Елена Голенецкая, заместитель министра здравоохранения Иркутской области:
— Вопрос объединения назревал давно, потому что абсолютно нерациональна была расстановка сил, когда из Дзержинска скорая должна была ехать через весь город, через все пробки, чтобы оказать помощь где-нибудь в Маркова или Мельничной пади или других отдаленных районах.
Иркутский район расположен так, что со всех сторон «обнимает» Иркутск. При этом одна сторона улицы может принадлежать городу, а вторая — району. И возникает вопрос: кто должен обслуживать этот вызов, как он должен быть максимально быстро отработан? Учитывая то, что город с районом практически сливается, совершенно рационально было принято решение. В мае была разработана дорожная карта процесса объединения станций скорой медицинской помощи Иркутска и Иркутского района, чтобы мы могли оперативно управлять информацией и оказывать медицинскую помощь. Кроме того, мы приступили к формированию единой диспетчерской службы скорой помощи на территории Иркутской области.
Сразу, когда речь шла об объединении, мы разговаривали с персоналом. Встречались с людьми, которые работали и в Иркутском районе, и в Иркутске. Всем до единого предложили трудоустройство на станцию скорой помощи Иркутска. Мы были готовы оставить тот же состав бригады с сохранением и функциональных обязанностей, и уровня заработной платы.
Какие-то врачи, водители и фельдшеры уже перешли и работают. Но здесь есть другая проблема. Дело в том, что если у нас сокращается какое-то отделение, люди по трудовому законодательству имеют право два месяца получать пособие и не работать. Поэтому часть людей пока предпочла получать эти деньги, но в дальнейшем, я думаю, эти люди всё равно придут работать на станцию скорой помощи Иркутска. Просто сейчас они получили дополнительный оплачиваемый полностью отпуск. Без работы не останется никто, рабочие места у нас есть.
Уровень заработной платы однозначно сохраним. Когда мы проводили реорганизацию, было дано обещание всем, кто перейдет на станцию скорой медицинской помощи Иркутска, что уровень зарплаты сохраним прежний. Ну и далеко не весь персонал, который работал на станции Иркутского района, жил на селе, 50 % живет в городе.
По поводу сокращения должности «водитель-санитар». Да, их перевели в должность «водитель» — так было раньше. До выхода приказа о порядке оказания скорой медицинской помощи — он вышел два, по-моему, года назад — был только водитель и никогда не было водителя-санитара. Потом появился новый приказ Минздрава. Это в свое время вызвало возражения целого ряда водителей.
Около года этот документ действовал, а с 1 июля 2016 года вступил в силу новый, где должность «водитель-санитар» упразднили и оставили просто водителя. Это ни коим образом не связано с реорганизацией, это вступление в силу приказа Минздрава. Ну а мы приказы Минздрава обязаны выполнять.
Население мы тоже готовили к объединению. За два месяца информировали людей: как вызывать скорую помощь в Иркутском районе, как будут работать бригады, как будет проходить обслуживание экстренных неотложных вызовов. Об этом постоянно говорили. Поэтому со стороны жителей абсолютно никаких отрицательных реакций не возникло.
Более того, за этот месяц у нас вообще нет жалоб на работу скорой помощи в Иркутском районе, чего, наверное, никогда не было. У нас практически нет жалоб и на работу скорой города.
Первые результаты объединения — это уменьшение времени доезда. Скорая помощь района стала приезжать к пациентам быстрее на 5 %. Я думаю, что дальше эту ситуацию еще улучшим, потому что показатели доезда у скорой помощи сельского района были одни из худших по области.
Мы продолжаем совершенствовать систему. Собираемся каждые 10 дней и обсуждаем, что у нас получается, на уровне министерства здравоохранения. Безусловно, мы хотим сделать так, чтобы медпомощь в Иркутском районе была доступной и качественной. Кстати, все машины скорой помощи вскоре будут оснащены дефибрилляторами, а с 7 ноября четыре новых автомобиля выйдут на маршруты.
Александр Маньков, главврач Иркутской станции скорой медицинской помощи:
— Месяц работы после объединения показал, что ничего отрицательного не произошло. Мы, со своей стороны, предпринимаем действия по оптимизации работы, решению мелких проблем, с которыми сталкиваемся.
В нашем учреждении сокращения штата работников не происходило. Те изменения, о которых говорилось в статье на сайте IRK.ru, связаны с изменениями в федеральном законодательстве. С 1 июля нам пришлось сократить санитаров-водителей и предложить перевод на должность водителя. Это произошло во всех субъектах РФ. И второй момент касается также санитаров — сокращение этой должности и введение должности уборщиков производственных помещений. У них изменился график работы, и опять же это не нами придумано, не нами регламентировано, не на региональном, а именно на федеральном уровне.
Процент бригад у нас разный. Имеются бригады, в которых в составе есть мужчины и, естественно, есть и женщины. В ситуации, когда требуется помощь, иногда помогают водители, иногда — ближайшие родственники. В крайнем случае, если действительно требуется транспортировка пациента с большой массой тела, всегда можно вызвать дополнительно бригаду.
Термин объединения, на самом деле, не совсем подходит к нашей ситуации. Произошло сокращение отделения скорой медицинской помощи в Иркутской районной больнице, а Иркутскую станцию скорой медицинской помощи наделили полномочиями обслуживания населения района. Часть медиков к нам уже перешла, а часть из соображений получения гарантийных выплат, которые подразумевает наше трудовое законодательство в связи с этим сокращением, ждёт два месяца. Они, естественно, говорят, что к нам придут.
Поэтому сейчас делать какие-то преждевременные выводы именно о значимом сокращении численности персонала в нашем учреждении, я считаю, рано. Еженедельно к нам на работу трудоустраивается 2-3 человека как минимум. И эта тенденция сохраняется.
Оплата сельских надбавок в нашем учреждении не предусмотрена действующим законодательством. Ну и также компенсация за коммунальные расходы. Однако мы рассматриваем возможность лицензировать подстанцию скорой медицинской помощи на территории Иркутского района. Эту работу мы проводим. Если в долгосрочной перспективе нам это удастся, то, я думаю, мы вернемся к этим компенсационным выплатам и возможности участия в различных программах для медперсонала, работающего на территории района.
Сейчас у нас имеется пять подстанций скорой медицинской помощи и четыре пункта временного пребывания бригад скорой. На подстанциях у нас ротационный график работы. Не все постоянно работают на территории сельской части Иркутского района. То есть месяц работают одни, через месяц переходят другие. Чтобы не было никому обидно. Нагрузка ложится равномерно. С учетом того, что всё-таки нагрузка при обслуживании населения района значительно меньше, чем при обслуживании города.
Ни для кого не секрет, что 50 % автомобилей скорой медицинской помощи, которые принадлежат иркутской станции, имеют износ 100 %. Естественно, в этом направлении мы работаем. Вот те четыре автомобиля, которые мы получили за счет средств федерального бюджета, уже с понедельника начнут вводить в эксплуатацию, что немного облегчит ситуацию. Проблема эта существует во всех регионах нашей страны.
Запчасти у нас есть на все автомобили. Имеется в полном объеме наличие запчастей на складах. Работа ведется. Автомобили всегда заправлены. Проблем с этим у нас не существует.
На все машины скорой помощи, которые обслуживают территорию Иркутского района, установлены навигаторы. Здесь проблем тоже нет. Острой потребности устанавливать навигаторы на автомобили, которые обслуживают территорию города, в связи с тем, что штат водителей не изменился, пока нет.
Петр Дудин, главврач Иркутской областной клинической больницы:
— Проблема обсуждается давным-давно, и областная клиническая больница как никто знает работу скорой Иркутского района, длительное время мы работали с ними. Мнение однозначное: скорая помощь города и района должна быть единой. Разделение снижает и качество оказания медицинской помощи, и доступность для жителей того же Иркутского района.
Тут простые вещи, они давно уже обсуждались. Невозможно в наше время на вызов ехать с одного края города на другой, а еще при наших пробках и такой инфраструктуре. Это просто неправильно. С точки зрения оптимизации.
Единая система подразумевает единые подходы, то есть к пациенту будет выезжать машина с ближайшей подстанции. По индикаторным показателям приезд в городских условиях должен быть не более 20 минут до пациента, и к этим показателям мы обязаны приближаться, а о каких 20 минутах можно говорить, если из Дзержинска ехать в сторону Шелехова? Это же невозможно. А данный случай объединения — он уже эти подачи будет реализовать в полной мере. Распределение транспорта, нагрузки, а главное, скорости.
Я считаю, что на медицинском персонале это объединение не отразится, потому что нормативный штат одинаков для всех. Вопрос будет стоять не о сокращении штата, а о рациональном использовании. Понятно, что штата везде не хватает, но это проблема не только конкретно скорой медицинской помощи, а вообще всего здравоохранения.
К оплате труда — единые подходы. Всегда в государственных учреждениях выплачивается всё, что гарантировано государством. Раз мы на государственном попечении, то гарантированы заработная плата и другие выплаты, государство за этим следит.
Вопрос проблемы транспортировки больного был всегда, даже при Советском Союзе. Всё упирается в заработную плату и количество трудовых ресурсов. Несколько лет назад по приказу Минздрава ввели должность водителя-санитара. Было бурное обсуждение и негатив, водители даже устраивали забастовки, в Иркутской области их удалось избежать. Сейчас всё вернули обратно, то есть понятия «водитель-санитар» нет, только «водитель». Вопрос транспортировки пациента надо решать на другом уровне и в других масштабах. Эта тема была, есть и, к сожалению, пока, вероятней всего, будет.
ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Валерия Алтарёва
А ситуацию про приезд скорой к роженице в необработанной машине после туберкулезника никак не прокомментировали?? А была такая ситуация? Вот прямо есть точные данные, что такого-то числа к роженице Ивановой по такому-то адресу приехала необработанная машина, которая до этого везла…