Обожаю иркутский сервис. Он прекрасен. Думаю, его основы можно было бы дорого продать зарубежным державам с их прогнившим капитализмом — им наконец удалось бы достучаться до человеческих мозгов и сдержать истеричное потребление (сдерживать спрос, конечно, никому не нужно, но думать об этом скучно, лучше поразмышляю о цене идеи).
Надо разработать брошюру с краткими и емкими советами работникам ресторанов, магазинов, химчисток, автомоек — словом, во все области сервисных услуг, чтобы иностранные коллеги по-новому посмотрели на то, как надо. А лучше заслать к ним наших специалистов, конечно.
Вчера были с друзьями в семейном (!) ресторане на Верхней набережной. Игровая стоит отдельных денег. Такие милые, не могу. Семейный ресторан — значит, туда приходят дети с детьми, разве нет? Если я иду именно к вам, то, наверное, потому, что мне удобно, что ребенок поиграет и я смогу спокойно поесть? Значит, этот дополнительный бонус — причина, по которой я иду к вам, и она уже включена в стоимость, нет? Видимо, нет.
Ну так вот, вчера. Зал пустой, из гостей только мы. Один официант в зале и три скучающих тетеньки в обтягивающих футболочках на рецепции. Официант убеганная (компания у нас большая), тетеньки гордо стоят, отвернувшись к окну. Не дозовешься. В конце посиделок прошу дать мне отдельный счет за игровую «вот за этих двоих детей». Вступает работник ресторана. И тут самое главное: надо дать челюсти чуть отвиснуть, глаза сделать пустыми (ну тут напрягаться, думаю, не пришлось), поправить слишком обтягивающую футболку, а то она все время ползет вверх, и с пренебрежением сказать: «Ну щас вам общий счет и принесут».
То есть только при мне этот работник в течение трех часов стоял и ничего не делал, а сейчас ей лень переделать счет?
Гостей за столом прорвало. Оказывается, у каждого есть история про хамство в общепите. Дорогом общепите. Зачем мы приходим в ваши заведения, любезные собственники ресторанов? Поесть, что ли? В 10% случае, думаю, люди приходят туда поесть. В остальных 90% - за эмоциями. Чтобы поговорить с друзьями, посидеть в красивом месте, себя показать, других поразглядывать и уйти в хорошем настроении. Последнее — самое главное.
Вернёмся к нашим баранам. Если у вас магазин, дорогой зарубежный бизнесмен, не отчаивайтесь, есть совет и для вас. Ваш сервис приобретет незабываемый мотив «а-ля рюсс», если продавцы будут делать вид, что они тут уже все купили. Давно. (Магазин должен быть дорогим, тогда получается убедительнее) И вообще они собственники, просто скучно жить без дела, вот и стоят, помогают людям. Несут свет и потребительское счастье.
«Вот это блюдечко за 12 тысяч дорогое? Ну де-е-евушка, вы еще дорогих не видели. У меня дома такое же уже пять лет, и как новое» - говорит мне блондинка с переизбытком филлеров в лице, все в той же обтягивающей футболочке (почему они так ужасно и не по размеру одеваются?).
Не хотите хамства в вашей вотчине? Тогда совет такой: переключаете тумблер у хамоватого подчиненного, даёте команду угождать во всем - и получается официант-холоп. Ручку за спинку, участливо ссутулиться и - словно сейчас услышу: «Чего изволите-с?». Сразу чувствую себя купцом-забулдыгой, которого вот с этой приторной и елейной лицемерной улыбочкой оберут и придушат в подворотне. Мне однажды попался такой борт-проводник. Чуть не опоздала на рейс и посадили в бизнес-класс (хозяйке на заметку, кстати), так этот борт-проводник каждые 15 минут предлагал шампанское. Когда я отказалась в пятый раз, он не выдержал: «Это бесплатно!!»
Хороший сервис — сложное дело, кто спорит. Я уже вижу трясущиеся ручонки активистов, которые еще не во всех интернет-спорах победили, и у них есть ровно неделя, пока не увезли в деревню на каникулы. «Так чего ты хочешь?!» - вопрошают капслоком они. «Не ходи тогда никуда! Сиди дома!»
Сижу. Покупаю через интернет, чтобы не видеть этих светлых лиц, за молоком и хлебом хожу в соседние магазинчики, где спокойные женщины тихо и приветливо делают свое дело, а если уж куда позовут друзья (вот как вчера), то впечатлений потом на неделю. Так что, как ни крути, эмоции от посещения налицо.