Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Базовое начертание шрифта «Иркутск»

12643 просмотра

В предыдущем посте мы рассказали, почему для всей ориентирующей информации нужен отдельный шрифт, который не будет больше использоваться нигде. Сегодня покажем тот, что мы сделали.

Прежде всего объясню несколько терминов, которые буду употреблять далее по тексту. Шрифты объединяются в группы по нескольким критериям. Основным стилистическим признаком шрифта является наличие или отсутствие засечек.

Если на концах основных штрихов, из которых состоит буква, есть дополнительные штрихи (они и называются «засечки»), то такие шрифты называются антиквенными. Из известных примеров — Таймс Нью Роман, «Джорджия».

«Джорджия», иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/ascender/georgia/
«Джорджия», иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/ascender/georgia/

Если толщина засечек близка или больше толщины основных штрихов, то это брусковые шрифты, ещё их называют египетскими. Из предустановленных вместе с операционной системой Виндовс шрифтов это «Курьер».

«Курьер», иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/paratype/courier/
«Курьер», иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/paratype/courier/

Если все соединительные и горизонтальные штрихи заметно тоньше основных, то это ленточная антиква. Часто при этом есть едва наметившиеся засечки. Известный пример — Оптима.

Оптима, иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/linotype/optima/
Оптима, иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/linotype/optima/

Если же нет засечек и толщина всех штрихов схожа, то это гротеск. Примеры — Ариал, Вердана, «Требушет», Франклин Готик.

Вердана, иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/ascender/verdana/
Вердана, иллюстрация с сайта myfonts.com/fonts/ascender/verdana/

Всё, теперь по существу.
Прежде чем начинать проектировать шрифт, мы изучили, как к этому вопросу подходили в других городах мира и какие шрифты использовались в Иркутске.

Мировой опыт подсказал нам общие параметры шрифтов для ориентирующей информации. А вот анализ иркутского опыта показал отсутствие системного подхода.

На фотографиях дореволюционного периода различимый шрифт встречается только в рекламе, на афишах. Для наших целей он не подходит: слишком декорированный. На некоторых зданиях сохранились надписи, сделанные в то время, но это не совсем то, что нужно для нашей работы.

Здание отдела истории Краеведческого музея
Здание отдела истории Краеведческого музея

При советской власти использовались трафаретные шрифты (перемычки в буквах иногда закрашивались): такие надписи было просто тиражировать. Но проектировали эти шрифты люди без соответствующего образования, поэтому буквы на адресных табличках были слишком вытянутыми и плотными: даже короткие надписи сложно читать.

Слишком зауженный шрифт со слабо выраженными горизонтальными штрихами. Удобочитаемость принесена в жертву компактности.
Слишком зауженный шрифт со слабо выраженными горизонтальными штрихами. Удобочитаемость принесена в жертву компактности.

Здесь хотя и геометричность построения символов, но символы уже сильнее различаются. В надписи есть заглавные буквы, что упрощает чтение
Здесь хотя и геометричность построения символов, но символы уже сильнее различаются. В надписи есть заглавные буквы, что упрощает чтение

Ангарск. Кроме того, что буквы слишком похожи одна на другую, ошибка в построении П
Ангарск. Кроме того, что буквы слишком похожи одна на другую, ошибка в построении П

Советские таблички по образцу верхней сохранились на домах и ещё служат. Недостаток шрифта — отсутствие подстрочных элементов у букв у, р, ф, что снижает распознаваемость надписи. На разных табличках конструкции некоторых символов (например, к, разные)
Советские таблички по образцу верхней сохранились на домах и ещё служат. Недостаток шрифта — отсутствие подстрочных элементов у букв у, р, ф, что снижает распознаваемость надписи. На разных табличках конструкции некоторых символов (например, к, разные)

Милая в своём непрофессионализме надпись
Милая в своём непрофессионализме надпись

Толщина основных и вспомогательных штрихов одинаковая, из-за чего шрифт кажется грубым. Некоторые буквы заплывают из-за плохой работы с диагональными штрихами (м, и).
Толщина основных и вспомогательных штрихов одинаковая, из-за чего шрифт кажется грубым. Некоторые буквы заплывают из-за плохой работы с диагональными штрихами (м, и).

На табличках муниципального транспорта тоже использовались трафареты. Тоже без стандарта, даже одинаковые буквы вырезали по-разному.

Ножки у д почти не видны и их конструкция (заострённые штрихи) выбивается из стиля остальных символов
Ножки у д почти не видны и их конструкция (заострённые штрихи) выбивается из стиля остальных символов

Зауженный и прыгающий шрифт
Зауженный и прыгающий шрифт

Приквадраченный шрифт
Приквадраченный шрифт

Буквы к, л декорированы
Буквы к, л декорированы

Буквы строятся совсем по другому принципу, чем на других табличках. Например, э, о.
Буквы строятся совсем по другому принципу, чем на других табличках. Например, э, о.

Хотя ничто не мешает печатать это на пластике, продолжают использовать трафарет.
Хотя ничто не мешает печатать это на пластике, продолжают использовать трафарет.

Конструкции любых символов могут быть любыми
Конструкции любых символов могут быть любыми

Расписание может быть вовсе рукописным
Расписание может быть вовсе рукописным

В современной России использовались произвольные шрифты, люди решали не комплексную задачу по ориентированию в городе, а задачу обозначить номер на конкретном здании или составить расписание для своего маршрута. Шрифты использовались и низкого качества, и с плохой кириллицей, и вообще не подходящие для ориентирующей информации. Качество вёрстки тоже посредственное.

Ошибка заказчика в выборе дизайнера. Ошибка дизайнера в выборе шрифта. Ошибки создателя шрифта в построении кириллических символов.
Ошибка заказчика в выборе дизайнера. Ошибка дизайнера в выборе шрифта. Ошибки создателя шрифта в построении кириллических символов.

Поэтому при проектировании шрифта мы опирались не на выявленный опыт Иркутска, а на опыт других городов и стоящую перед шрифтом задачу в краткосрочной перспективе.

Разрабатываемый шрифт на первоначальном этапе будет использоваться в большей степени в исторической части города и в системе туристической информации. Это накладывает определённые обязательства на характер: надписи почти всегда будут соседствовать со зданиями 19 века.

Встречайте, шрифт «Иркутск». Его автор — иркутянин Андрей Кудрявцев. Вы видели его шрифты и на телевидении, и на полках магазинов в оформлении упаковки товаров. Также он совместно с Павлом Морозовым (студия «Артджус» ) спроектировал стилеобразующий шрифт для иркутского некоммерческого проекта «Папы»

«Иркутск» — шрифт для ориентирующей информации на улицах города
«Иркутск» — шрифт для ориентирующей информации на улицах города

Новый шрифт — это современное переосмысление форм антиквы второй половины 18 века, смешанной с формами ленточных антикв середины 20 века. Он одинаково уместно будет выглядеть и на деревянных памятниках архитектуры и на современных зданиях.

Для улучшения считываемости форма знаков открытая, чтобы избежать путаницы в плохих условиях видимости.

Буквы не должны путаться людьми с ослабленным зрением (или в условиях плохой видимости). С — с о, е — с  в. И так далее.
Буквы не должны путаться людьми с ослабленным зрением (или в условиях плохой видимости). С — с о, е — с  в. И так далее.

Формы букв адаптированы для улучшения распознавания знаков, несмотря на то, что декорированы (й, к, у). Это начертание проектировалось прежде всего для набора коротких слов и предложений, но испытания удобочитаемости показали, что шрифт хорошо работает и в длинных текстах и в мелком размере.

Длина текста при одном и том же размере шрифта («Иркутск», ПТ Санс, Ариал, Таймс Нью Роман
Длина текста при одном и том же размере шрифта («Иркутск», ПТ Санс, Ариал, Таймс Нью Роман

Декоративные завершения прямых штрихов практически незаметны в небольшом размере символов и добавляют естественности и неформальности в крупном.

Нобельфайк — слово, которым традиционно демонстрируют особенности шрифта.
Нобельфайк — слово, которым традиционно демонстрируют особенности шрифта.

Мировой опыт показал, что одного начертания недостаточно для разных целей. Нужны дополнительные инструменты выделения в тексте. Те гарнитуры, что начинались с одного начертания, в будущем получали дополнительные. Кроме того, с течением времени даже существующие формы символов пересматривались и уточнялись.

Скорее всего, развивать наш шрифт нужно будет в таком порядке: светлое начертание, курсив, жирное начертание, а далее — сделать более широкое или более декорированное.

Стиль новых начертаний нужно уточнять по результатам запуска пилотного проекта, по возможности учитывая брендинговое исследование территории (надеюсь, таковое состоится в ближайшем будущем). Может статься, что для города, находящегося за пределами исторической части, потребуется настоящий гротеск, а для исторической части — настоящая антиква.

Шрифт будет распространяться бесплатно, но использовать его можно будет только в порядке, описанном в лицензионном соглашении. За нарушение условий лицензионного соглашения, кстати, следует немаленький штраф: от десяти тысяч и до пяти миллионов рублей.

Что думаете по поводу разработанного шрифта? Напишите в комментариях, поделитесь записью с друзьями в социальных сетях, пусть они поучаствуют.

Следующий пост

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/fedorr/1074/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля