Применение Управлением мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, осуществляется строго в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Согласно ч.2 и ч.3 ст.10 Закона № 294-ФЗ обращения и заявления могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в случае нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены. Таким образом, законодательство устанавливает претензионный порядок решения споров между потребителем и хозяйствующим субъектом. Кроме того, если заявитель подает свое обращение в Управление в форме электронных документов, то данное обращение должно пройти обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, данный порядок подачи заявления также указан на сайте Управления.
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2003г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (претензия в адрес хозяйствующего субъекта, копия ответа на претензию, копия договора, копия чека (квитанции) и прочее).
Если продавец или исполнитель услуги отказываются от получения претензии, вручить претензию можно в присутствии двух понятых или отправить заказным письмом с уведомлением по почте.
Кроме того стоит иметь в виду, что Управление не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплачивать какие-либо денежные средства, выполнять какие-либо работы, оказывать услуги, поскольку полномочиями о принятии решения по имущественным спорам наделены исключительно судебные органы.
В случае отказа хозяйствующего субъекта от удовлетворения требований в добровольном порядке, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации и п.2 ст.17 Закона №2300-1, потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства, месту заключения договора или месту нахождения ответчика. В соответствии с п.3 ст.17 Закона №2300-1 при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Что касается обмана со стороны агентов негосударственных пенсионных фондов, то данные вопросы не относятся к компетенции Управления, для привлечения таких хозяйствующих субъектов к ответственности необходимо обратиться в органы внутренних дел.