Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Кодификация районов и направлений

5122 просмотра

По техническому заданию нужно было разработать некую систему кодификации. Сначала мы не видели основания, по которому это вообще можно сделать. А потом решили кое-что попробовать.

Кодификация нужна для ускорения времени принятия решения, без изучения деталей о маршруте и типе транспорта. Дополнительные параметры — она должна быть проста и не требовать сложного обучения или же вовсе быть интуитивно понятной.

Но здесь могут быть сложности, если путешественник познакомился с системой кодификации в одном городе, а в другом городе те же символы или цвета обозначают совсем другое. Как пример: автобусы, покрашенные в красный цвет могут обозначать экспресс, а могут указывать на принадлежность к туристическим маршрутам, а в некоторых городах экспрессы окрашены в жёлтый цвет.

Конфликта систем кодирования неизбежен, если человек много путешествует: обязательно будут случаи, когда один стандарт совпадёт с другим. Поэтому оглядываться на другие города можно, но без фанатизма.

В пределах замкнутой системы (город) система кодификации должна придерживаться принципов:
полноты:
— коды должны использоваться на каждом элементе системы;
— достаточности: не нужно вводить дополнительное обозначение для очевидных вещей: следует сообщать только новую информацию, а не ту, которая и так понятна из контекста;
— простоты создания и обслуживания.

Система кодификации в разных транспортных системах мира делится по разным основаниям:
— тип транспорта;
— время работы транспорта;
— территориальная принадлежность;
— разница в праве собственности.

Тип транспорта
Принцип характерен для крупных городов, имеющих несколько типов транспорта или несколько его разновидностей.
Например, на схеме московского метро отдельные обозначения у метро, лёгкого метро, монорельса и связанной системы городской электрички ЦМК.

В Берлине несколько типов транспорта, а автобусы и трамваи делятся на подтипы, все обозначаются литерами.

Особенности работы транспорта
Если какие-то маршруты одного из типов транспорта отличаются от всех остальных, то их нужно обозначить отдельно: люди, которым нужна эта отличительная функция, будут искать эти маршруты.
Пример — ночные маршруты, туристические или экспрессы.

Территориальная принадлежность
Иногда транспортная система сложна и внутри неё появляются тарифные зоны и есть необходимость обозначить маршруты, находящиеся внутри одной тарифной зоны. Или же код транспорта сигнализирует, какие территории проезжает транспорт.
Яркий пример — Сеул, где все автобусы выкрашены в один из четырёх цветов и каждому назначен латинская литера, помогая человеку, представляющему транспортную систему города, понять: к какому из подъехавших автобусов подходить. Сходите почитайте этот большой пост с картинками и поймёте, с каких линий иркутские автобусы.

Фото Григория Скарченко
Фото Григория Скарченко

Разница в праве собственности
Если в городе несколько крупных перевозчиков с разными ценами или тарифами, то имеет смысл разделять их. Например, какие-то маршруты бесплатны (как «Народный маршрут», работавший в Воронеже), в каких-то маршруты учитывают льготы пассажиров; где-то — работают с безналом. И для некоторых категорий пользователей критерием выбора будет индикация о цене, способах оплаты.

А как Иркутске
Проблема кодификации разных типов транспорта в Иркутске не актуальна. Типа всего три — автобус, трамвай и троллейбус. Трамвайные и троллейбусные линии почти без пересечений, они идут независимо друг от друга, поэтому на схеме транспорта путаница между ними не возникнет. А в жизни перепутать троллейбус и трамвай сложно.

В городе пока нет туристических маршрутов. Когда таковой будет запущен (кажется, в грядущем году), автобусы этого типа будут отличаться от всех остальных автобусов в городе формой, цветом — они будут забрендированы.

Маршрутов-экспрессов в городе не то чтобы много. Берёзовый экспресс отличается от остальных: на нём логотип и название маршрута. Пока в городе не появится магистральных экспресс-маршрутов, не стоит придумывать искусственную систему.

Через центр города проходят пригородные маршруты. В планах города останавливать эти маршруты на ТПУ (транспорто-пересадочных узлах), чтобы они не создавали избыточный трафик. Поэтому проектировать систему для кодификации этих маршрутов пока нет смысла.

Надеюсь, скоро таких фортелей междугородних автобусов не будет
Надеюсь, скоро таких фортелей междугородних автобусов не будет

В Иркутске на автобусных маршрутах работают муниципальный и частные перевозчики. Частные работают без учёта льгот пассажиров (некоторые ещё без учёта расписания, правил дорожного движения и правил перевозки, но об этом в другой раз). Но когда введут электронный билет, для клиента системы не будет разницы, какая форма собственности у перевозчика. Поэтому отдельно маркировать частные автобусы тоже нет прока.

Единственное основание, по которому в Иркутске стоит кодировать маршруты — территориальное. Показывать, через какие районы города пройдёт маршрут. Это имеет смысл делать, потому что просто указание конечных точек не всегда отвечает на вопрос, а каким путём поедет транспорт: пока транспортная сеть неоптимизирована и порой автобус петляет, маршрут может быть не линейным, а кольцевым или полукольцевым.

В апреле 2016 году НИИиПИ Генплана Москвы и архитектурное бюро «Остоженка» предложили Концепцию пространственного развития Иркутска «Архипелаг Иркутск» (лежит на сайте администрации). Творческий коллектив проанализировал структуру плотности населения, транспорта, качества среды, функциональной насыщенности, социальной инфраструктуры, ландшафтного потенциала развития и пришёл к выводу, что Иркутск не просто город, а шесть городов в одном.

Рекомендую посмотреть всю презентацию
Рекомендую посмотреть всю презентацию

Границы этих «городов» жёсткие (сформированы реками и железнодорожными ветками) и мягкие, где разные функции постепенно угасают, сменяют друг друга.

Границы современного Иркутска тяготеют вписаться в квадрат. Который разделён реками на четыре части примерно посередине: по вертикали — Ангара, по горизонтали — Иркут и Ушаковка.

Силуэт самого города тяготеет к другому
Силуэт самого города тяготеет к другому

Железнодорожная ветка делит северо-западную часть на Ново-Ленино и Иркутск-2 (с примыкающими к ним территориями). На юго-западе ветка делит город на две части.

Получается шесть частей, но это не полностью отражает ситуацию. В юго-восточном квадрате размещён и исторический центр и периферийные территории — это две большие разницы, их надо разделить.

Северо-восточная часть тоже требует деления на две: плотность населения там не очень высокая, но это большая по площади территориями, транспортная сеть которых тяготеет к двум магистралям, идущим вдоль рек: улица Рабочего штаба (с троллейбусной веткой), переходящая в Якутский тракт и улица Баррикад (с трамвайной веткой), которая затем уходит в сторону Голоустенского тракта.

Самый нижний треугольник схематичного Иркутска тяготеет к разделению на две части: структура населения, площадь, инфраструктура подсказывают решение о разделении его на две части. Если запуск кодификаци в пилотном проекте окажется успешным, то можно будет выделить ещё одну часть. Обкатывать целесообразнее более простую систему.

Каждая остановка будет отнесена к одной из восьми частей города и этот значок будет изображён где-то на остановке: на стеле, на названии остановки.

Вертикаль — Ангара, левая горизонталь — Иркут, правая — Ушаковка.
Вертикаль — Ангара, левая горизонталь — Иркут, правая — Ушаковка.

На всех табличках и схемах, связанных с маршрутом, будет обозначено, через остановки, принадлежащие каким районам, в большей степени, проходит этот маршрут.

Здесь будет некоторая степень условности, допущения: чтобы попасть из центра в Ново-Ленино или Иркутск-2 через Глазковский мост, то придётся проехать через остановку Джамбула, принадлежающую третьему району, но в этом случае закрашивать ещё один сектор не нужно.

Если же автобус поедет из центра в район Иркутска-2 через Ангарский мост, то существенная часть пройдёт по предмеcтью Марата. И нужно будет дополнительно обозначить ещё один район.
Система не будет самодостаточна, только этот значок не сможет показать, в какой очерёдности автобус будет проезжать маршруты — это будут решать схемы и таблички на кузове.

Эта система будет в первую очередь направлена на местных жителей, представляющих себе устройство города. Но ей быстро научится турист: если им дать понять, что если определённый сектор будет закрашен, то этот маршрут им, скорее всего, подойдёт.

Кодификация цветом
Чтобы упростить распознавание маршрута подходящих троллейбусов и трамваев, каждому из которых на схеме транспорта присвоен свой цвет, эти же цвета стоит использовать в оформлении табличек с номерами, названиями и описаниями маршрутов. Эта система не заменяет, а дополняет предложенную выше.

Для автобусных маршрутов кодификация цветом пока не предполагается. После запуска пилотного проекта и после изменения маршрутной сети и пересмотра принципов работы общественного транспорта, возможно, появится основание для дополнительной кодификации цветом и для автобусов.

Автобус Боково — Цирк. Едет по Иркутску-2 в центр.
Автобус Боково — Цирк. Едет по Иркутску-2 в центр.

По городу уже два дня ходят три автобуса (14б, 28, 65), троллейбус 6 и трамвай 1 с тестовыми табличками нового образца. Будут ходить до Нового года. Если поймаете такой — напишите на feodor@sovinfo.org, что думаете о табличках на кузове (спереди, сзади и сбоку) и висит ли в салоне информационная листовка.

Такая информационная листовка в салонах автобусов, троллейбуса и трамвая, на которых тестируемые таблички нового образца, если нет, дайте знать
Такая информационная листовка в салонах автобусов, троллейбуса и трамвая, на которых тестируемые таблички нового образца, если нет, дайте знать

Про то, что таблички не подходят по размерам в предусмотренные для этого места в трамваях и троллейбусах мы знаем. Как тестовые мы делали для всех типов транспорта одинаковой высоты. В будущем под каждую модель автобуса, трамвая или троллейбуса будет делаться табличка своего размера.

Вечером мимо меня сегодня проехал трамвай с нашими пилотными табличками, мои ощущения: нужно что-то делать с подсветкой, вечером видно плохо. Конечно, и сейчас не всегда подсветка работает хорошо, но я за то, чтобы становилось лучше, а не наоборот. А вот табличка сбоку работает лучше, чем стандартная трамвайная (металлическая «книжка» на кузове, где через трафарет написано).

Предыдущий пост (о схеме транспорта).
Следующий пост (о транспотрной стеле).

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/fedorr/1111/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля