Вместо пролога
Субботнее утро. До совещания в здании правительства остаются считанные минуты, но на проходной у рамки металлодетектора столпились журналисты нескольких иркутских СМИ. Озадаченно переговариваются, кивая на охрану. Ситуация такая: хотя встреча и заявлена открытой, пропускают на нее только представителей прессы из заранее утвержденного перечня.
Пытаясь разобраться в происходящем, подхожу к охраннику.
— Что за список? Можно посмотреть? — спрашиваю я.
— А зачем? — пожал плечами охранник. — Все, кто в нём был, уже прошли.
Никакие убеждения собравшихся не действовали. Сотрудник охраны только беспокойно поглядывал на толпу журналистов, всеми силами давая понять, что его хата с краю. Время шло. «Всё уже, опоздали», — обреченно сказал кому-то по телефону коллега, когда часы показали 9:00. Тут же выяснилось: припозднилась не только пресса.
В здание правительства вошли люди из российского министерства строительства и ЖКХ и направились прямо к охране. Переговорили, прозвучало заветное «пропустить».
Спустя пару минут взору предстала сцена в губернаторском зале: непривычно тихо, будто собравшиеся чиновники еще переваривали пренеприятное известие о приезде замминистра. Когда вслед за журналистами вошел Андрей Чибис, многие из сидящих настороженно обернулись. Бояться было чего.
Действие первое: интеллигентный разнос
Присутствуют: главный жилищный инспектор России Андрей Чибис, председатель облправительства Александр Битаров, министр ЖКХ региона Андрей Капитонов и другие члены правительства Иркутской области, представители муниципалитетов и снабжающих организаций. Отсутствует: губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
Первый вопрос заседания — срыв отопительного сезона в Вихоревке. Андрей Чибис, днем ранее побывавший в печально известном городе, без предисловий окунул собравшихся в свои впечатления.
— Ситуация в Вихоревке очевидно свидетельствует об определенной никчёмности местной власти, которая отвечает за организацию и обеспечение населения минимальными базовыми услугами по теплоснабжению, — интеллигентный голос Андрея Чибиса был сдержанным, но предельно строгим. — Понятно, что коммунальная инфраструктура у нас не самая свежая, но то, в каком состоянии мы вчера обнаружили котельную, а самое главное, каким образом организована работа антикризисного штаба, — это недопустимо.
После такого начала некоторые чиновники за столом начали с особым усердием вглядываться в мониторы перед собой. На экране, правда, ничего не происходило.
Главный жилищный инспектор страны продолжал.
— Это уже является притчей во языцех во всех федеральных СМИ. Вчерашнее заседание показало, что вы в показаниях путаетесь. Самое главное не в указании причин, а в оценке, действиях и сроках решений, которые необходимо было принять еще полтора месяца назад. Это недопустимо, — снова, уже с нажимом, произнес Андрей Владимирович.
От веющего холодом голоса некоторые поежились.
— Я хочу отметить не самую эффективную работу отраслевого министерства. Андрей Петрович (Капитонов, министр ЖКХ Иркутской области. — Прим. ред.) человек деятельный, но я так и не увидел понимания действий и чёткой и слаженной работы с муниципальными чиновниками, которые за эту тему отвечают. Мы вчера клещами все вместе вытягивали эти сроки. Когда была запущена электрическая котельная, когда будут запущены новые котлы с учётом договора, который направлен на подписание.
Министр хранил молчание. Следом Андрей Чибис (еще раз упомянув «никчёмность» и «бездействие» местных властей) обратил внимание на странные условия концессии по котельным Вихоревки и понадеялся, что «правоохранительные органы дадут этому оценку».
— Тот пример, который мы видели в Вихоревке, — это пример безобразного отношения и безобразного заключения сделки. Что за концессия такая, простите, когда при двухсотмиллионном обороте банковская гарантия, которую потребовали, миллион рублей. И четыре без инвестиций.
Федеральный чиновник, впрочем, прихватил на заседание не только кнут, но и пряник. Он напомнил, что Иркутская область богата хорошими примерами из муниципальных практик, достойных для распространения по всей России. Правда, длилось это недолго.
—… Но тот пример, который мы вчера увидели, — это то, как не надо делать, — закольцевал свой пассаж Андрей Чибис. — Я вообще часто летаю по регионам нашей страны, но то, что я увидел вчера в Вихоревке — это точно история из 30-х годов 20-го века. Там убили всё, что работало.
Напомнил всем присутствующим, что «действие уголовного кодекса никто не отменял» и он сделает всё возможное, чтобы «виновные лица в случае возникновения хоть каких-то проблем получили свое возмездие».
— Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы правосудие восторжествовало. Потому что нельзя в 21 веке людей морозить. Это просто недопустимо, — в голосе Андрея Чибиса звенел праведный гнев.
Окоченевшие от холодного голоса замминистра чиновники, кажется, уже почувствовали себя жителями Вихоревки. Тут Андрей Чибис сжалился — последовал еще один неожиданный пряник. Замминистра строительства похвалил 130-й квартал Иркутска, в котором он побывал ранним утром, после чего подвёл итог своего монолога. Он напомнил, что чиновникам нельзя считать себя «большими начальниками», что власть — это сервис, который обслуживает людей и помогает бизнесу, и об этом ни в коем случае нельзя забывать.
Действие второе: стыд Александра Битарова
Присутствуют: те же и муниципальные чиновники по видеосвязи.
Вихоревка — не единственный муниципалитет, где есть проблемы с отоплением. В сложном положении оказались поселки Эдучанка, Алексеевск, Новая Игирма, Усть-Уда и даже город Ангарск.
После продолжительного монолога Андрея Чибиса слово взял человек с самым начальственным голосом иркутских верхов — председатель правительства Александр Битаров. Заговорил он непривычно тихо.
— Я могу сказать только одно: лично мне просто стыдно. Мы в этом году имели лето, знали все болевые точки, даже то, что нам оставили в наследство, мы могли отремонтировать, поправить при всем том, что в этом году были деньги, — его голос постепенно крепчал и становился громче. — И я отлично помню, что министр финансов на 1 июля мне говорила, что министерство ЖКХ не выбрало деньги до конца, рассылались вам, предлагали. Не сумели определить эти точки, хотя элементарные вещи есть. Недавно мне в руки попал протокол встреч губернатора с советом избирателей. Вихоревка конкретно стояла, Эдучанка конкретно стояла, поручения эти давались, — голос лязгнул сталью. — Просто на сегодняшний день я не знаю, чего нет. Должного контроля, или руки не оттуда растут.
Наставала очередь отчитаться муниципалитетам, первый на видеосвязи — Киренский район. Выясняется, что топлива в Алексеевске хватит до 5 января. Дальше — неизвестно. Оправдываться пришлось зампреду правительства Руслану Болотову.
— Что можно сказать? К сожалению, компания, которая зашла, не имеет никакого опыта ни тарифного дела, на подготовки документов. Буквально с колес выполняли все мероприятия, касающиеся затрат по тарифу.
Андрея Чибиса ответ явно не устроил.
— Вопрос не в том, кто какую бумажку не донёс. Вопрос в том, что у нас там люди живут, — в его словах начали пробиваться нотки возмущения. — Я даже не буду и не хочу вникать, кто как подготовил. Тарифы должны быть установлены не позднее 1 декабря. Всё это прекрасно знаете.
Следом отчитались другие муниципалитеты. Эксцессов больше не возникло, но позже Александр Битаров заметил, что о проблемах в Усть-Уде и Ангарске он ничего не знал до самого заседания, посетовав, что активисты Общероссийского народного фронта обращались напрямую в федеральный центр, упуская из виду региональные власти. Присутствовавшая активистка ОНФ выпад без ответа не оставила.
— Пачка писем каждый день у нас уходила и на минстрой и на Болотова. Поэтому тут не надо говорить, что мы никого не оповещали.
В итоге Александр Битаров сослался на огромное количество писем, которые ежедневно приходят в правительство. Нелегко, мол, заметить.
Действие третье: ответственность вплоть до уголовной
Присутствуют: те же и мэр Братска Сергей Серебренников.
Иркутская область не успевает в срок переселить людей из ветхого жилья. Рассматривается возможность переноса даты сдачи новых жилых домов.
Перешли к теме переселения граждан из ветхого жилья. Андрей Чибис предварил её похвалой — он побывал в одном из домов для переселенцев и отметил высокое качество нового жилья. На этом благоприятные отзывы закончились.
На связь вышел мэр Братска, города с наибольшим объемом ветхого жилья в Иркутской области. Сергей Серебренников привел цифры: надо возвести 151 тысячу квадратных метров жилья или 4168 квартир, переселить 9565 граждан.
— По плану на 2015—2016 годы необходимо было построить 40 тысяч квадратных метров жилья, в работе 42 дома. Это очень большие объёмы для нас. По окончательному объёму нам придется построить 91,8 тысячи квадратных метров. По текущему этапу 12 домов у нас сданы, сегодня в работе находятся 9 домов.
Вердикт однозначен: в срок не успеть. Мэр Братска заверил, что администрация делает всё возможное, и попросил правительство продлить срок реализации программы до 1 апреля.
Андрей Чибис не преминул напомнить, что срыв госпрограмм недопустим и ответственность за это понесут в первую очередь главы регионов.
— Ответственность за исполнение данного указа в установленный срок лежит полностью на главе субъекта Российской Федерации вне зависимости от субъекта. Напомню, в прошлом году у нас два губернатора пострадали за невыполнение. По итогу 2016 года от нас ждут аналогичных предложений по тем субъектам, которые с задачей не справятся.
Не менее жёсткое наказание может коснуться глав муниципальных образований. Главный жилищный инспектор напомнил: в России были прецеденты, когда в их отношении заводили уголовное дело за неэффективное использование средств.
Дважды поднимали вопрос взаимодействия муниципалитетов с региональным министерством строительства — после Сергея Серебренникова эстафету принял вице-мэр Иркутска Иван Носков. Повод немаловажный — хрущевки 335-й серии, которые грозят обрушиться в случае 6-балльного землетрясения. Несогласованность работы налицо: регион только собрался проверить дома, а городские власти, как выяснилось, это уже сделали.
Подводя итоги совещания, Андрей Чибис заговорил о важности согласованных действий между региональной и муниципальной властью, умении выявлять и оперативно решать проблемы. В качестве примера вновь всплыла Вихоревка.
— Я напомню, что месяца полтора назад я вам рассказал про то, что у вас там проблемы с теплом. Первая реакция региональных руководителей была «да не может этого быть, всё там нормально», а спустя 15 минут перезванивают: «да, разбираемся, есть проблемы».
Незадолго до того, как участники встречи пулей вылетели из губернаторского зала, им пришлось получить еще одну порцию напутствий. Среди прочего из уст Андрея Чибиса прозвучало:
«Если вы считаете, что что-то можно замолчать, вы сильно ошибаетесь».
Эпилог: «А можно я с вами постою?»
После разбора полетов намечался пресс-подход с участием Андрея Чибиса. Едва журналисты окружили чиновника, к нему со словами «А можно я с вами постою?» прорвался Александр Битаров и добавил: «Говорить не буду, просто постою». Замминистра его присутствие нисколько не смутило.
— Мы специально провели наше совещание в открытом режиме. Нам нечего скрывать ни от журналистов, ни от людей, — сказал Андрей Чибис.
Лицо Александра Битарова было непроницаемо. Вопросы и ответы касались, конечно же, Вихоревки. Главный жилищный инспектор рассказал о договоренности: не позднее 25 декабря в Вихоревке запустят котельную, а до 1 марта установят новые электрические котлы.
— Послушал вчера главу муниципального района и главу Вихоревки, и мне стало стыдно за этих людей, честно скажу, — продолжал федеральный чиновник. — Эти люди, занимаясь проблемами до этого более двух лет, полтора месяца в режиме решения чрезвычайной ситуации, выглядели вчера бледно, не могли ответить ни на один конкретный четкий вопрос. Это безобразие.
Андрей Чибис понадеялся, что руководство региона примет все меры по привлечению к ответственности «таких людей». Кстати, два уголовных дела уже возбудили.
— Эта ситуация — негативный фактор, который влияет на имидж области. Как и любой регион, который столкнулся с такой проблемой, она попадает в зону повышенного риска, внимания, и естественно, что её рейтинг в наших глазах снижается.
На последовавший вопрос о том, в каких еще регионах сложилась подобная ситуация, Андрей Чибис однозначно заявил: Иркутская область — единственная в стране. Тут обещавший молчать Александр Битаров, похоже, не выдержал:
— Я бы не сказал, что регион замерзающий всё-таки. Правительство эту ситуацию отслеживает, она на слуху почти два месяца. Безусловно, есть вина местной власти, безусловно, есть вина эксплуатирующей организации, нашего министерства. Я абсолютно убежден, что ещё до Нового года мы проведём на этот счёт совещание, и оргвыводы будут сделаны. Наказание должны получить довольно много лиц. Было определенное замалчивание, недооценка ситуации, непрофессионализм. Но о замерзании речи нет. Сегодня ситуация под контролем. Единственное плохо, что замминистра российского правительства должен приезжать сюда, чтобы подталкивать здесь людей, которые должны были делать свою работу в плановом режиме. А замерзнуть никто не замерзнёт, я вас уверяю.
Андрей Чибис на это с улыбкой произнес: «Протокольно зафиксировали».
IRK.ru
Сколько заплатили за эту статью? Косарей 400?