По техническому заданию нужно было разработать некую систему кодификации. Сначала мы не видели основания, по которому это вообще можно сделать. А потом решили кое-что попробовать.
Кодификация нужна для ускорения времени принятия решения, без изучения деталей о маршруте и типе транспорта. Дополнительные параметры — она должна быть проста и не требовать сложного обучения или же вовсе быть интуитивно понятной.
Но здесь могут быть сложности, если путешественник познакомился с системой кодификации в одном городе, а в другом городе те же символы или цвета обозначают совсем другое. Как пример: автобусы, покрашенные в красный цвет могут обозначать экспресс, а могут указывать на принадлежность к туристическим маршрутам, а в некоторых городах экспрессы окрашены в жёлтый цвет.
Конфликта систем кодирования неизбежен, если человек много путешествует: обязательно будут случаи, когда один стандарт совпадёт с другим. Поэтому оглядываться на другие города можно, но без фанатизма.
В пределах замкнутой системы (город) система кодификации должна придерживаться принципов:
полноты:
— коды должны использоваться на каждом элементе системы;
— достаточности: не нужно вводить дополнительное обозначение для очевидных вещей: следует сообщать только новую информацию, а не ту, которая и так понятна из контекста;
— простоты создания и обслуживания.
Система кодификации в разных транспортных системах мира делится по разным основаниям:
— тип транспорта;
— время работы транспорта;
— территориальная принадлежность;
— разница в праве собственности.
Тип транспорта
Принцип характерен для крупных городов, имеющих несколько типов транспорта или несколько его разновидностей.
Например, на схеме московского метро отдельные обозначения у метро, лёгкого метро, монорельса и связанной системы городской электрички ЦМК.
В Берлине несколько типов транспорта, а автобусы и трамваи делятся на подтипы, все обозначаются литерами.
Особенности работы транспорта
Если какие-то маршруты одного из типов транспорта отличаются от всех остальных, то их нужно обозначить отдельно: люди, которым нужна эта отличительная функция, будут искать эти маршруты.
Пример — ночные маршруты, туристические или экспрессы.
Территориальная принадлежность
Иногда транспортная система сложна и внутри неё появляются тарифные зоны и есть необходимость обозначить маршруты, находящиеся внутри одной тарифной зоны. Или же код транспорта сигнализирует, какие территории проезжает транспорт.
Яркий пример — Сеул, где все автобусы выкрашены в один из четырёх цветов и каждому назначен латинская литера, помогая человеку, представляющему транспортную систему города, понять: к какому из подъехавших автобусов подходить. Сходите почитайте этот большой пост с картинками и поймёте, с каких линий иркутские автобусы.
Разница в праве собственности
Если в городе несколько крупных перевозчиков с разными ценами или тарифами, то имеет смысл разделять их. Например, какие-то маршруты бесплатны (как «Народный маршрут», работавший в Воронеже), в каких-то маршруты учитывают льготы пассажиров; где-то — работают с безналом. И для некоторых категорий пользователей критерием выбора будет индикация о цене, способах оплаты.
А как Иркутске
Проблема кодификации разных типов транспорта в Иркутске не актуальна. Типа всего три — автобус, трамвай и троллейбус. Трамвайные и троллейбусные линии почти без пересечений, они идут независимо друг от друга, поэтому на схеме транспорта путаница между ними не возникнет. А в жизни перепутать троллейбус и трамвай сложно.
В городе пока нет туристических маршрутов. Когда таковой будет запущен (кажется, в грядущем году), автобусы этого типа будут отличаться от всех остальных автобусов в городе формой, цветом — они будут забрендированы.
Маршрутов-экспрессов в городе не то чтобы много. Берёзовый экспресс отличается от остальных: на нём логотип и название маршрута. Пока в городе не появится магистральных экспресс-маршрутов, не стоит придумывать искусственную систему.
Через центр города проходят пригородные маршруты. В планах города останавливать эти маршруты на ТПУ (транспорто-пересадочных узлах), чтобы они не создавали избыточный трафик. Поэтому проектировать систему для кодификации этих маршрутов пока нет смысла.
В Иркутске на автобусных маршрутах работают муниципальный и частные перевозчики. Частные работают без учёта льгот пассажиров (некоторые ещё без учёта расписания, правил дорожного движения и правил перевозки, но об этом в другой раз). Но когда введут электронный билет, для клиента системы не будет разницы, какая форма собственности у перевозчика. Поэтому отдельно маркировать частные автобусы тоже нет прока.
Единственное основание, по которому в Иркутске стоит кодировать маршруты — территориальное. Показывать, через какие районы города пройдёт маршрут. Это имеет смысл делать, потому что просто указание конечных точек не всегда отвечает на вопрос, а каким путём поедет транспорт: пока транспортная сеть неоптимизирована и порой автобус петляет, маршрут может быть не линейным, а кольцевым или полукольцевым.
В апреле 2016 году НИИиПИ Генплана Москвы и архитектурное бюро «Остоженка» предложили Концепцию пространственного развития Иркутска «Архипелаг Иркутск» (лежит на сайте администрации). Творческий коллектив проанализировал структуру плотности населения, транспорта, качества среды, функциональной насыщенности, социальной инфраструктуры, ландшафтного потенциала развития и пришёл к выводу, что Иркутск не просто город, а шесть городов в одном.
Границы этих «городов» жёсткие (сформированы реками и железнодорожными ветками) и мягкие, где разные функции постепенно угасают, сменяют друг друга.
Границы современного Иркутска тяготеют вписаться в квадрат. Который разделён реками на четыре части примерно посередине: по вертикали — Ангара, по горизонтали — Иркут и Ушаковка.
Железнодорожная ветка делит северо-западную часть на Ново-Ленино и Иркутск-2 (с примыкающими к ним территориями). На юго-западе ветка делит город на две части.
Получается шесть частей, но это не полностью отражает ситуацию. В юго-восточном квадрате размещён и исторический центр и периферийные территории — это две большие разницы, их надо разделить.
Северо-восточная часть тоже требует деления на две: плотность населения там не очень высокая, но это большая по площади территориями, транспортная сеть которых тяготеет к двум магистралям, идущим вдоль рек: улица Рабочего штаба (с троллейбусной веткой), переходящая в Якутский тракт и улица Баррикад (с трамвайной веткой), которая затем уходит в сторону Голоустенского тракта.
Самый нижний треугольник схематичного Иркутска тяготеет к разделению на две части: структура населения, площадь, инфраструктура подсказывают решение о разделении его на две части. Если запуск кодификаци в пилотном проекте окажется успешным, то можно будет выделить ещё одну часть. Обкатывать целесообразнее более простую систему.
Каждая остановка будет отнесена к одной из восьми частей города и этот значок будет изображён где-то на остановке: на стеле, на названии остановки.
На всех табличках и схемах, связанных с маршрутом, будет обозначено, через остановки, принадлежащие каким районам, в большей степени, проходит этот маршрут.
Здесь будет некоторая степень условности, допущения: чтобы попасть из центра в Ново-Ленино или Иркутск-2 через Глазковский мост, то придётся проехать через остановку Джамбула, принадлежающую третьему району, но в этом случае закрашивать ещё один сектор не нужно.
Если же автобус поедет из центра в район Иркутска-2 через Ангарский мост, то существенная часть пройдёт по предмеcтью Марата. И нужно будет дополнительно обозначить ещё один район.
Система не будет самодостаточна, только этот значок не сможет показать, в какой очерёдности автобус будет проезжать маршруты — это будут решать схемы и таблички на кузове.
Эта система будет в первую очередь направлена на местных жителей, представляющих себе устройство города. Но ей быстро научится турист: если им дать понять, что если определённый сектор будет закрашен, то этот маршрут им, скорее всего, подойдёт.
Кодификация цветом
Чтобы упростить распознавание маршрута подходящих троллейбусов и трамваев, каждому из которых на схеме транспорта присвоен свой цвет, эти же цвета стоит использовать в оформлении табличек с номерами, названиями и описаниями маршрутов. Эта система не заменяет, а дополняет предложенную выше.
Для автобусных маршрутов кодификация цветом пока не предполагается. После запуска пилотного проекта и после изменения маршрутной сети и пересмотра принципов работы общественного транспорта, возможно, появится основание для дополнительной кодификации цветом и для автобусов.
По городу уже два дня ходят три автобуса (14б, 28, 65), троллейбус 6 и трамвай 1 с тестовыми табличками нового образца. Будут ходить до Нового года. Если поймаете такой — напишите на feodor@sovinfo.org, что думаете о табличках на кузове (спереди, сзади и сбоку) и висит ли в салоне информационная листовка.
Про то, что таблички не подходят по размерам в предусмотренные для этого места в трамваях и троллейбусах мы знаем. Как тестовые мы делали для всех типов транспорта одинаковой высоты. В будущем под каждую модель автобуса, трамвая или троллейбуса будет делаться табличка своего размера.
Вечером мимо меня сегодня проехал трамвай с нашими пилотными табличками, мои ощущения: нужно что-то делать с подсветкой, вечером видно плохо. Конечно, и сейчас не всегда подсветка работает хорошо, но я за то, чтобы становилось лучше, а не наоборот. А вот табличка сбоку работает лучше, чем стандартная трамвайная (металлическая «книжка» на кузове, где через трафарет написано).
Предыдущий пост (о схеме транспорта).
Следующий пост (о транспотрной стеле).