Один день из жизни начинающей танцовщицы Бхаратанатьяма
Вроде давно прошли школьные годы, заканчиваются студенческие, нужно думать о серьезном будущем, совсем не то время для выступлений. Но год назад в моей жизни появились индийские танцы, которые открыли мне, что такое сцена – некое практически ирреальное пространство, где время течет в тысячу раз медленнее, а каждая секунда наполнена невероятным количеством эмоций и впечатлений.
30 октября в ДК «Энергетик» города Ангарска я во второй раз выступила в составе студии индийских танцев «Ситара». О своем первом выступлении я рассказывала здесь: http://www.irk.ru/news/20110603/indian/
8:30
- Вставай! У тебя же сегодня концерт! – эти слова меня разбудили в воскресное утро, которое для большинства людей началось как-то иначе. Мобильный телефон со мной, как и со многими другими, сыграл злую шутку: на сотовых (особенно на самых продвинутых) время автоматически переводится на час назад по зимнему времени. Соответственно, будильник прозвенел на 60 минут позже, и, если бы меня не разбудили, я бы точно проспала.
10:00
Танцовщицы начинают собираться в репетиционном зале для подготовки к концерту. Редко кто из выступающих готовится к сцене так долго, как исполнительницы индийских танцев - на макияж и прическу уходит не менее двух часов. Но когда у всех вокруг «вырастают» косы до пояса и ресницы до бровей, мы понимаем, что старались не зря.
Свойственные только индийским танцам украшения надеваются на голову, они называются «бинди» и «тика». Дополняют арсенал аксессуаров цветочные гирлянды, браслеты на руки и на ноги, серьги в уши и в нос, ленты в косы и другие мелочи. Признаться, когда я уже полностью собралась, сложно было оторваться от зеркала – ведь в таком образе можно увидеть себя лишь в особые моменты.
12:30
Главный признак, что все уже готовы – это когда одну танцовщицу сложно отличить от другой, и ты обязательно назовешь кого-то не тем именем. Наша руководительница Таяна Васильева всегда смеется, что самое сложное для нее на концерте – это распознать среди статных индийских «богинь» своих подопечных.
15:00
Мы в гримерке ДК «Энергетик» надеваем костюмы, делаем последние поправки в нашем внешнем облике. Мне впервые нарисовали на лице узоры в технике «мехенди». Все ежеминутно поглядываем на часы: концерт должен начаться уже через час.
15:50
По гримеркам проходит слух, будто в зале, рассчитанном на 500 мест, находится…10 человек. Успокаиваем себя мыслями, что зрители опаздывают на концерт из-за пробок. Начинаем нервничать, спрашивая самих себя, откуда в Ангарске могут быть заторы на дорогах. Не вникая в вопросы, связанные с особенностями аренды концертного зала, все мы понимаем, какие у нашего руководителя Таяны могут возникнуть сложности с оплатой помещения. По гримерке прокатилась робкая волна недоумения: «А стоит ли вообще проводить концерт?»
— Давайте прямо на улице выступать. Шапку положим и начнем зажигать. Все прохожие еще локти будут кусать, что не пошли на наш концерт, - предложила самая зажигательная из нас танцовщица, Елена (мы ее на репетициях даже называем Лампочкой).
Интересно, что в такой момент все реагировали по-разному: одна спокойно говорила, что лучше всего возвращаться в Иркутск, другая чуть ли не плакала при мысли о том, что она приедет домой, не покрасовавшись на сцене. Лично мне было обидно осознавать, что все репетиции, последняя из которых прошла особенно напряженно, и многочасовая подготовка к концерту были зря.
15:55
После переговоров с сотрудниками ДК Таяна объявила: «Концерт проведем, так что собирайтесь с духом! Пришел бы только один человек, танцевали бы для него одного». Эти не лишенные мужественности слова нашей руководительницы напомнили ее высказывание на одном из занятий по индийскому классическому танцу Бхаратанатьям:
«Раньше индийские танцовщицы исполняли свои композиции даже, если в храме кроме них никого не было».
16:15
Проходят первые номера концерта. Мы с танцовщицами наблюдаем за происходящим за кулисами, громко аплодируя после каждого номера. Таяна, всегда отличающаяся во время выступлений особой выразительностью движений, беспредельной артистичностью и манящей женственностью, на этом концерте поразила и своей безграничной силой воли. Еще пять минут назад она практически плакала в уголке гримерки (как и любая бы женщина в ее ситуации), а сейчас уже кокетничала со зрителями на сцене, «пропевая» каждое слово композиций. Кстати, самый большой комплимент для Таяны – это вопрос пришедших после концерта: «А вы правда сами пели?».
16:50
Мы с танцовщицами вчетвером выходим для исполнения танца в стиле Бхаратанатьям «Сказка, или История одной любви». В зрительном зале, как мне кажется, людей гораздо больше, чем 10 человек. Интересно, что обычно со сцены видно только первые ряды, в «Энергетике» же все зрители были как на ладони. Я улыбалась то женщине почетного возраста, то молоденькой девушке, то влюбленной паре; они же внимательно и, как мне показалось, слишком серьезно смотрели на меня в ответ. Таяна говорит, что это естественная реакция: «Некоторые зрители не улыбаются не потому, что не нравится. Они просто в транс впали от нашей красоты и им нужно время, чтобы прийти в себя».
17:40
Для многих этот концерт был одним из самых сложных. Почти у каждой танцовщицы во время выступлений что-то отлетало: на месте сцены можно было бы запросто открыть цветочный сад или завод по изготовлению шпилек и булавок. У Таяны во время одного номера расстегнулся браслет на ноге, и она, как истинный мастер импровизации, сумела его грациозно снять прямо во время самого танца.
У меня тоже не обошлось без приключений. Костюм для последнего номера, где участвовала, я должна была забрать у танцовщицы Светланы после ее выступления. Для того, чтобы переодеться, была буквально пара минут. Но после интенсивного танца и быстрого сдергивания костюма случилась оказия: у юбки Светланы лопнула резинка. Интересно было бы получить фотографию с выражением моего лица в тот момент. Я ринулась в соседнюю гримерку искать другой наряд. Возможно, это говорит о моей излишней впечатлительности, но я не на шутку перепугалась, в голове уже прокручивала, как буду смотреться на сцене без юбки. В последний момент танцовщицы помогли мне найти другой костюм. Теперь моей задачей было перебежать с одного края сцены на другой, которые разделял «туннель смерти» - длинный узкий проход, отделенный от сцены тканью. В этот момент свет был выключен, и передвигаться мне приходилось совершенно вслепую. Второпях я даже ударила ногу об какую-то металлическую штуковину. Когда я наконец достигла нужный мне участок закулисья, одна из танцовщиц обратила внимания на мои огромные с диковатым взглядом глаза. Впрочем, такой настрой только помог исполнению энергичного и бойкого танца.
18:00
Концерт закончился. Таяна произносит свою обычную фразу: «Как-то я и не заметила, что все прошло». Все фотографируются, обмениваются впечатлениями, начинаются сборы в Иркутск. Очень хорошо характеризует танцовщиц такой момент: одни участницы студии перед отъездом полностью снимают в гримерке украшения, расплетают прически, смывают макияж; другие же отправляются домой в том виде, в котором они выступали. Также поступила и я: мне очень хотелось подольше сохранить то ощущение праздника красоты и изящества, который может подарить только сцена.