Шрифт — одна из задач, которые мы должны были выполнить. Из «нематериальных» объектов за нами остались пиктограммы, но с ними не всё просто: у нас уже четвёртый дизайнер берётся за эту работу, поэтому пока показать вам нечего, а просто теорию без иллюстраций давать как-то неправильно. Так что чуть позже о них расскажу.
А пока — о тех объектах, что мы переработаем. Что с ними не так. Потом о каждой конструкции будет свой пост-презентация нового макета. Сегодня, как в комментарии предыдущего поста написали, работа над ошибками.
Стелы «Зелёной линии»
Конструкция стелы не лишена изящества в верхней, информационной, части, но основание её выглядит грубым. Возможно, это просто бордюрный камень, положенный на бок. Высота стелы недостаточно большая, поэтому много полезной информации находится внизу, вне комфортного угла обзора.
Стелы односторонние, но не всегда она тыльной стороной обращена к стене, иногда посередине тротуара торчит серый непонятный объект.
Информация напечатана на плёнке, которая накатана на тонкий пластик. Пластик не выдерживает вандалов: периодически его разбивают.
Вандализму подвергается и информационная часть: так как фон преимущественно светлый, то на нём оставляют теги маркерами.
Стелы «Зелёной линии» не совсем подходят под определение ориентирующей информации. На них используются стилизованные под старину карты-схемы с изображениями старых зданий и старыми же названиями улиц. А вот изображения существующих построек, могущие служить ориентирами, отсутствуют.
К тому же карта ориентирована и не на север (по-старинке) и не относительно смотрящего на стелу (как было бы лучше). Это путает. В нынешнем виде стелы «Зелёной линии» годятся для «трансляции» интересной туристам исторической информации о городе, но вот для ориентирования они не очень удобны.
Карта даёт понимание, сколько объектов пешеходного маршрута посещено и где находятся остальные, но построить маршрут для решения других задач — нельзя. Эту карту печатают как сувенир вместе с информацией об объектах на пешеходном маршруте. В таком контексте это нормально. Но на стелах нужно использовать другие варианты.
Ещё один недостаток карты — метки с номерами установлены не в тех местах, где стоят стелы, иногда стела находится на расстоянии нескольких десятков метров от того места, где она обозначена на карте. Да, номер воспринимается не только как метка объекта, но и как место, где есть очередная стела. Не найдя её, люди теряются.
Пюпитры
Если на стелах «Зелёной линии» есть какая-то карта, то на пюпитрах — нет. Они вовсе не связаны с системой ориентирующей информации, это сугубо туристические объекты.
На мощной ножке закреплён металлический лист, стилизованный под свиток. На нём — накатанная на пластик (или, что хуже, лист поликарбоната) плёнка с информацией об объекте, рядом с которым установлен этот пюпитр. Информация, как и на стелах, дана только на двух языках (русский и английский).
В конструкциях, при их схожести, нет единства: иногда ножка с красивым декором, но чаще это грубо сваренные металлоконструкции без всякого оформления. Окрашены то в серый, то в чёрный цвет.
Ножка недостаточно высокая, поэтому текст на пюпитрах удобно будет читать разве что детям и людям в инвалидных колясках. Человеку среднего роста придётся неудобно складываться пополам.
Крепление информационных листов уродливо.
Проблемы с вандализмом те же, что и со стелами: ломают пластик и зарисовывают информацию.
Уличные стенды с картами
Стенды установлены в аэропорту и ещё в 14 местах по городу.
Стенды закреплены на двух красивых аккуратных столбах. Сами стенды предполагают двустороннее использование, но карты висят только на одной стороне (на второй размещается герб города или праздничная символика).
Конструкция стендов предполагала, что пластик с напечатанной на нём информацией будет аккуратно ставиться в пазы. Но нет. Зачем лезть на стремянку, откручивать крышку, запихивать что-то, когда можно прикрутить всё саморезами?!
Информация на картах несовершенна по нескольким причинам. Во-первых, на них изображён не весь город, а только его историческая часть и часть левого берега с вокзалом. На карте нет северо-западной части Иркутска. А ведь в Ново-Ленино тоже люди живут. И во Втором Иркутске.
Во-вторых, эти «обрезанные» карты избыточно детализованы в тех местах, где это не требуется. Человеку, который находится у памятника царю, не нужно знать обо всех отделениях полиции в радиусе трёх километров, ему нужно ближайшее. То же касается предприятий питания и иных заведений. Сценарий «А поеду-ка я сегодня поужинаю на том берегу Ушаковки, что там у нас…» как-то маловероятен.
У карты большая площадь, но она не подсказывает, как добраться до основных транспортных узлов, а только обозначает их местонахождение (а для аэропорта так и вовсе только направление).
Не очевидно, где в городе находится эта карта и человек, смотрящий на неё.
Вандализму эти стенды подвергаются в меньшей степени: разрисовывают их не так часто, потому что на них мало пустого места, которое бы намекало: «Пс, парень, не хочешь немного искусства?».
Пешеходные указатели на перекрёстках
Указатели созданы на основе Методического пособия по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации (а вот тут его критика).
Типов подобных конструкций я насчитал три. На одном — возможна установка указателей в 6 ярусов по два на каждом, на втором — в 4 яруса по 4 указателя, третий самый редкий, там указатели в три яруса, кажется, по штуке на каждом.
Сами основания сделаны качественно. Стальные мощные конструкции сложно испортить вандалам. А декоративное оформление мешает расклейке объявлений, поэтому столбы гораздо чище, чем многие гладкие.
А вот крепление стрелочек некачественное. Нет возможности зафиксировать указатель в нужную сторону, со временем некоторые из них смещаются ветром. Не спрашивайте, как так получилось.
Некоторые из указателей размещены на существенном удалении от перекрёстка — точки принятия решения для пешехода. Возможно, в проектной документации не было с точностью до 10 см обозначено место установки, и рабочие поставили куда захотели. Этого мы уже не узнаем.
Некоторые указатели сориентированы не под углом 90°, а под 45°. Так можно делать, если есть улица под соответствующим углом. Указатели должны показывать не на сам объект, даже если он виднеется над крышами и деревьями, а на дорогу, которой до этого объекта добираться. Неоднозначность приводит человека в замешательство. К тому же, выбрав неправильный путь, человек может попасть в тупик из стен и заборов.
Непонятно, сколько добираться до каждого из объектов. Что три квартала, что полтора дома, всё одно: иди направо.
Система выбора объектов для размещения не всегда понятна и предсказуема. Сегодня у нас как раз день анализа этих указателей, о результатах сообщим позже.
Заключение
Если вы заметили ещё какие-то недостатки конструкций, когда пытались ими пользоваться, напишите об этом. Ваша информация очень полезна и важна!
Кроме того, что мы переосмыслим существующие объекты, мы сделаем ещё несколько новых. На точках входа в город: (аэропорт, вокзал, автовокзал, пристань) появятся трёхгранные стелы (хотя, возможно, и пилоны) с подробной информацией для гостей города, а в самом городе появятся пешеходные стелы, которые помогут сориентироваться в десятиминутном радиусе. Эти универсальные стелы станут основным помощником в ориентировании в городе.
Если останется время, мы концептуально обозначим некоторые дополнительные объекты. Может быть, для каких-то сделаем рекомендации по материалам, размерам. Создадим конструкторские чертежи. Но это уже выходит за оговорённые рамки работы, а обещать лишнего не хочется. Но сделать городу хорошо — хочется.
И два важных обращения
Мы завершаем собирать данные онлайн-опроса, поэтому вы ещё можете успеть попасть в историю.
И ещё: если вдруг у вас есть знакомые за границей, с которыми вы периодически общаетесь, и у вас будет 10 минут, чтобы вы почитали названия наших улиц, а они бы отметили их в анкете, свяжитесь со мной, я пришлю вам текст и ссылку на анкету.
Скайп и Телеграм — feodor_sinoptik.
Разумеется, знание русского языка от вашего собеседника не требуется. Он должен будет выбрать, какой из вариантов транслитерации латиницей Дзержинского, Хмельницкого или Красноказачьей наиболее правильный.
Нет, гост не помощник, их шесть штук, все правильные (хотя разные) и действуют одновременно. У вас наверняка есть знакомые, у которых на кредитке и в загранпаспорте имя по-разному написано. То-то. У нас всё везде должно быть написано одинаково. И наиболее понятно иностранцам.