То Новый год, то пока всё с банком решил по закрытию ипотеки, всё некогда было рассказать, что с проектом. А тут повод представился, вот я и пришёл. Повод такой: в ближайшую субботу, 28 января, в 13:00 буду рассказывать о летнем и зимнем проекте по созданию концепции системы ориентирующей информации. Кто хочет узнать всё из первых рук, поспорить, поругать, приходите, это бесплатно. Но мест мало, поэтому есть предварительная регистрация. Информация — ВКонтакте или на Фейсбуке, кто как любит.
Сейчас расскажу об одном из объектов, что мы разработали (ну, раз пришёл). Это стела. Стелы в будущем станут основными ориентирующими объектами. Они будут устроены по одному принципу, но макеты будут трёх видов: стела Зелёной линии, пешеходная и транспортная.
Каждая из них будет модульной: если вдруг кто-то завандалит какой-то фрагмент, не нужно будет заменять сразу всю сторону. Отпечатывается только этот фрагмент, он наклеивается на основание, затем на месте вынимается ненужный сегмент, а новый — вставляется вместо него. Такую систему будет проще обслуживать, это проще менять и монтировать. Соответственно, дешевле.
Завандалить нашу стелу, кстати, будет сложно. Мы планируем использовать основание из алюминиевого композита, его будет трудно повредить. Наклейку будем защищать ламинатом с низкой адгезией: на нём сложно писать, к нему хуже клеятся объявления, зато мыть его от грязи будет проще. Конечно, если человек задастся целью испортить объект, он это сделает. Но для этого придётся приложить гораздо больше усилий, чем чтобы разбить пластик на нынешних стелах Зелёной линии. Та, что возле филармонии, например, иногда и двух недель не успевает отстоять целой.
Подробнее о макетах стелы Зелёной линии и пешеходной я расскажу чуть позже. Заодно на карте покажу, где появятся первые конструкции нового образца. Хотя кто-то из вас уже мог видеть залитые фундаменты.
Сегодня расскажу немного о транспортной стеле, потому что о зимнем проекте писал очень мало (сроки сжатые, много работали).
Итак.
Верхний модуль — маркер вишнёвого цвета, на котором написано название остановки. Тут же пиктограмма остановки общественного транспорта. Если тут будет останавливаться только автобус, трамвай или троллейбус, то будет пиктограмма этого вида транспорта. Ещё есть номер римской цифрой, он показывает номер остановки в блоке (что это такое — ниже поясню). Если смотреть на маркер сбоку, там будет условный символ района.
Второй модуль — блок с указателями. Здесь стрелками показано направление к ближайшим (или важнейшим) улицам и точкам интереса (достопримечательностям, транспортным узлам). Это помогает построить маршрут тем, кто приехал на остановку и служит подтверждением правильности направления для идущих мимо.
Третий модуль помогает сориентироваться в масштабах города и ближайших кварталов. Тут карта всего города с обозначением транспортных узлов (автовокзал, аэропорт, железнодорожный вокзал, пристань «Ракета») и указанием места, где сейчас стоит человек. Сбоку от карты — краткая инструкция, на каких маршрутах можно добраться до этих транспортных узлов. Рядом — карта ближайшей местности, где подписаны улицы, пронумерованы дома, обозначены точки интереса и другие остановки в блоке. О них ещё чуть-чуть позже.
Четвёртый модуль — модуль со схемой транспорта. Ей я позже посвящу отдельный пост, пока кратко об основных принципах: все маршруты троллейбусов и трамваев показаны жирными цветными линиями, все маршруты автобусов — показаны тонкими линиями. Схема даёт общее представление о маршрутной сети города. Построить маршрут с пересадками сама по себе она сможет не для каждой поездки: сотню маршрутов показать очень сложно. Но в паре с информацией в пятом модуле это будет сделать проще.
Пятый модуль — перечень всех остановок, до которых можно доехать с этой остановки и с тех, что находятся в том же блоке. Указан номер остановки в блоке, вид транспорта (пиктограммой), номер маршрута. Надеюсь, доживу до времени, когда номера будут индивидуальными (тройка — только трамвай, семнадцатый — только троллейбус). Тогда нужды в пиктограммах будет меньше.
И вот, наконец, о блоках. Мы подсмотрели принцип в Лондоне. Вот об этом рассказывает Илья Бирман.
Редко когда остановка одна, сама по себе, это бывает на улицах с односторонним движением. Чаще всего остановки идут парами, через дорогу. Но у перекрёстков или на параллельных с трамвайными путями улицах их порой больше, чем две. И названия у этих остановок могут быть разными, хотя они через дорогу. Пример — одна Усадьба Сукачёва и четыре остановки 1-я Советская.
Даже через остановки, находящиеся через дорогу в разные стороны, проходит иногда разный транспорт. На перекрёстке, который я привожу как пример, 90 маршрут идёт в одну сторону, останавливается только на 1-й Советской. И иногда, чтобы вернуться назад, можно перейти дорогу по прямой и сесть на тот же номер автобуса, на котором приехали сюда; а можно перейти улицу по диагонали, сесть на трамвай и доехать на нём быстрее.
Поэтому мы не пишем, до каких остановок можно доехать только с той точки, где стоит человек, мы собираем в один блок все ближайшие остановки, нумеруем их и в перечне указываем, что, чтобы доехать до такой-то остановки, оставайся тут и жди такой-то маршрут, а если нужно до той остановки, то перейди дорогу и садись на сякой маршрут.
Вот на примере блока у остановки Художественный музей. По Ленина идут троллейбусы и автобусы, а по Разина — трамвайные пути. В блок включена и остановка на Карла Маркса. Просто так с неё не уедешь особо никуда, и когда стела появится там, то люди поймут, куда им нужно дойти — до Художественного музея или до Степана Разина.
На сегодня у меня всё. Возможно, написал скомканно, но не планировал это сегодня делать. Будущий пост будет более аккуратный. И с более крупными иллюстрациями, сейчас брал, что под рукой поближе.
Пользуясь случаем благодарю всех комментаторов и тех, кто нам помогал с исследованиями. Мы читаем, что вы пишете, это направляет, вдохновляет и отрезвляет нас.
А ещё предупрежу, что с будущей недели, вероятно, буду тут писать ещё об одном проекте, не связанном с администрацией, но связанном с изменением города. Это будет касаться транспорта. Администрация кое-что задумала.