Перед тем, как я начну говорить о схеме транспорта, покажу вам видео. Чтобы потом писать меньше.
Итак, в городе должна появиться удобная транспортная схема. Задача ставилась сделать единую, но мне уже ясно, что единой схемы не получится. Если делать одну схему, на которой показывать сразу все маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов, то разобраться в ней будет сложно.
Потому что сейчас многие маршруты дублируют друг друга. Это идёт и против закона (если маршрут повторяет другой более чем на 70 %, он не может существовать), и против интересов города.
Автобусы едут не параллельными улицами, где это возможно, а одним и тем же путём. Дублирующие маршруты порой супердлинные, но это не магистральные, быстро крайние точки города по прямой, а петляющие по всему городу, забивая центр. Много ли вы знаете способов напрямую доехать из Аэропорта до Юбилейного, через Ширямова и по плотине?
Дублирование маршрута означает, что не выполняется социальный заказ, а набивается карман владельца маршрута. Это не продлится долго, избыточные маршруты будут в 2017 году закрываться, автобусы — перенаправляться на другие маршруты или на вновь запущенные. Не буду рассказывать о планах департамента транспорта в этом посте, но в ближайшем будущем качество перевозок возрастёт. Если дептранспорт будет заинтересован, я буду рассказывать о грядущих изменениях. Но сейчас — о схеме.
Через остановку Художественный музей проходит треть маршрутов города. Это, возможно, не было бы страшно, но речь идёт о 33 линиях!
В реестре муниципальных маршрутов сейчас 103 штуки, отобразить это на одной схеме — немыслимо. Это количество не учитывает маршруты типа 480 (они не в ведении города), о которых обязательно нужно рассказать клиенту транспортной системы.
Если задать каждому маршруту свою линию, то получится неудобоваримое месиво цветного спагетти, как на иллюстрации ниже. Это не официальная схема транспорта Воронежа, это рабочий документ, для учёта, а не для того, чтобы люди строили маршрут.
Делать отдельно схемы троллейбуса, отдельно трамвая, отдельно муниципального автобуса, отдельно всех коммерческих маршрутов — неправильно. Вид транспорта человек выбирает для решения задачи перемещения себя из точки А в точку Б, а транспорт — второстепенная вещь.
Да, есть пользователи, которым важна принадлежность транспорта муниципалитету: это льготники. И есть дети, которых люди, приехавшие из области, возят покататься на трамвае. Но оба этих потребителя — не основные. Проектируя транспортную схему, нужно учитывать их интересы, но не ставить их во главу угла.
Поэтому транспортная схема, с одной стороны, должна быть единая, с другой стороны, на ней не должно быть избыточного.
Моё видение решения этой задачи такое: одной универсальной схемой не обойтись, нужно несколько элементов.
Основа — схема электротранспорта (трамвай и троллейбус). Это — костяк и константа будущей схемы. Хотя у троллейбуса и автобуса общего больше: одни двигаются теми же дорогами, у них одинаковые остановки, но я делю типы транспорта по другому основанию. Маршруты трамвая и тролл ейбуса изменяются редко: ведь нужно провода тянуть и рельсы перекладывать, а в новом году будет чистка автобусной сети. Некоторые автобусные маршруты показать вторым слоем, как на схеме челябинских трамваев. Некоторые — те, которые точно останутся, наверное, те, которые идут по Академическому мосту (чтобы в центре схемы не было дыры), те, что едут в некоторые дальние районы города. Такую схему можно вешать везде: в салонах, на остановках, на вокзале, в аэропорту или на ЖД-вокзале.
В дополнение на остановках будет перечень всех маршрутов, вне зависимости от формы собственности, которые проходят через неё. С перечислением всех названий остановок, до которых можно этими маршрутами доехать (разумеется, с обозначением, какие из них уже миновали, а какие — впереди). В будущем, эту информацию по каждой остановке можно будет собрать в отдельную мини-схему, но это точно не войдёт в первую итерацию: слишком много работы для трёх недель.
Схемы в салонах тоже нужно будет усовершенствовать. Сейчас не скажу, как это можно сделать, особенно для автобусов малой вместимости, что пока ездят. Но это сделать нужно. Потому что построить маршрут с пересадками по схемам, что висят сейчас — невозможно. На них обозначены опасные повороты и пешеходные переходы, а это не та информация, которая нужна пассажирам. В 2016 году 2ГИС запустила проект по размещению в салонах схем маршрута на формате А4 с привязкой к местности. Но это решение не более чем рекламный ход. Помощи в постройке маршрута с пересадками не появилось. В рамки работы этого тендера такая задача не входила, поэтому не удивляйтесь, если не увидите изменений.
Разбирать отдельно недостатки схемы троллейбуса или трамвая, здесь я не буду, если кому-то интересно, то про трамвай я всё написал два года назад в посте с концептом схемы движения трамвая. Я её оставил на таком этапе. Да, угластая Ангара и конечные слишком многоугольные, если бы продолжил работу над ней, это бы убрал.
Но посмотреть на предыдущие варианты схемы трамвайных и троллейбусных маршрутов Иркутска мне хочется. Если у вас есть, отправьте, пожалуйста, на feodor@sovinfo.org.
Если вам интересно, а как бывает, то посмотрите на те схемы, что мы уже собрали.
И ещё помощь зала нужна. А можете сказать, где снята эта инструкция, рассказывающая, как добираться в разные части города?
Предыдущий пост (о топонимике).
Следующий пост (о кодификации).