Один из первых вопросов, который вы задали о нашей работе в первом посте: а что за базовое начертание шрифта, которое вы разрабатываете? Рассказываем.
Начертание — вариант шрифта. Например, если взять знакомый всем Таймс Нью Роман, то на компьютере у вас, скорее всего, установлено четыре начертания: базовое (простое), жирное, курсивное и жирный курсив.
Рисунок шрифта может изменяться:
— по пропорциям (узкое, нормальное, широкое);
— по насыщенности (светлое, полужирное, жирное);
— наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное).
Каждое начертание служит своим целям. Какие-то хороши в наборе большого объёма текста, какие-то — в заголовках.
Первоначальный шрифт мы делаем в большей степени для среднего и крупного набора (справочная информация на стелах и пюпитрах Зелёной линии, указатели). В дальнейшем будем делать более светлое начертание (для карт и мелкого набора). А дальше будет видно, какие ещё начертания понадобятся.
На этом месте у вас возникнет, вероятно, второй вопрос: «А зачем вообще разрабатывать шрифт и почему бы не взять готовый?».
Город визуально «шумит»: реклама, вывески и прочая информация. И шум этот «создаётся» ограниченным набором шрифтов. Чаще всего — Ариал, Таймс Нью Роман и Колибри, установленные на большинстве компьютеров и использующиеся в программах по умолчанию. В последнее время всё чаще используется шрифт Дейз, но построение его символов нарушает некоторые принятые стандарты, поэтому я рекомендую им пользоваться с осторожностью.
То, что одним и тем же шрифтом набирается информация разного характера: объявления управляющей компании об отключении воды, вывеска магазина, табличка с названием улицы, усложняется восприятие информации.
Если каким-то отдельным шрифтом будет набрана только ориентирующая информация и ничего более, то это не только упростит задачу проектировщикам, которые будут создавать новые типы объектов (указатели, расписание движения и так далее), но и ускорит распознавание этих объектов людьми. Они будут чётко понимать: о, тут с нами говорит город, а тут — какая-то частная лавочка.
И нужно при этом придерживаться требований для навигационных шрифтов — хорошая читаемость в сложных условиях (большие расстояния, ореолы от свечения коробов, солнечные блики). В таком случае мелкие детали формы расплываются и не считываются. Не всякий шрифт с этим справится.
В мире используют два подхода: подбирают для использования во всей системе ориентирующей информации какой-то готовый шрифт или проектируют его сами.
В том случае, если используется готовый шрифт (как поступили метрополитены Нью-Йорка, Мадрида, Стокгольма), это не защищает систему от того, что какое-то коммерческое предприятие будет использовать тот же самый шрифт для вывесок или рекламы, дезориентируя людей. Особенно это касается легкодоступных шрифтов, входящих в стоимость операционной системы или отдельных программ.
Важно отметить, что шрифт редко бывает бесплатным. Если вам кажется, что он бесплатный, посмотрите лицензионное соглашение, в котором написано, что можно, а чего нельзя делать с этим шрифтом. Некоторые якобы бесплатные шрифты нельзя, по условиям лицензии, использовать для создания логотипов или рекламы (текст лицензии бесплатных шрифтов «Паратайпа»).
Например, Ариалом вы можете пользоваться у себя на компьютере. Распечатать письмо или иной документ. А чтобы набрать им рекламу, вы должны купить лицензию на это. У компании «Паратайп», например, одно начертание стоит 3430 рублей, а набор из четырёх — 8820. При этом покупку вы сможете установить только на пяти компьютерах. Для большего количества нужно будет ещё докупать лицензий.
Так как систему ориентирующей информации (общегородской, транспортной, туристической) будут проектировать десятки людей и одного начертания для этого будет мало, то плата за «бесплатный» шрифт Ариал, купленный на нужное количество машин в достаточном количестве начертаний, выйдет большой. При посредственном результате: шрифт-то страшненький.
К тому же если кто-то захочет повесить табличку с названием улицы и номером дома сам, не дожидаясь, пока это сделает муниципалитет, он тоже должен будет купить лицензию. Что выйдет дороже, чем производство этой таблички.
Из широко известных и популярных шрифтов абсолютно бесплатны для любых целей шрифты ПТ Санс, ПТ Сериф и ПТ Моно (они используются и на этом сайте). Компания «Паратайп» выпустила их по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (подробнее о проекте).
Но так как этими шрифтами могут пользоваться все для любых целей (вывески уже есть), то своего особого «голоса» у городской информации не будет. Системы не получится.
Да, в России, вследствие нынешней политико-экономической ситуации и сложившейся за последнее столетие модели мышления пока процветает пиратство — и в области шрифта тоже. Но суды за неправомерное использование шрифта уже начались. И правообладатель их выигрывает. Суммы пока небольшие: если за рубежом иски миллионные (и в валюте!), у нас пока счёт на десятки тысяч рублей.
Поэтому экономически целесообразнее будет разработать шрифт, как это сделала Пермь или Москва.
Россия в этом плане очень сильно отстала: первый шрифт для ориентирующей информации создали в Англии 1916 году («Джонстон»).
В нашей стране первый навигационный шрифт — Директ — появился только восемь лет назад.
Затраты на каждое начертание шрифта будут выше или такими же, по сравнению с их покупкой (зависит от выбранного шрифта и лицензии на него), но в перспективе это окупится. К тому же заказчик — город — может управлять этим процессом и в зависимости от ближайших задач заказывать нужное начертание.
И, главное, если компании или частные лица захотят им воспользоваться, чтобы сделать вывески или указатели, они смогут сделать это бесплатно и без нарушения лицензионного соглашения. Но вот если будут использовать его для сувениров, логотипов, рекламы — попадут под суд.
Такие дела.
Понимаю, для вас информация, что я изложил выше, может быть новой, вы могли никогда не задумываться о том, что шрифт — результат труда и интеллектуальная собственность и защищается точно так же, как музыка, книги, программы, фотографии, фильмы.
В комментариях я не буду отвечать на вопросы, ответы на которые уже есть в тексте. Давайте экономить время друг друга.
Предыдущий пост, где мы объясняем термин «Система ориентирующей информации».
Кстати, на иллюстрациях в том посте насчитал не меньше 25 шрифтов. Может быть, их больше, учитывая, что какие-то надписи не просто искажены перспективой или даже дизайнером.
Следующий пост, в котором мы показываем созданное первое начертание шрифта.