Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.
В принципе, ничего сложного в планировании расходов нет. Тем не менее, подводные камни могут встретиться и здесь. Давайте попробуем во всем разобраться по порядку.
Первый вопрос – кто ведет семейный бюджет? Ответ на него, по моему мнению, совсем простой – у кого лучше получается. Все остальное зависит от конкретной семьи и степени взаимного доверия в ней. «Я больше зарабатываю/я мужчина и глава семьи/ты много денег тратишь на маникюр и стрижку/ты опять посидел в баре на половину зарплаты/ты опять купила вещи на всю зарплату» – согласитесь, такие вещи мало имеют отношения к бюджетированию.
Что касается, так сказать, технической стороны планирования расходов, то она представляется в следующем виде.
Прежде всего, нужно запастись терпением и в течение месяца-двух записывать все расходы, превышающие, например, 50 рублей. Создать файлик в MS Excel и, в конце каждого дня, вносить в него любые семейные траты. Стандартные графы: «Дата», «Сумма», «Расход».
Покупки в супермаркете (с указанием каждой позиции и ее цены из чека), проезд, бензин, услуги, коммунальные платежи, сотовая связь, одежда и так далее. В идеале, конечно, хорошо бы вести такой мониторинг полгода-год, но это чересчур утомительно, на мой взгляд. Лучше начать со дня, следующего за днем получения заработной платы или другого основного дохода семьи. Так будет нагляднее.
50 рублей – не догма, конечно, но мороженое ребёнку раз в месяц вряд ли сильно подорвет ваш бюджет, поэтому вносить все до копеечки – это уже удел перфекционистов. Стоит отметить, что проезд учитывать нужно, потому что за месяц сумма превысит 50 рублей. Принцип понятен, да?
MS Excel хорош еще и тем, что сложить в нем цифры достаточно просто, и вам не придется сидеть с калькулятором, проверяя и перепроверяя результаты вычислений.
Нужно отметить, что в записи расходов важен именно сплошной характер – все расходы должны быть учтены. Иначе смысл теряется.
Итак, в конце месяца у нас есть длинная «простыня» с перечислением всех наших расходов за месяц.
Следующим этапом делим расходы на две части: «Обязательные» и «Необязательные».
Обязательные расходы – это те, от которых никуда не денешься. Проезд, необходимый набор продуктов, связь, ЖКХ, косметология и косметика (для прекрасной половины человечества), одежда и прочее.
Имейте в виду, что к обязательным расходам нужно прибавить 1/12 ежегодных расходов (отдых, страховка, сбор детей в школу, ремонт (если он планируется), крупные покупки).
К необязательным можно отнести развлечения (кино, кафе/рестораны), не входящие в базовый набор продукты и напитки, одежда, купленная потому, что понравилась, а не потому, что старая пошла в утиль. В общем, все те покупки, без которых вполне можно обойтись.
Вот этой самой необязательной частью и можно управлять, уменьшая расходы.
Если необязательная часть совсем мала и отсутствует вовсе – нужно увеличивать доходы. Да и в принципе, придерживаюсь позиции, что всегда лучше увеличить доходы, чем сократить расходы.
Как видите, все предельно просто. Правда, как-то уныло сегодня, что ли ) Без огонька.
Задавайте вопросы, а то, возможно, меня вообще не туда понесло. И удачи.