Удупи со стороны выглядит как обычный индийский город: душный, пыльный, с огромным количеством людей и транспорта, но если зайти в храмовый район, то будто попадаешь в другой мир, мир перманентного карнавала.
Всю эту красоту построили вокруг мурти (статуи) Кришны, которую, как считается, около пяти тысяч лет назад сам Кришна велел сделать для своей матери. Впоследствии мурти на несколько тысяч лет была утеряна, пока не оказалась в куче глины, которую использовал для баласта один корабль в XII веке. Однажды, проплывая недалеко от Удупи, корабль попал в сильный шторм и был под угрозой крушения. Но на помощь пришел мудрец Мадхавачарья, привлекший активными движениями рук внимание моряков, благодаря ему корабль спасся. В знак благодарности капитан корабля предложил Мадхавачарье взять любую вещь с корабля. Мудрец взял ком глины, где и нашел мурти Кришны, которую он принес в Удупи и основал храм.
Кришна — это аватар бога Вишну, нескоько раз появлявшегося на Земле, в особо смутные времена. Одним из таких разов был период правления царя Камсы, своей тиранией доставшего не только людей, но и богов. Чтобы разобраться с царем-демоном Вишну родился в его семье, а ребенка назвали Кришной. Помимо избавления мира от Камсы он совершил еще много хороших дел, о которых рассказывает эпос Махабхарата, одно их крупнейших литературных произведений в мире.
Священное озеро, омыться в котором имеют возможность только брамины.
Каждый вечер здесь проходит фестиваль ранголи (рисунки рисовым порошком на асфальте). Частенько они бывают очень сложной формы и обычно не доживают до следующего утра.
Мероприятие, посвященное дню урожая в Индии.
Брамины занесли мурти в колесницы.
Заиграл оркестр.
Сотни людей схватились за канаты колесниц и протащили метров триста все три колесницы по очереди. Колесницы, к слову, метров пятнадцать в высоту, а у самой здоровой только колеса больше человеческого роста.
Раньше на больших праздниках были нередки случая самоубийства под колесами колесницы, потому как считается очень благоприятно оставить тело именно таким образом.
А после начался самый длинный и зрелищный салют в моей жизни. Он длился ровно час и просто поражал своим масштабом. Столбы с салютом были установлены прямо на площади, на которой находилась публика и каждые десять секунд что-нибудь взрывалось. Это все сильно противоречило возможным техникам безопасности, но в Индии смотрят на это дело проще — с точки зрения кармы. Если человек загорелся от вспыхнувшего в метре от него салюта, значит, так и должно было произойти. Благо, что никаких инцидентов не было. Все просто смотрели это нескончаемое представление, пока не заболела шея.
Это — Слава. Обычно я встречал Славу на улице Урицкого, где он предлагал приобрести книгу с рассказами об учении Кришны. Собственно, я даже не особо удивился, увидев Славу между двумя огромными колесницами, привычно протягивающего книгу. Он приехал в Индию на полгода, чтобы заниматься тем же самым, что и в Иркутске — распространять информацию. Это Славин путь к мокше — постепенному выходу из круговорота ограничений материальной жизни, путем преодоления своего эгоизма и отказа от мирских желаний.
Каждый день в храме в определенное время можно попасть на прасад. Прасад — это еда, над которой предварительно были прочитаны мантры и таким образом она стала божественной, частичкой бога. Прасад обычно готовят в храмах и никогда не берут за него деньги, только допускаются добровольные пожертвования. Еда крайне простая — рис с подливкой, но ее достаточно, чтобы накормить всех желающих.
Вышел из дома на шум оркестра и попал в какой-то безумный психоделический карнавал. Клоуны, великаны, индийские трансвеститы хиджары (это отдельная каста в Индии, о них расскажу позже), барабанщики, — кого там только не было! А после всего этого веселья шла длиннющая вереница грузовых автомобилей, набитых урожаями тыкв, кабачков, бананов, лука, перца, дынь, ананасов и многого другого.
Этот вид спорта называется Маллакхамб, акробатика на шесте или веревке.
Благодарю за внимание.
Больше фотографий можно посмотреть в жжшной версии поста.