Наша страна уникальна тем, что на ее территории проживает огромное количество различных национальностей со своими традициями и обычаями. Иркутская область не является исключением. Согласно данным последней Всероссийской переписи населения (2010 год), в регионе числится 156 национальностей: на первом месте по численности — русские (88,3%), на втором — буряты (3,2%). Поэтому каждый русский житель Иркутской области может ответить на вопросы: почему нужно «бурханить», когда едешь на Байкал и как правильно есть позы (буузы) — настолько стали близки традиции и обычаи соседей из Бурятии.
Этно-парк
Пара часов езды от Иркутска — и мы уже практически на бурятской стороне, рядом с поселком Усть-Ордынский. Неслучайно именно здесь несколько лет назад открылся этно-парк «Золотая Орда».
У резных ворот нас встречает хозяин в национальном костюме. Он представляется Бато и провожает к костру для приветствия. По очереди он приглашает пройти обряд очищения: женщины проводят руками над костром, мужчины — ногами. На вопрос, почему именно так, Бато поясняет, что женское начало находится выше груди, а мужское — ниже.
Хозяин ведет в хан-юрту — самую большую. Прежде чем войти, он говорит, что порог нужно перешагивать именно правой ногой. Мы послушно выполняем. Там уже ждут национальные блюда: горячие буузы, хушууры, наваристый бульон. Пока рассаживаемся, Бато предостерегает не ставить на пол сумки. По бурятской примете, останешься без денег.
Нам подают не простые буузы, а авторского исполнения. Первая, самая маленькая, называется «бараний рог» — она, понятно, с начинкой из бараньего мяса, следующая, высокая, — «конская грива». Последняя — классическая бууза с говядиной. Сочное мясо таяло во рту. Но поразил присутствующих десерт. Девушка вынесла на подносе выполненное из теста изделие, напоминавшее юрту. Изнутри курился дым, и одурманивающе пахло душистой травой.
Блюдо разработали здесь, в этно-парке. Под «юрту» можно спрятать все, что угодно: мясо, буузы. Для нас таким образом решили подать десерт — боовы (жаренные во фритюре кусочки теста). Внутри спрятан очаг с байкальскими травами для эффектной подачи. Организаторы этно-парка признались, что туристы от блюд в восторге.
Обычаи бурятской свадьбы
Следующая точка нашего маршрута — дом культуры «Эрдем» в центре Усть-Ордынского. По пути одна из организаторов поездки Татьяна Швыдченко рассказала о местном дацане. В советское время он находился за поселком, но простоял недолго — его уничтожили. Только в 2011 году открыли новое современное здание. Настоятель — Зоригто-лама.
Перед входом в дацан нужно выполнить бурятский обряд — гороо, то есть, обойти территорию по специальной дорожке и по пути крутить барабаны. Проделать это необходимо не менее трех раз, максимально — 108.
— При этом нужно думать о хорошем, — говорит Татьяна. — Попробуйте, на самом деле это очень сложно.
В самом дацане можно попросить сделать астрологический прогноз, лучше — в дни Сагаалгана (бурятский Новый год, который празднуется в феврале).
Вскоре мы прибыли в «Эрдем». В нем открылась выставка посвященная бурятским национальным свадебным обрядам. Кандидат исторических наук Виктория Бонаева показала свадебные наряды жениха и невесты и рассказала о брачном обряде.
— Когда сторона невесты приходила к жениху, то застилала постель. Поэтому приданым служили подушки и одеяла из бархата, парчи или шелка.
Было принято закрывать девушке лицо плотной тканью. Верили, что таким образом на защищена от духов. Во время свадьбы, переходя в род мужа, она была особенно уязвима. После обряда поклонения родовым духам — онгонам — лицо открывали, и невеста обретала новый статус и новых покровителей. В женском наряде были обязательны металлические украшения, они также служили оберегом. Выйдя замуж, девушка не должна была показывать голую спину и непокрытую голову.
Уже на свадьбе сваты — отцы жениха и невесты — должны были обменяться кисетами с табаком и повязать друг другу кушаки.
Приготовление бууз и зутрана
На фестивале для нас провели мастер-класс по приготовлению бурятских бууз и национального напитка — зутрана-чая. Присутствующие с удовольствием приняли участие в лепке. Кстати, я проводила прямую трансляцию, во время которой повар подробно объясняла, сколько граммов мяса и теста необходимо для правильной буузы.
Далее нам рассказали об удивительном национальном напитке, который готовят… на говяжьем жире. Его обжаривают на сковороде, затем смешивают с мукой и кипятком. Раньше такой напиток был очень популярен и заменял бурятам полноценный прием пищи. Процесс приготовления зутрана я так же сняла на видео:
Пока готовили чай, подоспели буузы. Гости и посетители фестиваля нахваливали сочные горячие изделия из теста с мясом, запивая его зутраном. Честно сказать, попробовать национальный напиток я так и не осмелилась. А некоторые гости не раз подходили к повару «подлить чайку».
Разбивание хребтовой кости
В Бурятии очень популярен такой вид спорта как разбивание хребтовой кости — хээр шаалган. Постоянно проводятся турниры и соревнования, а в национальные праздники — это обязательная часть программы. Мастер-класс для гостей провел житель Нукутского района Юрий Маштаков, неоднократный победитель состязаний в таком необычном виде спорта.
— Хээр шаалган можно сравнить с сакральным танцем или шаманским обрядом. Сначала плавные, не слишком быстрые взмахи руками, когда спортсмен «прощупывает» кость и примеряется. Потом резкий удар — и кость ломается на две части, — объясняет собравшимся.
Все завороженно следили за движениями Юрия, затем внезапный громкий хруст — толстая кость разлетелась на две части. Существует несколько стилей разбивания. Каждый участник выбирает тот, который ему удобен. Мастер рассказывает, что «когда разбиваешь кость - освобождаешь душу животного, так считали наши предки».
Попробовать свои силы смогли и зрители. Иногда казалось, что у парней хрустят кисти рук, но это в очередной раз поддалась хребтовая кость. Организаторы рассказывают, что спортсмены часто получают переломы. Но это стоит того — за победу в соревнованиях вручают очень ценные подарки: крупные денежные призы, а на больших праздниках — автомобили и даже квартиры!
Завершился фестиваль традиционным танцем бурятов — ехором. Участники дружно взялись за руки и закружились, повторяя за ведущим движения под современную национальную музыку.
Дарья Васильева, IRK.ru
Фото автора
Дарья Васильева, IRK.ru
Особенно возмущает когда слышишь от русских, «понаехали тут» на бурят, типа это они местное коренное население, а мы так, с Бурятии приехали