У всех под рукой «Википедия» (или, по выражению одного иркутского политолога, «тётя Вика»), давайте я не буду делать вид, что добыл сведения в тишине и темноте библиотек: «Из Эфиопии кофе распространился в Египет и Йемен. Наиболее ранние свидетельства употребления кофе относятся к середине XV века в суфийских монастырях Йемена».
В России же, если верить энциклопедической тетушке, одно из первых упоминаний о кофе относится к 1665 году. Правда, тогда его почитали как лекарство. А вот в качестве повседневного напитка кофе стал… ну, если не популярен, то хотя бы относительно известен благодаря усилиям Петра Первого (вот неожиданность!). Правда, в глазах старообрядцев, например, инновации императора выглядели сатанинским деянием, например.
Так или иначе, первый кофейный дом, несмотря на позицию раскольников, открылся в середине 18 века. В какие годы в Европе открылся первый кофешоп, тётя Вика умалчивает, однако доподлинно известно, что европейские заведения, носящие такое название, ничего общего с сетью Coffeeshop company не имеют в силу разности ассортимента.
В нашем городе первое заведение этой сети начало работу лет, наверное, 5 назад. А филиал на Карла Маркса открылся в 2016 году на месте кафе «Снежинка». С этим связаны всякие нелицеприятные истории, но что о них вспоминать? Моя задача — не в прошлом копаться, а оценить заведение as is*.
Судьба занесла меня в Coffeeshop company в выходной. Был вечер, хотелось перекусить и выпить кофе. Первое, что бросилось в глаза, — обилие граждан КНР. Многие из них были в медицинских масках. То ли они боялись коронавируса, то ли сигнализировали, что готовы к сопротивлению, — не знаю. Но уюта этот нюанс не добавлял.
В целом интерьер кафе вполне адекватный: мотивы дерева в интерьере, столики разных форматов (постоять\посидеть), внятное зонирование. Правда, в зоне, прилегающей к туалету, царила темнота. Даже если клиентов не много, не уверен, что погрузить одну из зон во тьму — правильное решение. «Не стоит заходить» — можно было просто повесить честное объявление, хотя причины неизвестны: с виду нормальная отдельная зона…
Впрочем, о хлебе насущном. С ним нарисовалась проблема. Очень доброжелательный молодой человек из-за бара на моё намерение заказать «брэндвич» с прискорбием ответил, что это невозможно.
— А почему?
— Вы знаете, выходной же. А у нас по выходным кухня не работает.
— ???
— Ну, всё, что можем, это ролл с курицей.
— То есть он вчерашний? Ведь у вас кухня сегодня не работает?
— Нет, мы его сделаем прямо сейчас. Самое простое можем сами, без повара.
О-у-кей.
— А десерты?
— Десерты — да.
— Старые?
— Нет.
О-у-кей.
Поскольку ваш покорный слуга – человек уже в годах, возможности продегустировать много позиций по кофе я не рискнул: сердце, знаете ли… Остановились на американо с молоком и Latte deep ivory — латте со вкусом «лесных трав и ягод».
Американо с молоком, 260 рублей
Попробовал — и не стану повторять
Я не знаток кофе. Честно. Я не угадаю, в какое время были собраны эти зёрна и трудилась ли в процессе их сбора смуглая девственница-аборигенка. У меня всё просто: хорошо или нет. Так вот: нет. Пережжёно, горько, невкусно. Никакое молоко ничего не скрасит.
Латте deep ivory, 365 рублей
Попробовал — да и ладно
Большое «но»: очень много сахара. Без него это был бы идеальный сибирский кофейный напиток с явным вкусом имбиря и, действительно, лёгким привкусом трав и фруктов. Помноженный на вкус кофе, который хотя бы тут не казался пережжённым.
Ролл с курицей, 240 рублей
Попробовал — и закажу снова
Вот что проще: взять куриное филе, добавить наструганного огурца, завернуть в мексиканскую лепёшку. Так подумал и молодой человек за баром —и слава Богу: это было почти вкусно. В трёх этих ингредиентах сложно заблудиться, тем не менее я доволен.
Морковный торт, 200 рублей
Попробовал — да и ладно
Неплохо. Обычный морковный торт, но слишком сухой: даже чтобы разделить его на кусочки, требовалось усилие. Он был не слишком сладок, чувствовался лёгкий морковный мотив (надеюсь, это не я сам себя убедил), и вообще, оказался неплохим десертом под плохой американо.
«Наполеон», 245 рублей
Попробовал — и не стану повторять
Рецепты бывают разные. Техники у кондитеров бывают разные. Одни пропитывают, другие — нет. Одни маслу отдают предпочтение, другие — сметане. Мы открыты экспериментам, как говорится. Но это было… отвратительно. Сухие коржи, притворяющиеся слоёным тестом, перемежённые чем-то, что в неприличном обществе называется маргарином, а в приличном — вообще не называется, потому что такое стыдно подавать. Честно: это ужасно. Ровно один кусок съел, остальное – на тарелке. Справедливости ради не могу не отметить, что меня никто не спросил, почему я ухожу, оставляя практически целый кусок торта нетронутым.
* как есть
Резюме: Coffeeshop Company* на Литвинова
Можно сколь угодно переживать о «Снежинке» (я отношусь к числу её поклонников), но важны не воспоминания, а нынешние впечатления. Они довольно однозначны: есть ощущение, что собственники Coffeeshop company в Иркутске не понимают, как это работает. Ребят, что значит «повар отдыхает на выходных»? Вы кофейня: почему даже в соседнем «Сезоне» я могу купить кофе дешевле и вкуснее?
Окей, вы зачем-то прорубили окна «как в лучших домах Москвы», но при этом даже близко не стоите по качеству со среднестатистической столичной кофейней? Никто не хвалит «Шоколадницу» — это моветон, но вы и до неё не дотягиваете. Даже близко. А, да: ведро с тряпками имеет смысл располагать там, где его не видно из основных залов.
Погуглили бы вы значение слова «нелицеприятный», господа журналисты!