Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Зачем молодежь идет в науку?

ответы даны 13 февраля
На ваши вопросы отвечает
Молодые ученые институтов ИНЦ СО РАН

Принято считать, что современная молодежь не стремится работать в науке: нет перспектив, слабая материально-техническая база, маленькие зарплаты. Между тем сейчас в институтах Академгородка работают более 700 молодых сотрудников, есть постоянная необходимость в дополнительных ставках для молодежи.

Зачем молодежь идет в науку? В каких сферах ведут исследования молодые ученые? Довольны ли они своей работой? Какие перспективы видят перед собой?

На эти и другие вопросы по теме пресс-конференции готовы ответить молодые сотрудники институтов Иркутского научного центра СО РАН: Иван Смолин, инженер ЛИН СО РАН; Михаил Москалик, кандидат химических наук (ИрИХ СО РАН); Алексей Максимов, кандидат технических наук (ИСЭМ СО РАН); Вадим Блинов, кандидат географических наук (ЛИН СО РАН); Вадим Нурминский, кандидат биологических наук (СИФИБР СО РАН); Ирина Нестеркина, кандидат биологических наук (СИФИБР СО РАН).

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/society/43509/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • Amarok
    Amarok

    Здравствуйте. Такой вопрос: у нас в стране принято ругать науку, особенно это вошло в моду в последнее время, причем ругают все кому не лень. Но говоря откровенно, проблем и неразберихи хватает в любой сфере нашего общества, а наука - это всего лишь его срез. На ваш взгляд, насколько обоснованна критика в адрес отечественной науки за последние годы, и на самом ли деле все так плохо и нет никаких перспектив у научной молодежи? Сам работаю в инжиниринговой компании, по роду службы приходится часто сталкиваться с научными сотрудниками, в том числе и с молодыми: большинство из них - умные и талантливые ребята с широким кругозором и набором интересов, и конечно, с определенным менталитетом, свойственным для людей данной сферы. Не думаю, что в научной сфере сможет удержаться случайный и бесталанный человек, коих сейчас очень много, причем везде. Заранее благодарен за ответ и успехов!

    Здравствуйте! По нашему мнению, для роста и развития молодых ученых, в последнее время создаются условия. Например, существует координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию; проводятся различные школы-конференции; ежегодно проходят различные конкурсы на финансирование проектов и стажировок; вручение премий, стипендий и сертификатов на приобретение жилья.

    Основная проблема российской науки — это недостаточное ее финансирование, в разы меньше чем в развитых экономиках мира. Науку нужно финансировать, а не пытаться «рулить» руками чиновников, и результаты незамедлительно появятся. Так как самое главное — творческие люди и научные школы – у нас в стране есть.

  • irk_horse
    irk_horse

    Каких прорывных открытий вы ожидаете от своей деятельности? Скоро ли будет создан вечный двигатель 2-го рода, а то бензин всё дорожает и дорожает.

    По вечному двигателю, это не к нам, а к господину Петрику В.И. и пр. У каждого из нас есть своя область научных интересов, в которой мы работаем. Приведут ли наши исследования к прорывным открытиям – поживем-увидим.

  • mr_blaster
    mr_blaster

    Как молодежь попадает в науку? Является ли это осмысленным решением, принятым еще в школе или во время учебы в университете, или же просто так получается, что после защиты диплома нужно куда-то идти работать, а устроиться в какой-нибудь институт, где постоянная нехватка молодых кадров, довольно просто? Понятно, что первый вариант ведет к росту научного потенциала страны, увлеченные и талантливые работают с полной самоотдачей и двигают науку вперед, зачастую, правда, уезжая на ПМЖ за границу. Второй же вариант приводит к тому, что в науке собираются люди, которым происходящее неинтересно, но они приспосабливаются, делают успешные карьеры, наука же медленно чахнет. Вы видите ситуацию изнутри - какой сценарий встречается чаще сегодня? Возможно, это какой-то третий вариант? Есть ли будущее у отечественной науки в биологии, химии, географии и других отраслях?

    Михаил Москалик: Оба варианта имеют место быть. Но сейчас, к счастью, в институтах работает, в основном, молодёжь, увлеченная наукой, ведь без этого пребывание в институте теряет смысл, так как в наше время существует очень много более простых способов финансово себя обеспечить.

    Ирина Нестеркина: Считаю, что сегодня в науку молодежь приходит осмысленно, прекрасно понимая, что им нужно и чем она будет заниматься, так как в школах и в вузах достаточно активно ведется научно-исследовательская деятельность.

    Алекей Максимов: Достаточно часто, молодые люди начинают работать в подразделениях института будучи студентами 3-4 курса. Конечно же, институт нуждается в постоянном пополнении молодыми сотрудниками, при этом я бы не сказал, что устроиться к нам довольно просто. У большинства руководителей подразделений имеется принципиальная позиция, приема на работу, только в том случае, если диплом был написан под руководством наших сотрудников. При этом бывает и такое, что приходят люди, которые наукой заниматься не желают, а пытаются воспользоваться преимуществами, которые дает аспирантура (отсрочка от армии, ненормированный рабочий день и т.д.). Цели таких людей становятся очевидными, после первого года обучения в аспирантуре и с ними приходится расставаться.

    Вадим Блинов: Как правило, научная работа молодежи начинается не с момента поступления в исследовательский институт после окончания вуза в поисках «какой-нибудь» работы, а гораздо раньше. Курсовые работы, преддипломная и дипломная практика, написание диплома в научном учреждении способствует к увеличению заинтересованности в дальнейших научных исследованиях, познаниях и открытиях. А когда молодой исследователь принимает участие в полевых работах для сбора материала своими руками, будь то поля, леса, реки, горы, озера, тогда ему все сложнее сойти с пути науки.

  • I_r_i_sh_a
    I_r_i_sh_a

    Почти каждый российский ученый мечтает о том, чтобы уехать работать заграницу - развитие науки, условия для работы и жизни там в разы лучше, хотите ли вы тоже увезти свой научный потенциал туда? Какая выгода для российской науки, когда проходят стажировки наших научных сотрудников заграницей и по сути все результаты исследований остаются там…

    Мы бы не стали так категорично говорить, что все российские ученые хотят уехать за границу. В нашем обществе сложился стереотип, и его активно развивают средства массовой информации, что на западе замечательно заниматься любой наукой, а у нас нет. Для подтверждения этого приводятся различные «истории успеха» российских ученых за границей, при этом за кадром остаются люди, которые не преуспели, а таких очень много. Опять же, все зависит от области исследований. По некоторым в России очень мало хороших специалистов, по другим мы все еще удерживаем лидирующие позиции в мире.

    Стажировки очень важны, это бесспорный факт. Они, прежде всего, позволяют получать и перенимать научный опыт и знания, что способствует обновлению нашей науки.

    Принять участие в работе других организаций, неважно, зарубежных или нет, это всегда полезно, во-первых, существенно расширяется кругозор ученого, во-вторых, дает сильнейший толчок к развитию. Самое важное в любом деле - это именно люди.

  • Sv77
    Sv77

    Нурминский Вадим, привет!!! Очень рада тебя видеть и знать,что ты осуществил свое призвание в науке! Желаю дальнейшего процветания и финансового благополучия тебе и твоим коллегам.
    Решением каких важных задач сейчас занимаешься? Преподаешь ли на родном биофаке?
    С уважением - Светлана.

  • matros
    matros

    amadeo81, учёные тоже люди - неужто они не имеют право выпить по случаю Нового года?

  • murkaa
    murkaa

    Политбюро давно уж нет, а начальство, за редким исключением, сидит на постах пожизненно. Видите ли вы изменения в лучшую сторону в академических институтах. Есть ли шанс у молодого ученого на карьерный рост?

    Мы считаем, что институты академии наук не подходят под такое сравнение. В Академии наук уровень административного поста прямо пропорционален научным достижениям сотрудника. Ведь директорами часто являются академики и член-корреспонденты, а заведующие подразделениями – это кандидаты и доктора наук. А перспективы карьерного роста у молодых ученых есть, о чем говорит увеличение количества молодежи на административных постах в последнее время.

    Проблема старения кадров в академических институтов стоит достаточно остро. Вызвана она скорее не тем, что руководители находятся на своих постах и не хотят уступать место молодежи, а тем, что достойных кандидатов не так много. Как известно, в 90-е годы после ликвидации СССР, положение в академических институтах было весьма плачевным, многие сотрудники ушли работать в другие структуры, набор молодых сотрудников упал практически до нуля. В начале двухтысячных годов, эта ситуация постепенно начала изменяться к лучшему. В результате, из жизни институтов практически полностью выпало целое поколение сотрудников.

    В настоящее время, заметны существенные изменения в молодежной политике, в ряде институтов появились должности зам. директора по работе с молодежью, целенаправленно ведется работа по формированию кадрового потенциала, в том числе руководящего. Например, Андрей Викторович Иванов, доктор химических наук, зам. директора по науке ИрИХ СО РАН - 32 года, Игорь Вячеславович Бычков стал академиком РАН в 50 лет. Мы считаем, что шанс есть у каждого, только не каждый может своим шансом правильно воспользоваться.

  • Forevochka
    Forevochka

    Добый день. Подскажите, как можно стать членом РАН? 1,5 года назад защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 05.22.07.

    Не совсем ясен вопрос. Если говорится о том, как стать сотрудником академического института, то для начала Вам необходимо определиться, в каком именно институте Вы хотели бы работать. Далее следить за появляющимися вакансиями. По новому положению эту информацию институт должен выкладывать на официальном сайте.
    Если же речь идет о том, как стать действительным членом РАН (чл.-корр. или академик РАН), то читаем устав РАН: «Действительными членами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Членами РАН избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации. Члены РАН избираются пожизненно. Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Иностранными членами Российской академии наук избираются крупнейшие зарубежные ученые, получившие признание мирового научного сообщества. Иностранные члены РАН избираются Общим собранием РАН».

  • matros
    matros

    Наткнулся тут на передачу про российскую науку:
    Чего не хватает российской науке? (1-я часть) - YouTube
    http://www.youtube.com/watch?v=YhB7x5rddt8
    Там, в частности, председатель совета молодых ученых Вера Мысина ратует за молодых ученых и их особые интересы. Известный же биолог К. Северинов считает, что нет молодых или старых учёных, а есть хорошие или не очень хорошие учёные.
    Какая точка зрения вам ближе? (просьба ответить всем).
    А фото можно было побольше сделать - ничего не видно.

    Оба эти мнения имеют право на жизнь. Есть множество примеров, когда молодые люди в возрасте до 30 лет имеют множество научных достижений мирового уровня и на их основе защищают докторские диссертации уже в этом возрасте. А есть, конечно же, совершенно противоположные примеры.

    На любом предприятии молодым кадрам уделяется особое внимание, так как от первых лет работы полностью зависит, каким специалистом станет молодой сотрудник в будущем. Здесь наука не является исключением, более того, в ней весьма важным является воспитание молодежи, так как профессии ученый не учит ни один вуз. Для этого существует аспирантура. Работа научного сотрудника - это процесс непрерывного совершенствования и обучения.

  • matros
    matros

    Просьба сообщить уровень зарплат в науке - начиная от мнс и заканчивая докторами и директорами (желательно в виде таблички, чтобы сравнивать можно было). С наших налогов же вам зарплата идет и не частная фирма РАН - имеем право знать. Реально ли на эту зарплату купить квартиру или нет? Слышал, что опять начали вроде бесплатно жилье давать, но не всем, а по каким-то критериям - просьба прояснить вопрос.

    По сведениям СО РАН, средняя зарплата научного сотрудника составляет 30 000 рублей в месяц. Информация о должностных окладах РАН является открытой и любой человек при желании может ее найти и изучить. Здесь следует отметить, что количество ставок лимитировано для каждого института, поэтому достаточно часто молодым людям приходится занимать неполные ставки.

    Что касается налогов, то мы также их платим.

    Бесплатного жилья в ИНЦ нет.

  • proteus
    proteus

    Добрый день. Судя по вашим ученым степеням вы работаете в научных институтах, а как по вашему, на сколько эффективна может быть научная работа в учебных институтах (ВУЗах), какова их роль и эффективность именно в области продвижения науки и разработок?

    Сложно отвечать на такой вопрос, имея опыт работы только в академическом институте.
    Университетская наука во всем мире стоит в первых рядах, в нашей стране ведущие университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска активно занимаются научными исследованиями и имеют очень значимые результаты.
    Сейчас много говорится про развитие науки в вузах, при этом реальных действий, нам кажется, недостаточно. Нельзя сегодня сказать, мы начинаем развивать науку в вузах, а завтра от них требовать результаты научных исследований и практические разработки. Насколько нам известно, существующая загруженность преподавателей не позволяет им выделить достаточное количество времени для занятия наукой. Развивать науку в вузах необходимо, при этом нужно мыслить системно и понимать причины, из-за которых возникают те или иные явления.

  • murkaa
    murkaa

    Вопрос к Ирине Нестеркине: среди нынешних и прежних директоров институтов нет и небыло ни одной женщины. При этом среди рядовых сотрудников женщины - в большинстве. Как изменить «традицию» мужского руководства иркутской наукой?

    Здравствуйте! Спасибо за интересный вопрос. Считаю, что нет такой «традиции» в иркутской науке. А вот тема «женщина в науке» давно обсуждается. Существует множество мнений, лично я соглашусь с суждением британского профессора Питера Лоренса: «Отсутствие женщин в верхних этажах научной иерархии объясняется вовсе не пониженными способностями женского аналитического мышления. А совсем другими причинами. Традиционной – женщины по своей природе предпочитают детские нужды карьерным…». Peter A. Lawrence. Men, Women, and Ghosts in Science. Plos Biology, 2006. Vol. 4.

  • Maximuss
    Maximuss

    Здравствуйте! Думаю, что всем очевидно, что ученую интеллигенцию опустили так, что ниже некуда, в годы криминального капитализма, несовместимого с жизнью страны. Сырьевой стране, где нужно по-быстрому вывозить ресурсы наука особенно и не требуется.
    У меня вопросы такие:
    1. понимаете ли вы необходимость коренных изменений социально-экономического бытия нашей страны? 20 лет после перестройки прошли - результат развития науки в России нам всем виден, вспомним теперь 20-летки СССР 1917-1937, 1937-1957, 1957-1977…

    2. готовы ли лично вы, как современная интеллигенция, исполнить свою историческую роль: участвовать, руководить и направлять процессы социально-экономической революции в стране?

    Понимаем. Готовы. Можем.

  • amadeo81
    amadeo81

    21 декабря 2012 г. в СИФИБРе прошел первый научный семинар «Науку делаем вместе», но научного там ничего не оказалось, а была лишь одна гулянка и клоунада. Современная «научная молодежь» все меньше имеет отношение к науки и всё больше тяготеет к ее имитации, подстраиваясь под современные условия, выбивая себе ставки, зарплаты (они не такие уж и маленькие), а теперь и получение квартир и сертификатов. Вот только польза для экономики страны с этого нулевой, а то и отрицательный. Во многих институтах скопилось достаточно оборудования для серьезных работ, но нет людей, умеющих и желающих работать на нем, всё меньше среди молодежи людей, готовых решать серьезные задачи в современной науке. Об уровнях подготовки: кадров, кандидатских, исследований и результатов, сказанно много, но никто не хочет решать эти проблемы. Какие могут быть возможные пути выхода из этого тупика и какие шаги готовы предпринять молодые лидеры ИНЦ? Было бы приятней, если на втором (уже планируется) семенаре речь зашла все-таки о науке, её проблемах и вкладе молодых ученых.

    Уважаемый amadeo81. Большое спасибо за Ваш вопрос. Начнем по порядку, действительно 21 декабря 2012 года проходил молодежный семинар «Науку делаем вместе», данный семинар был приурочен к Новому году. Целью семинара было знакомство молодых научных сотрудников из разных институтов входящих в состав ИНЦ СО РАН. Большинство молодых сотрудников хотели бы узнать подробнее, чем занимаются их коллеги из других НИИ. Каждому институту было предложено сделать популярную презентацию, желательно в новогодней (шутливой) форме, чтобы было нескучно, но в то же время познавательно. Наши организации имеют разные тематики, которые, как правило, между собой мало связаны. Большинство институтов, входящих в состав ИНЦ СО РАН, представили свои доклады, сделали слайдовые презентации, сняли видео-ролики, сотрудники Института химии продемонстрировали интересные химические опыты. В перерывах между презентациями, был проведен межинститутский конкурс, представлены самодеятельные номера молодых сотрудников. Неофициальная часть семинара, позволяла пообщаться молодым людям между собой, обсудить интересные темы, завязать междисциплинарные научные контакты.
    При посещении любого мероприятия, каждый человек ставит перед собой определенные цели, от того достигает он их или нет, складывается личное впечатление о мероприятии в целом. Судя по Вашим замечаниям, Вам своих целей достигнуть не удалось, что для нас, как организаторов, весьма печально. Следует отметить, что большинство отзывов участников семинара, а их более 150 человек, были положительными. Причем это мнение как аспирантов, так и старших наших коллег, занимающих высокие должности и посты.

    Что же касается непосредственно вашего вопроса, следует сказать, что мы не разделяем Ваш печальный опыт. Считаем что, талантливой молодежи в институтах ИНЦ СО РАН большинство и мы со своей стороны готовы сделать все возможное, чтобы подтвердить это на практике.

    По поводу оборудования, следует сказать, что в Иркутске расположен один из крупнейших в СО РАН Байкальский аналитический центр коллективного пользования, в котором собрано уникальное, дорогостоящее научное оборудование. Время его работы расписано надолго вперед, спрос огромный, каждый год центр расширяется, приобретает новое оборудование, по большей части - импортное.

  • sudoplatova
    sudoplatova

    Здравствуйте.
    Как вы оцениваете реформу высшего образования?
    Думаю, что реформа происходит у вас на глазах…
    Мне кажется, что реформа приведёт к снижению уровня высшего образования.
    Или вам видится по-другому?

    Здравствуйте! Среди наших коллег давно бытует мнение, что образование необходимо реформировать, но не в сторону упрощения, что мы видим на данный момент, а в сторону усложнения, построения более комплексной базы знаний в соответствии с требованиями современной высокотехнологичной высокоинформатизированной реальности.
    Мы не станем сейчас оценивать реформу высшего образования, поскольку считаем, что этот вопрос дискуссионный. Нас пугает то, что серьезные изменения пытаются провести за весьма короткое время. К чему это приведет, пока говорить преждевременно.

    Особенно вызывают неприятие, попытки скопировать зарубежные системы образования, которые, как и наша собственная, развивались долгие годы с учетом особенностей экономики стран.

  • merz
    merz

    Здраствуйте! Об ученом в обществе сложился стереотип как о скучном для обычных людей типе личности, как говорят, «ботане». Расскажите как проходят у вас околонаучные, или может даже ненаучные мероприятия, если таковые проводятся? (Это не про спорт, лыжников и бегунов в академгородке как раз очень часто можно встретить). Ученые как то развлекаются? Посещают ли культурно-досуговые мероприятия? Или наука не оставляет времени для простых житейских радостей и стереотип в чем то основан на действительности? Спасибо, успехов!

    Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос. Среди научных сотрудников очень много талантливых людей, а талантливый человек, как известно, талантлив во всем. Среди ученых немало спортсменов, музыкантов, художников, но есть и большие оригиналы.

    Несомненно, наука занимает много времени, но ученые находят время организовывать, участвовать и посещать бардовские концерты, новогодние вечера, молодежные встречи. Конечно же, ученые, как и люди, работающие в других сферах, посещают «культурно-досуговые мероприятия».

  • dsweer
    dsweer

    А мне интересны ответы на эти вопросы.
    Зачем вы как представители молодежи пришли в науку? В каких сферах вы ведете исследования? Довольны ли вы своей работой? Какие перспективы видите перед собой?

    Михаил Москалик: В ИрИХ СО РАН я занимаюсь химией трифлатов. В Институт химии я пришел осознанно, еще когда учился на 2-м курсе химического факультета ИГУ, затем, после окончания университета, поступил в аспирантуру, в срок защитил кандидатскую диссертацию и сейчас работаю в должности старшего научного сотрудника. Работа ученого – творчество с бесконечным количеством объектов для исследований при правильном подходе. И человеку, недовольному своей работой в науке делать нечего, ведь для творчества нужна гармония.

    Алексей Максимов: Область моих научных интересов - математическое моделирование и оптимизация теплоэнергетических установок. Пришел в ИСЭМ СО РАН после окончания ИрГТУ в 2003 году, так как нашел это направление весьма интересным. Хочется отметить, что работа в научно-исследовательских институтах, является весьма интересной, так как постоянно возникают новые, интересные тематики и направления. Такая работа мне не просто нравится, она доставляет мне удовольствие.

    Как говорил один известный ученый: «Не каждому дано счастье познать радость творчества».

  • Prianik
    Prianik

    Риторический вопрос… )))

  • VaRe
    VaRe

    Добрый день!
    Интересно-а возможно ли сегодня делать открытия в гуманитарных науках? Нужны ли они?
    Спасибо!
    С уважением.

    Добрый день! Мы не специалисты в гуманитарных науках, при этом наше мнение следующее: делать открытия можно, и нужно, во всех науках, независимо от того, гуманитарная она или нет. Если же говорить о нужности открытий, то здесь возникает встречный вопрос - нужны кому? Лично Вам, государству, обществу и т.д.

  • marxander
    marxander

    Добрый день, уважаемые ученые!
    Заранее спасибо Вам за ответы и IRK.RU за интересную конференцию.
    Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
    1. Что привело Вас в науку? Желание стать светилом и прославиться, поиски научной истины, или это вообще случайность? Вопрос, конечно, больше шуточный…
    2. Какие реально востребованные технологии были разработаны в иркутских НИИ? Знаю, что Институт химии им. Фаворского, например, занимается разработкой новых лекарств от туберкулеза, и ученые достигли серьезных успехов.
    3. Как вы оцениваете усилия Правительства РФ за последние 5-6 лет по восстановлению научного потенциала России? Что сделано положительного? И как вы оцениваете Сколково — имеет ли смысл это «предприятие»?
    Спасибо!

    Здравствуйте! Наука, как известно, - лучший способ удовлетворения собственного любопытства за счет государства. Чем больше в тебе этого любопытства, тем выше шанс стать светилом и прославиться, а можно всю жизнь искать научную истину.

    Что касается востребованности, то, например, в Иркутском институте химии, помимо «Перхлозона», который Вы упоминаете, есть еще масса препаратов и материалов которые уже внедрены в производство. Например, антидот окиси углерода «Ацизол», который сейчас входит в выкладку всех чрезвычайных служб и многих армейских подразделений страны, новый высокоэффективный противотуберкулезный препарат «Перхлозон», универсальный антисептик «Анавидин». В Лимнологическом институте создана технология утилизации отходов гидролизного производства (например, лигнина), разработана и применена технология прокладки подводного кабеля на остров Ольхон. В Сибирском институте физиологии и биохимии растений созданы микробиологические препараты для переработки сельскохозяйственных и бытовых отходов, а также отходов гидролизных и целлюлозно-бумажных производств, а также осуществляется микроклональное размножение плодово-ягодных культур. В Институте систем энергетики им. Л.А. Мелентьева - программный комплекс для расчетов, анализа и планирования режимов работы электроэнергетических систем «АНАРЭС», информационно-вычислительная среда «АНГАРА» предназначена для автоматизации разработки эксплуатационных режимов трубопроводных систем тепло- и водоснабжения.

    В целом, в каждом институте имеется масса разработок, приводить здесь весь список будет нецелесообразно.
    Считаем, что правительством РФ за последние годы сделано очень многое для поддержания научного потенциала в России: развиваются фонды поддержки науки, неоднократно поднимались зарплаты, реализуются жилищные программы, осуществляются специальные условия кредитования.

    Мы считаем, что в появлении Сколково есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но при этом не стоит забывать, что в России, помимо Сколково, существует более десятка наукоградов. Например, Пущино, Королев, Черноголовка и др.

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля