Итак, расчехлим наши кинжалы, достанем Никоны, Кэноны Сони и Пентаксы. Или другой фотоаппарат.
Я не считаю ,что марка ФА влияет на качество фотографии. А вот то, как Вы снимаете, влияет безусловно.
Для начала, вместо предисловия: самое важное - это цель, задумка, замысел.
Если Вы хотите сфотографировать супругу на фоне кактуса, то так и сделайте, не забывая расставить приоритеты (что-то должно быть вторично).
Желаете снять детей в парке аттракционов - подумайте, что в данном кадре важнее — портрет с эмоцией или движение в кадре, потому что это совершенно разные снимки, требующие разного подхода.
Сегодня я обозначу наиболее часто встречающиеся ошибки начинающих фотографов, некоторые из этих ошибок, к сожалению, живут с человеком годами, и навороченность камеры никак не умаляет их зловредного влияния.
Избавляться от них нужно жестко и решительно. В следующих статьях мы рассмотрим ошибки, убивающие кадр, детально, а пока — общий взгляд .
Учимся соблюдать правила, чтобы потом красиво их нарушать.
1. Фотографии нерезкие (мутные, мыльные). Кто виноват и что делать?
- слишком рьяно нажимаем на кнопку спуска, и фотоаппарат трясется.
что делать - плавно нажимать на кнопку спуска, задержав при этом дыхание (у снайперов и ворошиловских стрелков фотографии на редкость резкие!).
- неправильно держим фотоаппарат, и он, опять-таки, трясется.
что делать - держать камеру крепко, лучше двумя руками, прижав локти к бокам.
- установлена слишком длинная выдержка и объект в кадре успевает сдвинуться, в результате объект смазанный.
Выдержка 1 секунда - слишком много!!!
что делать - делаем выдержку короче: идущий человек - 1/60, бегущий - 1/250, на велосипеде 1/500.
- в кадре резкий не объект, а второстепенные детали.
что делать - наводим резкость правильно (например, в портрете - на глаза, а не на ухо; если снимаем цветок - резкость на цветке, а не на соседних листиках).
- нерезкий крупный передний план - это плохо.
что делать - увеличиваем глубину резкости, либо не включаем эту часть пространства в кадр.
2. Объект «потерялся» , слился с остальными предметами в кадре.
ошибка - не использованы специальные способы расстановки акцентов.
что делать:
- располагаем объект примерно в центре кадра (для улучшения композиции лучше его сдвинуть немного вправо или влево), объект должен занимать в процентном соотношении от 50% до 80 % кадра, иначе возникает вопрос «что снимали?» (центральная композиция, конечно, редко бывает оправдана, но об этом в другой раз).
- если объект занимает мало места в кадре, то остальное пространство кадра должно «работать» на снимаемый объект, например, девушка с ярким зонтиком на фоне серого дождливого города и т. д.
- сделайте объект резким, а фон нерезким, это достигается открытой диафрагмой (f 2,8; 4; 5,6 ), таким образом объект будет отделен от фона.
- располагайте объект на фоне контрастного с ним цвета, например, оранжевый (белый, сиреневый) цветок на зеленом или черном фоне.
3.Обрезанные фигуры.
- Следите за фигурами в кадре, не допускайте появления даже на заднем плане полчеловека, а также людей без головы и т. д.
- при съемке человека не обрезайте руки — ноги по суставам (по предплечьям и середине бедра, икры — можно).
- верх головы можно обрезать только в том случае, когда снимаете крупный план.
4. И из голов растут деревья, а также антенны, столбы, провода и прочие странные предметы.
Это очень досадные ошибки, когда в остальных отношениях снимок хорош.
Из головы мальчика растут ветки, дерево, да и рука обрезана не лучшим образом.
Обращайте внимание на задний план, чтобы этого не допустить.
5. Непослушный горизонт
- заваленный горизонт - это плохо, горизонт должен располагаться четко горизонтально и ни в коем случае не посередине кадра (мы сейчас не рассматриваем варианты, когда наклон горизонта работает на усиление или достижение определенного художественного эффекта).
- гармоничнее всего смотрятся фотографии, на которых линия горизонта проходит по границе нижней или верхней трети кадра.
- следите, чтобы горизонт в кадре не «отрезал» голову портретируемого.
На данном снимке яркая полоса «проходит» через голову объекта, это недопустимо. Независимо от того, труба это, элемент декора или горизонт.
6. Пересветы и провалы в черноту.
Даже самый замечательный снимок можно испортить некрасивыми белыми (небо, лоб, стена)
или черными (одежда, тени от предметов, земля и т. д.) пятнами, на которых не видно никаких деталей.
ошибка - при съемке неправильно выставлена экспозиция, что привело к пересвету или, наоборот, недостаточному количеству света.
как этого не допустить? - просматривайте сразу после съемки кадры на мониторе ФА, при необходимости поменяйте настройки и переснимите кадр. Еще проще использовать для этого гистограмму, но об этом тоже в другой раз.
- При ночной съемке старайтесь, чтобы белыми пятнами не выглядели фонари и освещенные части зданий, при дневной - небо.
7. Параллельные линии
Не допускайте появления рядом с границами кадра параллельных или почти параллельных линий им (границам), это может испортить фотографию.
Не очень явная, но все-равно мешающая вертикальная полоса слева.
Как то, вернувшись из фототура на корабле, я открыла превьюшки и увидела, что почти все фотографии снизу имеют одинаковую синюю странную линию, конечно, это была полоска воды ….. , которая никак не украшала данные кадры.
Такую же роль непонятной рамки могут сыграть асфальт, дерево, часть стены, двери и т. д. , если они идут параллельно границе кадра.
Не пожалейте времени и отработайте эти простые правила, для этого достаточно открыть папку с фотографиями вашего отпуска. Проанализируйте самостоятельно по всем пунктам и удалите нещадно брак. В том случае, когда фото попало под категорию «брак», но чем то Вам дорого, перетащите его в отдельную папку, и доработайте (выправьте горизонт, кадрируйте, обрезая черные или белые провалы по краям).
Всем удачи!