Добрый вечер, уважаемые читатели.
Сегодня мы поговорим о такой интересной экономической модели как коммунизм. Причем рассмотрим ее в бытовом, обывательском понимании, оставив за скобками шокирующие идеи «Манифеста Коммунистической партии» наших немецких товарищей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Все равно труды марксистов большинство из апологетов коммунизма знает только в фольклорном изложении.
Это банально звучит, но тезис о том, что идеи коммунизма приобретают себе новых сторонников в период кризиса, нашел для меня свое подтверждение в новостях Ирк.ру, когда какие-то сектанты (кажется, лютеране) требовали сноса памятника Вождю для строительства на его месте своей церкви. В комментариях немедленно образовалось множество защитников памяти Ильича, совершенно искренне верящих в светлость идей марксизма-ленинизма.
Но вернемся к коммунизму. Двумя краеугольными камнями коммунистической идеи являются зависть и внешний локус контроля субъекта. Рассмотрим их подробнее.
Зависть формулируется блестящим Шариковским афоризмом «Взять все и поделить». Присущее каждому человеку внутреннее чувство справедливости чудовищным образом трансформируется в желание, как минимум, лишить остальных тех благ, которыми не обладает сам индивидуум.
Но, поскольку источником все же является чувство справедливости, то зависть маскируется под различными оболочками, основная из которых - честно заработать такие деньги все равно нельзя (я ж не заработал!).
Нельзя не отметить, что в «период первоначального накопления капитала» или «лихие девяностые», действительно, общественные блага перераспределялись, мягко говоря, не совсем справедливо.
Однако с тех пор прошло уже пятнадцать лет, во взрослую жизнь вступило новое поколение, имеющее в силу образовательных, социальных и ментальных характеристик качественно новые возможности заработать деньги, но продолжающее твердить мантру о том, что «все украдено до нас».
Это поразительным образом коррелирует со вторым фактором, образующим любовь к коммунизму - внешним локусом контроля. Человек считает, что в его уровне жизни виноваты все вокруг, но только не он сам. Президент, губернатор, мэр, начальник - все сговорились и отравляют ему жизнь, воруют его деньги и вообще, из-за них приходится жить в «этой стране». Естественно, что искать работу с бОльшим доходом или подработку, осваивать новые навыки и повышать квалификацию наш герой не планирует. А зачем?
Странно, но думать сторонники кондового коммунизма не хотят от слова «совсем».
Ресурсы нашей маленькой планеты очень ограничены и черной икры на всех не хватит. С другой стороны, от рождения у людей разные уровни талантов и способностей. Почему более умный условный Петя не может зарабатывать больше глупого условного Васи? И есть черную икру в одиночку? Ведь Петя при прочих равных условиях приносит обществу больше пользы, чем Вася. Должен он за это вознаграждаться или нет, вот в чем вопрос? А если не будет вознаграждаться - чем его стимулировать приносить пользу? Да и вообще, как делить черную икру? По какому принципу?
Капитализм, безусловно, не справедливая система распределения ресурсов между членами общества. Но разве же коммунизм предполагает ту самую пресловутую справедливость? Или это всего лишь стремление завистников насолить соседу?
Помните, это Ваши деньги. Удачи.