«Морозная зима – самое подходящее время для того, чтобы заняться жаркими африканскими танцами», - подумала я, отправившись на занятия к Яннику Капучинно. Этот молодой парень - уроженец Конго - в России живет уже около пяти лет, два года из которых – в Иркутске. О том, как Янник обучал меня бешенной, почти первобытной энергетике африканских танцев, я расскажу в своем танцевальном дневнике.
Про то, что набирается группа на африканские танцы, я узнала через социальную сеть, где велось довольно активное обсуждение предстоящих занятий. Поэтому, каково было мое удивление, когда я, приехав в первый раз на танцы, обнаружила, что пришла совершенно одна. Как объяснила другая танцовщица клуба, где я занималась, - Анастасия Шунковна (в ее постановках тоже присутствуют элементы афро-танцев) -, многочисленная толпа просто постеснялась прийти.
— Люди очень сложно привыкают к чему-то новому, в том числе и к необычному формату танцевальных занятий. Обучаться национальным танцам из первых рук у настоящего африканца – на это еще решиться надо! – подчеркнула Анастасия.
Признаюсь, что на первом занятии мне было немного неловко танцевать вдвоем вместе с африканцем (до этого никогда не общалась с чернокожими людьми), особенно после того, как Янник меня внезапно предупредил, что мы будем исполнять дикие танцы. Но со временем я стала привыкать к нему, к его манере обучения танцам и к русскому языку с необычным акцентом.
Если человек хочет исполнять танцы какого-то народа, он может избрать для себя либо этнический («классический»), либо осовремененный (стилизованный) вариант. Янник для занятий разработал адаптированные под современную музыку постановки с элементами зародившегося в Конго танца «n’dombolo» (что в переводе означает «оживленные танцы»).
Для того, чтобы поподробнее узнать про историю возникновения и особенности конголезского танца, я обратилась к интернету (Ну не смог Янник передать суть этого танца на русском языке, да и отличный танцор вовсе не обязан быть еще и хорошим оратором). Моя подруга перевела мне текст с французского источника: «N’dombolo – это современный вид танцев, опирающийся на африканские танцевальные традиции. Впервые название „n’dombolo“ упоминалось в альбоме „Пожар любви“ популярного конголезского ди-джея JB Mpiana в 1997 году. „Оживленный танец“ можно сравнить с румбой, только все движения здесь исполняются под ритм африканских барабанов. Во время исполнения „n’dombolo“ могут выкрикиваться различные реплики, поддерживающие сплоченную атмосферу в зале».
Танцевальные связки, которым меня обучал Янник, были чем-то похожи на латиноамериканские танцы: активные движения корпусом, вращения бедрами и грудью.
Свойственные только африканским танцам элементы – это движения с согнутой расслабленной спиной, необычные прыжки и шаги на корточках. Чтобы я быстрее привыкла к новым для себя связкам, Янник проводил интересные параллели с бытовыми реалиями: «Здесь делай так, будто ты стираешь белье. А тут – будто сначала тащишь по земле тяжелый куль с картошкой, а потом забрасываешь его куда-то в машину. Затем повторяешь процедуру», - комментировал движения танцор.
Также Янник давал и практические советы по составлению африканских танцев. Например, чередование сложных движений с простыми. Лучше всего сначала сделать какое-то упражнение с согнутыми коленями, а затем повторить его уже на прямых ногах – тогда танцор не выдохнется к концу своего номера.
Африканцев всегда относили к самой танцевальной расе: даже их знаменитая «качающаяся» походка со стороны кажется невероятно пластичной и расслабленной. Танцевать вдвоем с Янником для меня было действительно смелым шагом. Все движения танцора были словно закручены в постоянно вращающуюся спираль. Я же на фоне африканца со своей чересчур прямой осанкой и лилейно выставленными кистями рук смотрелась несколько странно.
Африканские танцы идеально подойдут для очень энергичных и подвижных людей (кому прямо не сидится на своем рабочем месте или за студенческой партой), а также для тех, кто ценит свободу танцевальных движений. Как сказал мне через два месяца занятий Янник, я танцую очень скромно, мне не хватает широты и динамичности в движениях.
— Если ты танцуешь скромно в зале, на празднике (Янник имеет в виду выступления перед публикой, авт.) будешь танцевать еще скромнее. А во время танца нужно так сильно выражать свою энергию, чтобы зрители подумали, что ты вовсе не обычный человек - заключил африканский танцор.
СПРАВКА:
Традиционно колорит африканской жизни отражался в совместных выступлениях танцора, барабанщика и «джали» (рассказчика). Танец занимал в этом трио особую роль, с его помощью выражались главные для африканцев принципы: общность и связь с предками, уважение друг к другу, благодарность Богам и духам всего живого.
Африканские танцы охватывали все разнообразие жизни человека и природы. Танцевальные элементы могли имитировать движения животных, птиц и даже растений (например, колыхание лепестков цветов на ветру). В танцевальной композиции можно было рассказать о быте простых людей (полевые работы, сбор урожая), о каких-то исторически значимых событиях (возвращение с войны, удачная охота, примирение вождей с разных племен).
Молодые люди входили в контакт с оружием и боевыми искусствами в танце воина. На свадьбах все пускались в пляску любви. В танце выбирали супруга, и часто именно танцевальные движения помогали сделать правильный выбор. Посредством танца происходила инициация. Стал взрослым - покажи это в танце! Танцем приветствовались почетные гости; с помощью того вида искусства входили в контакт с духами и Богами.
Первоисточник – журнал «Видеоканал. Телегид»