Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

ответы даны 20 сентября
На ваши вопросы отвечает
Юрий Федорович Абрамов, декан факультета религиоведения и теологии ИГУ, и Наталья Иннокентьевна Яловицкая, директор ЦИМПО

Программы и учебники по религиоведению — светской дисциплине, находящейся в стадии становления — в настоящее время носят экспериментальный характер. Но, тем не менее, отправные точки существуют, и уже можно предположить, как основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) будут обучать в школах.

Преподавание нового курса зависит от потребностей общества. Родители, как юридические представители своих детей, вместе с ними выбирают один из 6 модулей: основы светской этики, православной, исламской, буддистской, иудейской и мировых религиозных культур. Все модули обладают культурологической направленностью, и от выбора будет зависеть содержание преподавания.

Мы постараемся прояснить ситуацию и помочь читателям разобраться во всех вопросах, касающихся нового предмета. В том числе и по вопросу рекомендованных учебников, прошедших государственную аккредитацию на 2012—2013 учебный год. Экспертами выступят профессор Юрий Федорович Абрамов, декан факультета религиоведения и теологии ИГУ, и Наталья Иннокентьевна Яловицкая, директор Центра информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений города Иркутска (ЦИМПО).

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/society/43479/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • rus_38
    rus_38

    Уважаемые Наталья Иннокентьевна и Юрий Федорович! В наше время, когда как выразился один писатель, «…Мы променяли понятия Добра и Зла на бихивиористику…» система государственного образования ввела этот уникальный предмет, который даст нам и нашим детям возможность узнать ответы на многие важнейшие вопросы в жизни. Хочу узнать Ваше мнение экспертов по следующим вопросам:
    1.В предметах литература, история, которые изучаются в школе, есть множество примеров воспитывающих патриотизм, толерантное поведение педагогами в подрастающем поколении. Почему перестала устраивать существующая система воспитания и насколько эффективно будет решать эту задачу предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по Вашему мнению, без изменения негативного фона многих явлений в реальной жизни (ТВ, интернет и т.п.)?
    2.Предмет будут преподавать один час в неделю. Почему так мало внимания уделила система государственного образования такому наиважнейшему и уникальному предмету как «Основы религиозных культур и светской этики», и он как «маленькое зернышко», как заметила Наталья Иннокентьевна, которое очень не скоро накормит всех голодных?
    3.Почему в воспитании религиозной толерантности, обучению религиозным культурам явное преимущество получили ученики только 4-ых и остальных младших классов, у которых это обучение еще впереди? Имеются ли претензии к системе государственного образования по поводу этого преимущества в обучении от законных представителей учащихся старших классов, которые, к сожалению, уже не смогут изучать этот предмет в школе, если в дальнейшем они не планируют учиться на факультете у Юрия Федоровича?
    4.По Вашему мнению, с какого возраста и в каком объеме должен изучаться этот предмет в школе?
    5.По Вашему мнению, имеется ли необходимость ввести этот предмет обязательным к изучению студентами высших учебных заведений? Если нет, то почему?
    6.Нельзя воспитывать в других религиозную толерантность, если сам этого чувства не имеешь. Если Вы считаете, что - этот учебный курс вписывается в концепцию нового образовательного стандарта, где на первый план выходит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и он нужен для воспитания детей, то по Вашему мнению, есть ли необходимость ввести обязательные курсы по этому предмету для изучения его всеми без исключения педагогами в общеобразовательных учебных заведениях?
    7. Отразилось ли введение данного предмета на сокращение часов преподавания по другим предметам? Если да, то по каким и почему именно по ним?

    Яловицкая Н.И.: Уважаемые участники конференции, радует, что изменения, происходящие в образовании, волнуют многих. Это и понятно, ведь речь идет о наших детях. Никто не отрицает, что в предметах, которые изучаются в школе, «есть множество примеров, воспитывающих патриотизм, толерантное поведение», да и существующая в образовании система воспитания достаточно эффективна. Следует обратить внимание, что введение курса ОРКСЭ ни в коей мере не прекращает преподавание предметов культурологического цикла, уже преподающихся в общеобразовательном учреждении. Но, мне кажется, следует согласиться с тем, что чем больше форм работы, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, тем реальнее результат. Хочу еще раз подчеркнуть, что этот предмет носит культурологическую направленность. Что плохого в том, что наши дети познакомятся с основами мировых религиозных культур и с основами светской этики? Курс состоит из 6 модулей и первый урок всех модулей начинается с темы «Моя Родина – Россия». Этот курс действительно «зернышко» в «Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Возраст обучающихся выбран неслучайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?

    Не могу согласиться с тем, что этот курс – единственный, например, по выбору обучающихся в 10 – 11 классах может быть введен через вариативную часть учебного плана существующий ныне и прошедший апробацию факультативный курс «История религий». Сегодня образовательные учреждения имеют право самостоятельного выбора программно-методического обеспечения учебного плана. Единственное ограничение – все программы и учебники должны быть «загрифованы» и входить в федеральный перечень, утвержденный приказом министерства образования РФ. (Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами),утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно).

    Введение курса ОРКСЭ не влечет сокращение часов по другим предметам, предусмотренным в инвариантной (обязательной) части учебного плана.

    Еще раз напомню, что ученики и их родители должны самостоятельно выбрать предмет обучения.
    Выбор учеников и их родителей является абсолютно добровольным.

  • madd
    madd

    Вчера в магазине сувениров мною наблюдалась такая картина: очень солидный молодой человек, стоя у витрины с серебряными иконками, серьезно спрашивал продавца о том, какую обычно покупают женщинам, какую мужчинам. Хорошо, если в покупке он видел икону. А вдруг только слиток серебра? Читаю в этой конференции некоторые рассуждения и диву даюсь. Почему, Юрий Федорович, Вы не скажете в своих ответах, что новая учебная программа рассчитана только на получение знаний ребятами, а вера (именно ее боятся многие родители) дается далеко не всем, вера дается с трудом даже тем людям, которые хотели бы поверить?

    Абрамов Ю.Ф.: В моих ответах неоднократно прозвучало, что курс ОРКСЭ носит культурологический характер. Ни о какой кахетизации, то есть обучению, приобщению к основам, какой либо веры, не может быть и речи. Вера – это вопрос выбора личности. Он решается либо в семье, в тех традициях, в которых семья живет, либо личностью самостоятельно.

    И позвольте прокомментировать Ваши наблюдения – стоит ли рассуждать по поводу: что видит этот мужчина в иконе – святой образ или слиток серебра – это знает только этот мужчина. Для этого случая можно привести пример из святоотеческой православной литературы, там есть хорошее высказывание: «все видят грех, никто не видит покаяния». Каждый сам в ответе пред своей совестью. Всего доброго.

  • Evga
    Evga

    Каким образом будет проверятся работа педагогов? Где гарантия, что среди них не будет религиозных фанатиков? Могу ли я, как законный представитель ребенка, запретить ходить на эти занятия и какого рода экзамен должен будет сдать мой ребенок? P.S. На мой взгляд, моему ребенку лучше дополнительные занятия по математике или русскому языку, что касается нравственного воспитания, то моя семья в состоянии его дать. P.P.S. Вы всячески пытаетесь вместо нормальных ответов выставить интересующихся здесь родителей малограмотными, поэтому заранее сообщаю, что имею высшее образования и приглашать на обучение меня не нужно. Учитывая Ваш ответ stas811 от 6 сентября в 16:43 поясняю, что вопрос обозначается знаком"?".

    Яловицкая Н.И.: Среди педагогов нет и не может быть религиозных фанатов, в нашей школе по-прежнему дается светское образование. В статье 14 Конституции России говорится о том, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию»/

    Курс ОРКСЭ – культурологический, ознакомительный, безотметочный. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. По итогам курса ребята под руководством педагога и при участии родителей могут подготовить творческий проект, например, «Моя родословная», «Родословное древо моей семьи», «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и др) и т.д. Ведь еще одной важной задачей этого курса является рассмотрение вопросов, касающихся общечеловеческих ценностей, в том числе взаимоотношения «отцов и детей», сохранение традиций. Сказать ребенку об этом лишний раз (а этот раз никогда не лишний) – значит помочь ему разобраться в его многочисленных «почему» и «зачем». В ответах на первый блок вопросов я говорила, что выбор любого модуля – это приоритет родителя. Надеюсь, что абсолютно нейтральный модуль «Основы светской этики» никому не повредит.

    И еще, активное участие родителей в изучении детьми этого предмета является очень важным, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как Добро, Любовь, Труд, Семья. Недаром в учебно-методический комплект по этому предмету входит не только книга для учителя, но и книга для родителей, а данная конференция – подтверждение того, что мнение родителей для нас такжеочень важно.

  • JustWalkMan
    JustWalkMan

    Абрамов Ю.Ф. меньше рекламы, побольше ответов по существу.
    Уважаемая Наталья Иннокентьевна, Вы сами то верите в это? Оно нам надо?

    Яловицкая Н.И.: Мое глубокое убеждение: лишних знаний не бывает, тем более знаний, которые направлены на воспитание. Мы все помним высказывание: грамотный человек может быть невоспитанным, а воспитанный человек – всегда грамотный.

  • JustWalkMan
    JustWalkMan

    когда же подумают о том как создать условия учителю для нормальной работы и ученику для эффективной учебы и закончат заниматься экспериментами?

    Яловицкая Н.И.: Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - уже не эксперимент. Как эксперимент он апробировался в 21 регионе нашей страны и показал свою эффективность. Поэтому принято было решение на уровне Министерства образования РФ ввести этот курс во всех образовательных учреждениях нашей страны в штатном режиме.

    Материалы Всероссийского совещания об итогах апробации ноябрь 2011 года

    Всероссийское совещание по обсуждению итогов апробации комплексного учебного курса «ОРКСЭ».
    Выступление заместителя министра Минобрнауки России Дулинова М.В.
    Итоги апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2009-2011годах.
    О работе методического объединения, совершенствовании учебно-методического обеспечения введения учебного курса ОРКСЭ и перспективах.

  • romario3337
    romario3337

    Абрамов Ю.Ф., спасибо за приглашение в ряды Ваших студентов. Вынужден отказаться, т.к. имею хорошее образование, не основанное на изучении сверхъестественного соответствующими методами в соответствующих отраслях. Удачи Вам в этом не лёгком деле. Спасибо.

  • canabushka
    canabushka

    Мы - католики, какой предмет нам выбрать? Как-то о нас не подумали…

    Яловицкая Н.И.: Возможен выбор одного из модулей «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». Как вариант, можно инициировать разработку модуля по религиозной культуре католицизма.

  • alexey38
    alexey38

    Читая многие вопросы, здесь заданные, создается впечатление, что курс нужно читать не сколько детям, сколько родителям, т.к. у большинства понимание религий на уровне мифов. Поэтому на мой взгляд цель подобного курса (без деления на модули) должна заключаться как в кратком обзоре, так и в разоблачении общеизвестных мифов.

    Поэтому несколько вопросов:
    1. Насколько по Вашему оправдано деление на модули, а не последовательное изучение разных религий и светской этики, чтобы было сравнение и была общее понимание?

    2. С позиции современного религиоведения и теологии, считается ли атеизм вариацией религии, подобной некоторым языческим религиям древности? Ведь большинство атеистических аксиом не имеет доказательства и их мы воспринимаем на веру, точно также на чистую веру принимались лозунги и утверждения советских руководителей. Также известно, что ценность современных денег (валют) держится сугубо на их религиозном восприятии массами, ведь собственно рыночные колебания курсов основаны на ожиданиях, на позитивных и негативных новостях, т.е. сугубо на эмоциональном восприятии, без какой либо привязки к золоту, ресурсам и т.п.

    Абрамов Ю.Ф.: Приглашаем всех родителей для развенчания мифов к нам, учиться на факультет. Ну а если серьезно, то в будущем действительно планируется проводить курсы для родителей.

    — Учитывая достижения развития общества, курс представлен 6 модулями, что создает ситуацию выбора. Такова практика европейских стран, где ведется подобный предмет, также разделенный на разные аудитории. Тем не менее, курс экспериментальный, и ваше замечание в этом ключе не единственное и, возможно, в дальнейшем будет учтено.

    — Именно с позиций некоторых современных религиоведов, атеизм действительно считается вариацией религии.

  • stas811
    stas811

    Неужели вы думаете, что этот новый школьный предмет будет востребован? Лично я не хочу что бы мой ребенок ходил на этот предмет. Не наше это все, не Славянское, лучше я буду давать знания и мудрость своих предков, чем ему будут вдалбливать рабское миропонимание. К своим корням нужно обращаться а не изучать чуждую религию , навязанным нам, Славянам.
    Вы декан факультета религиоведения, значит знаете все о религиях, думаю ответите на вопрос:

    Абрамов Ю.Ф.: Где вопрос? С удовольствием отвечу.

  • leonidych
    leonidych

    Поддерживаю данное начинание исключительно в части светской этики. В связи с этим вопрос - каково будет содержание данного модуля, можно в общих чертах. Спасибо.

    Абрамов Ю.Ф.: Спасибо за поддержку. Наталья Иннокентьевна лучше ответит на этот вопрос.

    Яловицкая Н.И.: Один из модулей курса ОРКСЭ – «Основы светской этики». Этот курс знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? Что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет? Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? «Что означает слово культура»? Эти и многие другие вопросы включены в данный модуль.

  • matthew
    matthew

    Хотелось бы сказать пару слов, тем кто собирается задавать вопрос или показать свое невежество в вопросах теологии.
    Когда-то, обучаясь в стенах ИГУ, я написал диплом: «Трансформация греко-эллинистической культуры под влиянием христианства в первых веках I тысячелетия». Посвящена она была патристам (основателям восточной и западной Церкви). С тех пор прошло уже 14 лет и я не стал ни апологетом, ни врагом христианства, но эта работа помогла мне расставить все на свои места. Как минимум я стал правильно писать на латинице свое имя, а как максимум стал психически устойчив к агрессии со стороны религиозных сект.
    А теперь вопрос Юрию Федоровичу: На сколько компитентен научно-педагогический состав кафедры, состоит ли он из философов работающих в духе русского экзистенциализма первой половины XX века или есть ли у вас на кафедре историки, специализирующиеся на поздней античности и раннего средневековья?
    И последнее, объяснение мальчикам в 4 классе, почему культура восточных единоборств получила такое глубокое мировозренческое и техническое развитие, именно в связи с даосизмом, было бы удачным педагогическим ходом.
    Успехов в этом нелегком направлении, как теология.

    Абрамов Ю.Ф.: Научно-педагогический состав кафедры включает в себя философов и историков достаточной компетенции для ведения учебного процесса по религиоведению и теологии и для того, чтобы формировать у студентов новое мировоззрение в этих сферах. Спасибо Вам за советы, ждем Вас в ряды наших студентов.

  • JustWalkMan
    JustWalkMan

    Уважаемые коллеги!
    Представьте себя на месте учащихся в этом возрасте. Вас ведь такое не коснулось. Судьба отвела. Стали ли вы от этой недостачи менее образованными или менее толерантными к людям, исповедующим разные религиозные взгляды? Неужели вы думаете, что предлагаемые философские инъекции будут иметь столь важное значение для детей и их родителей в столь юном возрасте? Неужели вы считаете, что пройдя подготовительные курсы большинство учителей способно реализовать поставленные цели и выполнить задачи? Очень сомнительно. В вузе есть в этом отношении сложности, а в школе, тем более.
    Убежден, что воспитать ребенка уважительно относящегося к людям разной веры, могут только его родители и близкие в условиях социального равенства и правового государства. Для того чтобы формирующийся человек уважительно относился к культуре разных народов не нужны специальные курсы, нужен личный пример, а также соответствующий информационный фон (ТВ, радио, интернет). Если это отсутствует, то хоть какие модули, хоть в каком объеме вводите и предлагайте, толку не будет. Если в школе будут говорить одно, а дома и на улице будет происходить другое, то зачем? Спасибо.

    Абрамов Ю.Ф.: Спасибо за замечания и комментарий. Приходите к нам учиться на факультет.

    Яловицкая Н.И: Согласна, трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4 классе, способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах. Как-то прочитала очень поучительную историю, которая, на мой взгляд, как нельзя кстати подходит к сегодняшней ситуации:
    «Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай».
    Уверена, труд, терпение, любовь к детям и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И в наших силах сделать так, чтобы наши дети жили в благополучной России.

  • stereonin
    stereonin

    Здравствуйте, Наталья Иннокентьевна!
    Хочу вас поблагодарить за ваши уроки литературы и риторики в школе. Хочу пожелать вам успехов в этой нелёгкой и неоднозначной работе, и верю, что вы, как человек с высокой внутренней культурой, не позволите допустить так называемую «оккупацию» детских умов. Искусство и культура религий - это прекрасно! Главное, чтоб не превращалось в пропаганду и навязывание.

    Ещё раз желаю вам успехов и терпения в этой нелёгкой и очень ответственной работе!

    Яловицкая Н.И.: Хочу поблагодарить своих бывших учеников за такое признание моего труда, значит 30 лет моей педагогической деятельности были не напрасными. Всегда работала с детьми с глубоким убеждением, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. До сих пор верю, что профессия учителя – это призвание, которое продиктовано любовью к детям, а значит, настоящий учитель не имеет права на фальшь. Смею заверить родителей и своих выпускников, что педагоги, которые решили вести преподавание курса, будут работать по принципу «не навреди», а «помоги понять».

    Спасибо всем за неравнодушие.

  • Marfushka
    Marfushka

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, как вы относитесь к тому, что церковь в последнее время очень активно влезает и вмешивается в политику и государственные дела, активно навязывает свою веру, тем самым внося раскол в общество? Сейчас и до образования и детей добрались.
    Моя дочка пока не ходит в школу, но если мы доживем до этого, что в 4 классе все таки останется этот предмет, то однозначно будем изучать основы этики, но никак не религии.Потому что большой вопрос, кто все таки будет преподавать данный предмет. Почему, если человек хочет стать учителем русского языка, он учится для этого 5 лет, а для преподавания религии даются несколько недель курсов, а ведь всю религию не возможно изучить за такой короткий период?! Есть знакомый учитель истории, которого обязали изучать и в дальнейшем преподавать этот предмет, она занималась на курсах этим летом, так вот она сказала, что на занятиях была плохая посещаемость, предмет просто начитывали для большого объема, и в разговорах между собой учителя делились, что не видят пользы от него.
    А религию ребенок должен выбирать сам, когда вырастит и решит, во что он хочет верить, потому что вера заключается не в домике с батюшкой и не в иконах, вера она есть в сердце и голове, если человек верит, то для этого не нужны посредники в лице церкви или государства с образованием

    Абрамов Ю.Ф.: Отвечаем Вам, что отношения церкви (религии) и государства (общества) существовали всегда, и характер этих отношений был различным. То есть наше время, по существу, не отличается от других эпох.
    Как юридический представитель ребенка, Вы, конечно, сами определите модуль, который Ваш ребенок будет изучать.
    По поводу выбора религии – это Ваше личное дело и личное дело Вашего ребенка.
    По вопросу подготовки преподавателей: факультет религиоведения и теологии уже производит выпуск специалистов: религиоведов, преподавателей религиоведения. Хотелось бы пожелать администрациям школ приглашать на преподавание специальных предметов наших выпускников.

  • pravdorub
    pravdorub

    Здравствуйте, Наталья Иннокентьевна и Юрий Федорович!
    У меня к вам два вопроса.
    1. Скажите честно вас еще не утомило «развинчивать» все эти однообразные мифы, страхи и просто иллюзии по поводу нового школьного предмета, которые «образовались» в голове среднестатистического россиянина?
    2. Сегодня мы являемся свидетелями массовой атаки не только на Русскую Православную Церковь и православную религию в целом, но и в конечном итоге на наше государство и общество. Это факт. Факт «медицинский», подтвержденный выводами специалистов по мониторингу и анализу информации, поступающей из СМИ и иных источников (достаточно упомянуть одного лишь И. Ашманова). В этой связи хотелось бы узнать какие, по вашему мнению, действия должны быть предприняты государством, обществом, интеллигенцией (настоящей интеллигенцией, ответственной, а не мнимой и участвующей во всех этих безобразных политических игрищах) для предотвращения этого, с позволения сказать, шабаша.
    Спасибо. Желаю вам творческих успехов в вашем нелегком педагогическом труде.

    Абрамов Ю.Ф.:
    1. «Развенчивать» эти мифы наша работа. Просвещение не является делом одного дня, это работа на будущее, созидание культуре будущего.
    2. В любой исторической ситуации государство должно создавать лучшую жизнь обществу, учитывая множество факторов, в том числе религиозных. Веротерпимость – дело просвещения в школе. Этим государство занимается с помощью интеграции курса ОРКСЭ в систему образования. И наш факультет также внес свой скромный вклад в дело религиоведческого просвещения.

  • Selene
    Selene

    Некоторые комментарии и возгласы в данной конференции такие забавные…
    Я так понимаю, по идее, в школах преподаватели данного предмета не должны пропагандировать ту или иную религию или что-то навязывать. А цель предмета состоит не в том, чтобы обратить детей в веру, а в том, чтобы познакомить их с историей происхождения и особенностями каждой из религий, а также помочь разобраться в сути вопроса. Или я ошибаюсь?
    Если мое предположение верно, то жаль, что в то время, когда я училась в школе, у нас не было такого предмета. Я с удовольствием прослушала бы даже не 1, а несколько модулей, как, например, основы светской этики, а также основы буддистской и мировых религиозных культур.
    Мне не совсем понятно, почему люди так активно выступают против. Такой предмет ведь поможет расширить кругозор детей, разобраться в сути религиозного вопроса скорее с точки зрения прагматической, культурологической, исторической, а не с позиции простого отрицания из разряда: «Вера и религия - это всё чушь! И пусть я совершенно не разбираюсь в вопросе, мне это нисколько не мешает судить о нем. Ведь я так наслышан обо всем этом от родителей и соседей, а еще пару раз бывал в церкви и встречал на улицах сектантов».
    Естественно, в этой теме (введение в школах нового предмета) остается еще вопрос. А как всё же будет реализовываться данная задумка на деле? А то ведь у нас часто так случается: задумка хорошая, а как до дела дошло, то оказалось, что лучше бы вообще не придумывали. Смогут ли преподаватели грамотно читать данный курс, чтобы он был, как говорится, во благо, а не во вред?

    Абрамов Ю.Ф.: Спасибо за понимание целей курса ОРКСЭ, приятно встретить единомышленника, и было бы еще приятнее видеть Вас в числе наших студентов, нам нужны такие понимающие граждане.
    Согласен с Вашими сомнениями по реализации курса, но эти сомнения не приведут нас ни к чему конструктивному. Чтобы реализация была успешной, наш факультет готовит специалистов-религиоведов, получающих специальную подготовку и проходящих педагогическую практику в школах города.

  • romario3337
    romario3337

    Основы религиозных культур и светской этики … И это будет обязательная дисциплина в учебных заведениях? Мне не просто это не понятно, мне это страшно слышать. У нас в своё время был предмет «Мировая художественная культура» - это по крайней мере, логично. Теперь по лексическим значениям. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) *wiki. КАК ВЕРА В СЫЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ КОРРЕЛИРУЕТ С НАУКОЙ (сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности *wiki). В образовательных учреждениях должны давать именно науки! Я, как понимаю, разработчики образовательной программы - не вполне адекватные люди. Теперь, собственно, вопрос. Наталья Иннокентьевна, как Вы считаете, способен ли выжить этот школьный предмет в нынешних учебных заведениях, и какова (по Вашему мнению) деградация образовательных стандартов, ранее основывавшихся на объективности, образцовости и эталонности. Спасибо.

    Абрамов Ю.Ф.: Отвечаем Вам, что наука как раз изучает веру в сверхъестественное с помощью соответствующих методов в соответствующих отраслях. Предмет ОРКСЭ создан на основе научных исследований социальных проявлений соответствующих религиозных культур в жизни общества. Ждем Вас в ряды наших студентов.

    Яловицкая Н.И: Считаю, что этот курс не просто выживет, он, «как зернышко у доброго хозяина», будет «давать свои плоды» в решении вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, ведь цель этого курса – «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций».
    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? В чем жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей? Этот учебный курс вписывается в концепцию нового образовательного стандарта, где на первый план выходит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

  • rrruuu
    rrruuu

    Что задумали наши власти? То нападки в СМИ на РПЦ, то детям в младших классов надо определяться с выбором религии… А КТО будет вести? Атеисты. которым, что христианство, что буддизм. Тогда что они в этом понимают?! И с улыбочкой будет говорить: в христианстве душа не умирает, а у буддистов переселяется в травинку. Да и название предмета просто дикое основы РЕЛИГИОЗНЫХ культур и СВЕТСКОЙ этики. В самом названии противопоставление.
    Религиозным воспитанием должны заниматься воскресные школы при храме и семья.

    Абрамов Ю.Ф.: Смеем Вас уверить, что детей никто не будет заставлять определяться с выбором веры, так как светское образование исключает это в принципе. См. дополнительную информацию в ответе Н.И. Яловицкой на вопрос Bazilik 3 сентября в 10:35
    Вы абсолютно правы – религиозным воспитанием детей должны заниматься семья и воскресные школы при храмах.

  • LecaS
    LecaS

    Добрый день! Считаю, что Ваша идея устарела. Это надо было вводить как минимум 20 лет назад. Старшее поколение будет за. А нынешнее-против. Нас не обучали этому- я тоже не вижу смысла этого для своих детей. Тем более какие то модули. В нашем мире все смешалось-все религии перекрестились уже- -почему еще и выбирать?. Можно как общее введение сделать к культурологии. И вообще добавить лучше русский язык, а не это.

    Абрамов Ю.Ф.: Вы очень точно отметили тенденцию к эклектике современных религиозных воззрений, связанных с рождением огромного количества «новых религиозных движений» и т.п.
    Вы правы и в том, что курс немного запоздал: действительно, он востребован давно, но лучше поздно, чем никогда – классические традиционные религиозные культуры, в которых выросла современная цивилизация, мы и наши дети должны знать.
    Курс ОРКСЭ является культурологическим.
    См. дополнительную информацию в ответе Н.И. Яловицкой на вопрос Bazilik 3 сентября в 10:35

  • samara_37
    samara_37

    Введение в школьную программу данного предмета, безусловно, спорно, и будет «набито немало шишек» в процессе его освоения. У меня нет вопросов к инициаторам идеи. Есть рац. предложения:
    1) Дети не должны выбирать один из шести модулей, а поэтапно изучать все. Это для того, чтобы дети разных национальностей и вероисповеданий лучше научились понимать друг друга, уважать культуру и религии других народов и…. все вытекающие отсюда последствия. Я- за мир во всем мире!)))
    2) Основы светской этики - предмет, безусловно, необходимый для современных детей. Несмотря на сегодняшний ритм жизни, высочайший уровень развития науки, техники …. прогресса, общества в целом, культуру и этику никто не отменял. Извините за примитивность сравнения, но, по-моему, учить школьников основам этики также необходимо, как кормить новорожденного молоком матери.
    Вызывает сомнение, как у многих уже ранее высказавшихся, уровень подготовки преподавательского состава. Доверить данный предмет плохо подготовленному педагогу - только навредить хорошему начинанию.
    3) Самое главное мое предложение. Заменить данный предмет на культурологию. Изучив этот предмет в ВУЗе, в рамках короткого курса, высоко оценила его значимость для молодого поколения. Преподаватель по культурологии (к сожалению фамилии не помню; женщина очень пожилого возраста, ранее преподававшая в ИГЛУ русский язык и литературу) получила от нашего курса самый шикарный букет к 8 марта и подарок. Ребята с курса, даже отъявленные «лентяи-хулиганы», поздравляя «старушку» с международным женским днем, говорили искренние, теплые, добрые слова благодарности и пожелания, читали ей стихи! и т.п.
    Резюме: культурология при условии специальной, ВУЗовской подготовки преподавателей.
    Всем всего доброго! Елена))

    Абрамов Ю.Ф.: Спасибо за комментарий! Курс ОРКСЭ – культурологический и познавательный, будет интересен не только детям, но и их родителям. Ведь не зря это единственный предмет, по которому есть «Книга для родителей». Всего Вам доброго. Будем рады видеть Вас в числе наших студентов.

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля