– Но вы в профессиональном плане пошли не по стопам отца и не по стопам матери, а стали военным. Как так получилось?
– У меня было достаточно примеров. Мамин старший брат был военным, полковником войск стратегического назначения. Когда он приезжал в отпуск, собиралась вся семья: нас, детей, тоже брали с собой, мы общались, задавали вопросы, так что представление о воинской службе у меня сложилось довольно рано.
Много, конечно, дало и боевое прошлое деда. Когда он надевал в День Победы свой китель с орденами и медалями, я испытывал невероятную гордость. Да, я тогда ещё многого не понимал, например, что орден Славы третьей степени, который у него был, даётся людям за проявление героизма. Но, даже не понимая, чувствовал невероятную гордость за деда.
В 8 классе я решил, что пойду в военное училище. Меня назначили командиром группы – у нас в то время была начальная военная подготовка (НВП), и командиров групп из всех школ собирали на курсы молодого бойца. Мы жили в палатках. Утром кросс, завтрак, потом занятия по военным дисциплинам, после обеда – самоподготовка, вечером снова кросс. И так целую неделю. Иногда, конечно, приходила мысль, что неплохо бы вернуться в нормальную жизнь. Но, вы знаете, это был 1984 год – события, связанные с Афганистаном. Тогда было зазорным не пойти в армию. Считалось неправильным.
Мы с 8 класса себя уже сами готовили и, в принципе, я думал – не получится поступить в военное училище – ничего страшного, значит пойду в Афганистан.
Южный регион лучше адаптировался к условиям в Афганистане. Был очень большой набор с Центрально-Чернозёмного района. Некоторые школьные товарищи туда попали и прошли через боевые действия.
Ещё один человек, который повлиял на мой выбор профессии – школьная учительница, классный руководитель Надежда Николаевна Трусова. Она была фронтовичка. Небольшого роста, всегда строгая, подтянутая, собранная. На фронте работала санитаркой. Всю войну прошла.
Как-то в День Победы она надела военный мундир с наградами. И мой папа преклонил перед ней колено и подарил цветы. Я не понимал, что происходит – я учился в третьем классе, но запомнил это навсегда.
У Надежды Николаевны не было своих детей, зато она вложила в нас столько, сколько не каждый родитель способен. Учила до 7 класса, очень много дури из нас выбила (в хорошем смысле этого слова). Ею была сформирована база, которая мне очень пригодилась в жизни – усидчивость, ответственность, отзывчивость и, самое главное, системность. Взрослые тогда все работали, воспитанием детей занималась либо школа, либо улица. Мне повезло с учителем.
Когда я поступил в военное училище, то в полной мере оценил, насколько важными были привычки, которые сформировала у нас Надежда Николаевна. В училище много времени отводится на самоподготовку, и я очень быстро адаптировался к такому формату учёбы. Я успевал всё сделать, никогда не откладывал на потом – эти правила у меня остались на всю жизнь.
Училище я окончил с четырьмя четвёрками. Немного не хватило до красного диплома. Но я и не жалею: краснодипломников отправляли служить за границу, а я хотел остаться в стране. Меня направили на службу в Приволжско-Уральский военный округ.