Здравствуйте, Ирина Александровна!
Госдума стремительно приняла несколько раз откладывавшийся проект закона о бюджетных учреждениях, а Совет Федерации не менее стремительно одобрил его, направив на подпись президенту. Характерно, что глава Совета Федерации, штатный «оппозиционер его Величества» Миронов при этом активно критиковал только что одобренный под его председательством закон. После этого президент Медведев торжественно дал гарантии того, что «никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг». К сожалению, эти гарантии, как следует из размещенного на президентском сайте текста беседы, основаны не более чем на обещаниях Министра образования Фурсенко. Добросовестность и профессионализм последнего общеизвестны, а его деятельность позволяет, насколько можно судить, с полным правом называть его палачом российской системы образования.
Обоснование закона не совпадает с его содержанием.Официальная мотивация необходимости принятия закона о бюджетных организациях вполне рациональна. Действительно, сметное финансирование бюджетной сферы крайне неэффективно и не стимулирует стремление руководителей бюджетных организаций к эффективному хозяйствованию, а контроль качества практически полностью отсутствует.
Однако устанавливаемый законом «новый порядок» в бюджетной сфере никак не связан с исцелением этих язв бюджетной сферы, на которые справедливо указывают разработчики.
В самом деле: действенный контроль качества как не вводился, так и не вводится, качественно новых стимулов к экономии средств не предусматривается. А по-настоящему позитивные меры, предусмотренные законом, – открытую публикацию отчетности всех бюджетных учреждений и сохранение в их бюджетах средств, не израсходованных ими к концу года, – можно было осуществить и без кардинальной ломки всей бюджетной системы.
Вопросы:
1) Прежде всего, неясно, что именно будет бесплатным для потребителя, финансируемым из бюджета государственным заданием. Несмотря на все заверения Медведева, в принципе возможна ситуация введения нового стандарта среднего образования, в рамках которого школьнику будет достаточно, как предусматривалось еще гитлеровским планом «Ост», уметь читать, писать, применять четыре действия арифметики и знать, что покорство любым властям предписано непосредственно Богом. (Как указывает о.Александр Шумский, «православный не имеет права на социальный протест»: если его права нарушаются, он может только молиться). В результате школьники могут лишиться «доступа» к принципиально важным для формирования личности предметам (вроде астрономии) или к предметам, позволяющим становиться специалистами (вроде химии и биологии).
2) Руководство бюджетного учреждения не имеет права распоряжаться недвижимостью и «особо ценным» движимым имуществом. Под последним понимается имущество, необходимое для выполнения государственных заданий, – но совершенно неясно, кто, как и из каких соображений будет устанавливать его конкретный перечень. С другой стороны, являются ли «особо ценным» имуществом вуза, например, столы и стулья? Если нет – на них можно распространять взыскание по долгам вуза, практически парализуя его деятельность вопреки официальным заявлением о невозможности этого. Признание же всего имущества бюджетной организации «особо ценным» лишает ее основной части ее хозяйственной самостоятельности. При этом решение о том, какое имущество включать в указанную категорию, будет, скорее всего, производиться по произволу отдельных чиновников, индивидуально для каждого бюджетного учреждения.
3) Совершенно непонятная ситуация возникнет, если региональный бюджет в силу нарастающего социально-экономического кризиса не сможет оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям. Строго говоря, они смогут просто отказаться оказывать соответствующие услуги населению, оставив его без образования, медицины и других жизненно важных сфер жизни.
Но самое главное заключается в том, что, вне зависимости от слов, произносимых нашими руководителями, закон о реформе бюджетных учреждений неминуемо серьезно расширяет сферу платных социальных услуг. Расширение сферы платных социальных услуг неминуемо ведет к падению реального уровня жизни – даже при формальном росте доходов населения. Грубо говоря, на один рубль прироста доходов будет приходиться несколько рублей прироста расходов на социальные нужды, еще недавно бывшие бесплатными.
В условиях массовой бедности россиян, которую официальная статистика эффективно маскирует расчетом «средней температуры по больнице» (складывая доходы олигархов и по-прежнему нищих бюджетников и пенсионеров), это будет означать снижение доступности социальных услуг, в том числе и жизненно важных.
Как было отмечено в ответах на предыдущие вопросы, на качество образования, которое предоставляется школами в рамках федерального государственного образовательного стандарта, никак не повлияет организационная форма образовательного учреждения. Все обязательные предметы будут бесплатными для учеников в том объеме, который предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом.
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно. Учредитель закрепляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество за бюджетным учреждением, определяет перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения, руководствуясь вышеуказанным порядком.
В отношении спрогнозированной Вами ситуации, когда региональный бюджет не сможет оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям, в силу чего соответствующие услуги населению оказаны не будут и население останется без образования, медицины и других жизненно важных сфер жизни:
полномочия органов государственной власти субъектов федерации (в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.) четко определены федеральным законодательством. Реализация данных полномочий является не правом, а обязанностью региональных властей и не может зависеть от наполняемости региональных бюджетов. Кроме того действующим законодательством предусмотрена система, направленная на сбалансированность бюджетов всех уровней за счет предоставления бюджетных средств одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.