«Носощипательный» мороз господствовал на улице всю неделю, но только не в нашем квадратике с названием «Блоги», где с каждым разом становилось всё жарче. На страничках блогеров то и дело разгорались споры между пользователями. Один из них я не смогла оставить незамеченным.
Камнем преткновения стал вполне знакомый многим женщинам образ «беглого отца», а вернее его ответственность за своих детей. Подозреваю, что оба пользователя пережили эту ситуацию сами и прочувствовали на себе все тяготы жизни матери-одиночки. При этом, их позиции разошлись: одна – «L_e_t_o» - ратует за усиление ответственности, чтобы «…человек отвечал за своё дитя и не мог просто так заявить, что у него нет детей, или родившийся ребёнок не от него!», вторая же – «kizy» - считает, что «…если мужчине плевать на женщину и у него нет достаточной человечности и порядочности, то никакой закон его не призовет к ответственности, а только усугубит свою неприязнь к ребенку. Таких папаш допускать к воспитанию вообще не стоит».
Что ж, каждое субъективное мнение формируется только исходя из своей жизненной ситуации и личных переживаний. Позвольте высказать позицию, независящую от всего этого.
Конечно, «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие из них не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. И, если «новоиспеченный» отец изначально осознанно(!) принял позицию «беглого», то не стоит его возвращать в семью ни уговорами, ни приворотами, ни силой. В этом я согласна с «kizy». Однако, для матери и ребенка страшнее такой позиции отца уже ничего нет, поэтому говорить о том, что усиление законодательной ответственности усугубит его неприязнь к семье, даже не приходится. Ведь он и так уже изолировал себя от нее.
Теперь разберёмся с ответственностью. На сегодняшний день самым максимальным, я подчеркиваю, наказанием для несостоявшегося папаши является лишение свободы на срок до одного года за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.
Казалось бы, наказание существует, и уж куда страшнее - очутиться за решёткой. Да только в нашем гуманном государстве, чтобы его добиться, матери-одиночке необходимо положить все силы и здоровье. К тому же, этот вид ответственности уж сильно запаздывает во времени. Прежде чем мать докажет факт именно злостного уклонения отца от воспитания и материального содержания ребёнка, пройдёт не один год, не одно судебное заседание, которое чаще всего заканчивается приговором всего лишь к исправительным работам.
Так зачем усиливать ответственность на бумаге, если она практически нереализуема в жизни? Я абсолютно согласна с «L_e_t_o», что ответственность за воспитание и содержание детей должна быть в обязательном порядке, но здесь нужно менять сам механизм.
На месте двух оппонентов я бы обратила внимание как раз на другой аспект – то унижение, которое приходится испытывать матерям-одиночкам «благодаря» российскому законодательству. Наглядным примером может выступить получение ребенком медицинских услуг. Мать-одиночка в силу вполне объективных причин (низкое качество медицинского обслуживания, наличие очередей, неудобный график работы специалистов в районной поликлинике), вынужденная пользоваться платными медицинскими услугами, подвергается проверке специалистов органа опеки и попечительства, получивших из этой поликлиники сигнал о том, что ребенок не получает медицинскую помощь. Причем проверить здоровье ребенка приходят всё те же специалисты опеки, а не участковый врач или медсестра.
Еще более яркие примеры – это необходимое наличие разрешения «беглого отца» для продажи квартиры, вывоза ребёнка за границу, совершения сложных операций и т.д. Таким образом, прочерк в графе «Отец» с одной стороны - избавляет от лишних бюрократических действий, а с другой – не дает права ребенку на унаследование имущества от фактического отца.
И, если, мой опус еще вам не надоел, напоследок скажу, что решение этой проблемы лежит в воспитании наших сыновей с молодых лет. Ответственность должна быть, прежде всего, заложена в нашем сознании, а не в уголовном кодексе.