малые аэропорты, если кроме иркутского ни один из них не находится в областной собственности? — не понял депутат Олег Кузнецов. — Аэропорты Киренска и Ербогачена — федеральная собственность, Усть-Кута, Братска, Бодайбо – частная, Железногорска, Нижнеудинска, Усть-Илимска — муниципальная.
— Государство будет финансировать проекты только в том случае, если увидит заинтересованного инвестора, который будет комплексный для субъекта. Мы ведем речь о создании авиатранспортного узла в Иркутской области, — мудрёно ответил Руслан Болотов.
Депутат Александр Балабанов сделал предложение: ввести народных избранников в совет директоров «ИркутскАэроинвеста», чтобы обеспечить открытость информации о том, что происходит с авиаузлом.
— Сегодня ни один чиновник регионального правительства на эту тему не говорит — категорически запрещено. У структуры «ИркутскАэроинвест» виды деятельности такие же, как у иркутского аэропорта. Фактически это компания-клон. Удобно переводить активы. «Новапорт» скупил по стране 12 региональных аэропортов. Как господину Троценко удалось это сделать? У Дерипаски и Вексельберга их пять-шесть. Трудно представить, как можно развивать 12 аэропортов. Хотелось бы получить от правительства информацию, если уж оно находится в контакте с этой компанией, об эффективности управления этими аэропортами, что там построили и так далее, — заключил Александр Балабанов.
Убедить депутатов в том, что иркутский аэропорт не втянут ни в какие сомнительные процессы, членам правительства всё же не удалось. Парламентарии решили оставить на контроле депутатский запрос о развитии аэропорта и будут возвращаться к нему раз в квартал.
Фотографии из архива IRK.ru
Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»
Дело тут ясное, что дело тут темное.
А самый главный вопрос - а на что собрались строить новый аэропорт? На 10 тысяч уставного капитала «Новопорт»?