Один из комментаторов предыдущего поста предположил, что, используя вместо обычного «указатель» термин «система ориентирующей информации», мы гордо надуваемся, подчёркивая важность нашей затеи.
Но нет.
За рубежом используется термин вейфайндинг (wayfinding) — система нахождения пути. У нас нет подходящего лаконичного аналога. Илья Рудерман (шрифтовой дизайнер и арт-директор) предложил использовать точный, но длинный термин «система ориентирующей информации». Мы придерживаемся этого названия, потому что оно точно описывает то, что мы делаем. Использовать термин «навигация» тоже неправильно: в таком значении оно ещё не зафиксировано в словарях.
Система ориентирующей информации в Иркутске будет представлена следующими объектами (и да, указатели среди них тоже присутствуют):
— домовые таблички (название улицы, номер дома и подъезда);
— пешеходные указатели на перекрёстках;
— указатели-схемы на выходах из подземных переходов;
— наземные маршруты по историческому центру (Зелёная линия);
— объекты туристической ориентирующей информации;
— стелы для пешеходов с картами-схемами ближайшего района;
— большие стенды с картами и схемами города;
— стенды с картами-схемами микрорайонов;
— расписание движения транспорта на остановках;
— крупноформатные схемы движения транспорта на остановках;
— малые схемы транспорта в салонах муниципального транспорта и маршруток;
— объявление остановок в общественном транспорте (и частном тоже, и на нескольких языках);
— экраны с информацией о приближающемся транспорте;
— обученные сотрудники в точках входа в город (в аэропорту, на вокзале);
— интерактивные стенды (хотя их целесообразность сомнительна).
В систему ориентирующей информации Москвы входит около 40 объектов, о чём говорится в их концепции.
Возвращаясь к вопросу, с которого начали: теперь понятно, что сводить всё к указателям — ошибка. Поэтому — ориентирующая информация. Которая должна быть уложена в чёткую систему. Ведь стандартизация ещё и удешевит производство, а люди перестанут «изобретать велосипед», имея чёткую инструкцию, как сделать и где повесить.
Я приведу пример на домовых табличках, потому что это единственный ориентирующий объект, который широко распространён.
Представьте, что каждый раз, когда вы достаёте телефон из кармана, иконки приложений на экране расставляются в новом порядке. То же самое происходит сейчас в городе. Домовые таблички выглядят как попало и висят где попало. И когда вы ищете нужный вам дом, вместо того чтобы быстро найти номер дома в ожидаемом месте — на высоте двух метров и в полуметре от угла — вам приходится шарить глазами по стенам или же ходить вокруг дома. И вы можете просто не заметить нестандартную табличку в неожиданном месте (тратится время, тратятся нервы)…
Тут и разные материалы
и разные конструкции
и разные цвета
и разная композиция
и разные размеры.
Сейчас таблички могут повесить на высоте третьего этажа, где их никто не увидит, могут засунуть за водосточную трубу, которая закроет часть текста. Или разместить табличку в центре здания, а не ближе к углу.
А ещё могут повесить рядом две одинаковые таблички с названием улицы или три таблички с номером дома. Зато в другом месте не повесить ни одной. Бессмысленная и ненаказуемая трата денег: будут правила — можно привлекать за их нарушение.
И ещё раз отмечу, что создающаяся система — не для туристов отдельно. Их в Иркутске 60 000 в год, и находятся они тут сутки.
Мы делаем работу для местных жителей. А то, что первый этап заказал департамент туризма, означает только то, что его глава понимает, что хватит заплаточных решений — должны быть комплексные меры. Следующим шагом он видит интеграцию «туристического» блока с транспортным. Как в Лондоне, например. Заживём!
Следующий пост, в котором мы рассказываем, зачем городу шрифт.