Если быть точнее, то Чанчур находится на слиянии трех рек, в дождливые годы свои воды в Лену приносит еще и ручей Конкудей. В деревне стоят самые обычные дома, но отсутствие архитектурных изысков компенсирует природа. Впрочем, в таежной деревушке есть свои уникальные объекты – памятник казаку Курбату Иванову, одного из составителей «карты Байкала и падучих рек», а также дом-музей Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя Александра Тюрюмина. Второго таёжного музея, имеющего официальный статус, вы не найдете и во всей России.
Карбасы: Северный завоз по-ленски
В старину в верховьях Лены с оленями кочевали эвенки, здесь же их небольшая часть перешла на оседлый образ жизни, по-прежнему занимаясь охотой и рыбалкой. В конце 19 — начале 20 веков пришлые казаки строили карбасы — гребные транспортные суда, которые затем спускали до Качуга, грузили и отправляли на север, в Якутию, снабжая населенные пункты продуктами и товарами вплоть до Моря Лаптевых. Сегодня это называется Северным завозом. Один карбас брал на борт до 40 тонн груза, и удержать подобную махину на речных перекатах и порогах считалось настоящим искусством. Один из рукавов Лены называется Дунькиной протокой. Существует легенда, что во время одного из сплавов мужики выпили и уснули. У рулевого весла, вероятно, оказалась та самая Дуня, не сумевшая вырулить на речном повороте. В итоге сухогруз врезался и затонул, а протоку стали называть Дунькиной.
Выше сплавщиков ценились только мастера-карбасники, определявшие сосны, кедры с повышенной плавучестью. Стволы деревьев сначала вдоль раскалывали, уже потом мастерили борта сухогрузов. Некоторые карбасы носили имена своих создателей, надпись на борту считалась своего рода знаком качества речных корабелов. Несмотря на затраты век плавсредства был недолог — одна навигация. Вверх по течению карбасы уже не возвращались, каждый год мастера закладывали новые. С развитием речного пароходство непростое ремесло отошло на второй план, карбасы стали не нужны, работы лишились целые деревни, что и послужило одной из причин их разорения. В 40-х годах Чанчур насчитывал порядка 40 дворов, а согласно переписи населения 2010 года местную прописку имел всего один человек – Тихон Романович Горбунов.
Тем не менее, деревня возродилась, здесь появилась целая улица новых домов – Заповедная. Название родилось само собой, всего в нескольких километрах проходит граница Байкало-Ленского заповедника.
Своим возрождением Чанчур, вполне вероятно, обязан бывшему старшему охотинспектору заповедника Владимиру Петровичу Трапезникову, который популяризирует это место. Он поставил в деревне памятник Курбату Иванову и казакам-первопроходцам, составившим первую карту Байкала. Владимир Петрович уверяет, что Курбат был незаслуженно предан забвению, хотя сделал для России больше Похабова, Бекетова и даже Дежнёва. В доказательство Трапезников приводит выписку из указа Алексея Михайловича о жаловании Курбату Иванову «…денег двенадцать рублёв, хлеба: десять чети ржи, десять чети овса, три пуда соли…».
Глыбу по заказу Трапезникова частично отшлифовали и нанесли надпись «Казаку Курбату Иванову первопроходцу к Байкалу в 1643 году». Надпись дополнена изречением армянского философа Егише: «Память о прошлом — это дозорная вышка, с которой хорошо видно будущее». Готовый монумент доставили в Чанчур по зимнику, и Трапезников в одиночку, используя лебедки, водрузил его на постамент. Венчают памятник два медных колокола, отлитых по заказу.
История с музеем
В 1978 году бывший главный механик Иркутского завода радиоприемников, поссорившись с руководством, решил круто поменять образ жизни.
— Бирюльские мужики познакомили меня со знаменитым охотником Александром Жабиным, — вспоминает Владимир Петрович. — Он мне и говорит: «Так, городской, поедем вверх, порыбачим — поймёшь, что такое Лена».
Места понравились, Петрович устроился штатным охотником, купил один из домов, не зная, что в нем родился летчик-герой.
Случилось это летом 1986 года. Он выделывал шкуру медведя и увидел, как незнакомец перелез через забор и прямо к нему: «Да дом пришёл свой посмотреть…». Незнакомец рассказал, что родился и рос в этом доме. Затем повернулся и ушёл.
Позже они познакомились поближе и мужчина признался: «А ты знаешь, я ведь Герой Советского Союза». В подтверждение своих слов Тюрюмин достал удостоверение.
Кто такой Тюрюмин?
Александр Михайлович Тюрюмин родился в Чанчуре 18 февраля 1928 года и жил до восьми лет. Позднее Александр Михайлович вспоминал: «Наверное, лет с пяти я занимался рыбалкой. Рыбы в то время и в Лене, и в Чанчуре было очень много. По весне мужики строили карбасы — баржи, на которых потом из Качуга в Якутию сплавляли различные грузы. В это время у нас жило много плотников из нижележащих деревень, было очень весело. На Пасху в деревне устраивались гулянья, ставились огромные качели. Мне было лет пять-шесть, когда я впервые увидел летящий над Чанчуром самолет У-2. Скорее всего, он патрулировал окружающую тайгу и летел из Качуга в Онгурен. Впоследствии именно на таком самолете я начинал свою летную карьеру».
В 1946 году Тюрюмин окончил Нижнеангарскую среднюю школу, приехал в Иркутск поступать в художественное училище, поступил, но проучился три месяца, как увидел объявление о наборе юношей в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, куда подал документы и был принят.
Его первым самолетом стал как раз У-2. В 1952 году перспективного летчика перевели в Московское управление гражданской авиации. В 1960 году Александр Михайлович окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, после чего работал в Научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) летчиком-испытателем, а с 1963 года перешел на летно-испытательную работу в ОКБ С.В. Ильюшина.
Ордена красной Звезды Тюрюмина удостоили после испытания самолета Ил-62, а за обкатку противолодочного Ил-38 наградили орденом Боевого Красного Знамени. Красу и гордость отечественного самолетостроения – Ил-76 – экипаж Александра Тюрюмина поднял в воздух 5 мая 1973 года с аэродрома Ташкентского авиационного завода.
Всего на самолетах Ил-76 экипаж Александра Тюрюмина установил 25, а на Ил-86 — 18 мировых рекордов. Кроме этого сибиряк испытал на прочность Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-62, Ил-62М, Ил-76МД, Ил-86. В марте 1976 года Александру Михайловичу Тюрюмину было присвоено звание Герой Советского Союза.
Со временем Трапезников построил себе новый дом, а в этом решил создать музей. Заменил сгнившие венцы, перекрыл крышу. В 2005 году прославленный летчик вновь побывал в Чанчуре, музею подарил летный костюм, грамоты и сертификаты, свидетельствующие о высоких рекордах.
Несколько лет назад Владимир Трапезников оформил государству дарственную на дом и прилегающую территорию, с этого момента у здания появился статус филиала Областного краеведческого музея.
У истока Лены
Одна из величайших рек Лена (ее протяженность около 4400 километров) берет свое начало на западном склоне Байкальского хребта, порядка десяти километров от Байкала. В этом месте Владимир Трапезников с группой волонтеров в августе 1997 года поставили часовню в честь митрополита Московского и Коломенского святителя Иннокентия (Вениаминова), родившегося в Анге Качугского района. Спустя девять лет часовню освятили. К истоку Лены прорублена тропа, имеются несколько домиков для ночевки, но отправляться в поход лучше с опытным проводником. Не стоит забывать, что в нескольких километрах проходит граница заповедника, звери постоянно мигрируют.
Как попасть в Чанчур?
Стоит сказать, что маршрут выходного дня в случае с Чанчуром не подойдет, вы только успеете добраться до таёжной деревни, и уже надо будет поворачивать домой. Поэтому целесообразно иметь в запасе как минимум пять – семь дней, чтобы успеть отдохнуть от дороги и насладиться красотой. Летом существует два основных способа – по воде и воздуху. Дешевле — по воде.
Время в пути от Малой Тарели займет 3,5-4 часа, в зависимости от скорости лодки и опыта проводника. От Малой Тарели до Чанчура и обратно потребуется 90-100 литров бензина, если на аэролодке, то почти в два раза больше. Экстремалы предпринимают попытки добраться до этих мест на внедорожниках-болотоходах.
Не советуем предпринимать самостоятельные попытки доплыть до Чанчура, потому что Лена – очень коварная река, имеет множество притоков и рукавов – заблудиться легко. Обычные «Казанки» на мелководье и быстром течении опасны. Местные используют восьмиметровые лодки — плоскодонки с низкой осадкой, способные взять на борт 4-5 пассажиров и груз. Пассажирам лучше держать фотоаппараты и видеокамеры наготове – на Лене много водоплавающих птиц, к берегу часто выходят дикие козы и изюбри и даже лоси.
В Чанчуре есть гостевые дома, многие рады принять туристов. Любители рыбалки вполне могут рассчитывать на успех. В Чанчуре и Лене водятся хариус, валёк, ленок, таймень. Несколько сот метров отделяют деревню от зарослей голубики, брусники и черники. Но отправляться за ягодой лучше группой и с сопровождающим, велика вероятность встретить медведя.
Электричества в Чанчуре нет, исключение составляют солнечные батареи, но их единицы. Для зарядки фотокамер целесообразнее завести дополнительную канистру бензина, генераторов в деревне достаточно. Не забудьте прихватить розетку-тройник, тогда сможете заряжать несколько аккумуляторов одновременно. В вечернее время вам не обойтись без москитной сетки, мази и аэрозоли от комаров и гнуса также пригодятся. Местами местность болотистая, поэтому лучшая обувь – резиновые или полиуретановые сапоги, к тому же по утрам выпадает обильная роса. В деревне работает спутниковый таксофон, так что в случае необходимости всегда сможете связаться с родными.
Борис Слепнёв, специально для IRK.ru
Фото автора
Борис Слепнёв, специально для IRK.ru
Побывали недавно там. Красота!
https://youtu.be/oKR02qFceQ0