О творчестве иркутского художника Виктора Мироненко уже немало написано. В беседе он больше говорит о том, как рождаются его картины, ярко описывает впечатления и эмоции, связанные с их созданием. Живопись для него поистине любимое дело, которое, как он сам признается, никогда не променяет на высокие должности и статусы.
На вопрос о том, как зародилась любовь к живописи, Виктор Мироненко прикладывает руку к той стороне груди, где сердце, и говорит, что «все идет оттуда». Действительно, смотришь на его картины и понимаешь, что написаны они по велению душевного порыва.
Виктор Мироненко:
— Быть художником, так же как и музыкантом, поэтом – Божий дар. Это заложено в тебе и проявляется совершенно неосознанно. Я вот вообще хотел стать врачом, но судьба сложилась так, что живопись оказалась ближе по духу, чем клятва Гиппократа.
Первые уроки рисования он получил в творческой мастерской на Дальнем Востоке, где жил вместе с родителями. Затем принял решение уехать в Иркутск, чтобы поступить в художественное училище. Как вспоминает собеседник, конкуренция во время поступления тогда была «ого-го какая»: на одно место — 15 кандидатов.
Виктор Мироненко:
— Закончил я с отличием. Впервые за историю училища защитил дипломную работу на тему «портрет». Потом меня пригласили учиться в Московский художественный институт. Но по семейным обстоятельствам я не смог поехать и продолжил свою деятельность в Иркутске.
Умение созерцать окружающий мир и относиться к нему с особенной добротой, Виктор Мироненко активно направил в творческое русло. Помимо этого, он длительное время занимался административной работой. Как признается, она дарила ему азарт и возможность проявить свои организаторские качества. Душевную гармонию он находил исключительно в живописи.
Виктор Мироненко:
— Я увлекся историей, декабристами. Эта важная для России эпоха отразилась и в моем творчестве. Например, первые портретные работы были посвящены Трубецкому и Волконскому. В жанре портрета работал довольно много — писал своих современников. Продолжаю оттачивать мастерство и по сей день — пишу портреты известных в городе людей.
Не только российских, но и зарубежных ценителей живописи художник покорил сибирскими пейзажами. Вдохновляли его Байкал и красоты окрестностей села Шаманка в Шелеховском районе, где Виктор Мироненко обосновал себе дом-мастерскую.
Виктор Мироненко:
— Это место, где я могу спрятаться от посторонних глаз и рисовать, сколько душе угодно. Любовь к Байкалу началась в 1988 году, когда мы впервые с женой Аллой отправились на Кругобайкальскую железную дорогу. Все 52 тоннеля — это почти 82 километра пути — мы прошли пешком. Впечатлений мне хватило на долгое время…
После путешествия появилась первая картина о Байкале. Художник передал на ней свои впечатления от увиденного ранним утром, когда был в Култуке: «Черный Байкал, а оттуда маленькие красные точки. И вдруг — взрыв, и в паутине тумана все!».
После первого знакомства с озером художник стал чаще там бывать в разное время года. И на полотнах славное море заиграло в совершенно фантастических образах. Байкальские пейзажи Мироненко неоднозначны: одни завораживают яркими красками и теплотой, другие, наоборот, трагичны и холодны. Сама техника исполнения очень экспрессивна, благодаря ей возникает впечатление незаконченности образа.
Виктор Мироненко:
— Байкал уникален, это часть нашей богатой сибирской природы. Каждая встреча с озером не проходит бесследно. И вот пришел ты в мастерскую: в одной руке кисти, в другой краски, и мыслей в голове нет — это кто-то сверху руководит тобой и тем светом, что исходит из твоей души. Так и рождаются мои картины. И нет больше никаких секретов.
По мнению художника, в любое дело нужно вкладывать душу и доброту. Виктор Мироненко убежден, что без проявления доброты невозможно быть художником, да и вообще полноценно жить.
Насыщенная жизнь художника всегда была посвящена творчеству, неподдельной и поглощающей любви живописи. В беседе он не раз вспоминал, как ему поступали предложения преподавать в вузах Иркутска и других сибирских городов, предлагали профессорские должности, но на все следовал уверенный отказ.
Сегодня художник может с гордостью сказать о том, что все было сделано не зря. Доказательство тому — огромный интерес к его творчеству. Виктор Мироненко выставлял работы в Германии, Китае, участвовал на международных пленэрах в Польше. В 2003 году он впервые участвовал в выставке в Москве. А через восемь лет живописец открывал персональную выставку в Санкт-Петербурге.
Иркутские выставочные залы художник не оставляет без внимания и почти каждый год радует поклонников портретными и пейзажными работами. 12 сентября откроется персональная выставка в гуманитарном центре семьи Полевых, а 1 ноября его работы можно будет увидеть в стенах Байкальского университета.
Говоря о современной живописи, Виктор Мироненко отмечает, что сегодня общество с меньшим восторгом воспринимает авангард и буйства красок. Их заменила реальная живопись, классика.
Виктор Мироненко:
— Всегда удивлялся тому, как люди воспринимают авангард. Сегодня он не так популярен. Сейчас обществу интересна реальная живопись, классика. Нужно уметь рисовать классику, исторический образ. А иначе нам нечего будет передать потомкам.
***
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам на адрес rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».
Анна Рябова, IRK.ru
Очень хорошая статья про талантливого нашего Сибирского художника, Виктора Мироненко. Комментировал ранее статью о Алле Мироненко, эта статья только ставит последний штрих в восхищению к их таланту. Дальнейших вам творческих успехов. Радуйте нас вашими прекрасными картинами, воспитывающие…