«Стоп! Это место — империя смерти». Эти слова начертаны на специальной гранитной табличке у входа в Парижские катакомбы — подземный проход, в котором были обнаружены кости 6 миллионов человек.
Как известно страх – основной источник адреналина. Чего боится человек? Темноты и глубоких подвалов – катакомб, из которых порой очень сложно выбраться. Это привлекает туристов и является важным подспорьем доходов местных бюджетов. Если учесть, что катакомбы издревле во всем мире использовались как подземные гробницы, в которых захоронены на настоящий момент миллионы людей, то прогулка по катакомбам превращается в прогулку по подземному кладбищу.
В наше время, когда выезд за границу упростился, и появилась возможность путешествовать, для многих стало откровением, что кроме великолепных наземных сооружений практически во всех столицах мира имеются подземные рукотворные города со своими многокилометровыми запутанными улицами и различной величины залами, хранящими многовековые тайны наших предков. Туристам предлагают посетить подземелья Парижа, Рима, Берлина, Вены, Палермо … В этом не отстают и наши ближайшие соседи с Украины, где имеются многочисленные катакомбы в Крыму: Одессе, Севастополе, Керчи, а также в Киеве. Информация открытая, посещение свободное. Понятно, что имеются и определенные ограничения.
Но в России прижилась другая традиция: замалчивать известное, отказываться от открытого, уничтожать найденное. И, несмотря на огромное количество информации о подземных ходах под многими российскими городами, местные и федеральные власти не желают серьезно открыто заниматься данной проблемой. Так проще: жить спокойнее.
Я не случайно начал свое повествование с информации об известных катакомбах мира. Процесс создания подземных рукотворных сооружений начался очень давно, практически с колыбели человеческой истории, но до сих пор нет единого мнения, что послужило поводом для таких масштабных разработок. По-видимому, функциональное назначение подземных помещений и ходов с развитием цивилизации также претерпевало свою эволюцию. Кроме захоронений они использовались для проживания, укрытия от внешних врагов, хранения материальных ценностей, сохранения и консервирования продуктов питания, в качестве водоводов и канализации, и много для чего еще. Поражают масштабы подземелий. Например, римские катакомбы измеряются тремястами километров, парижские – свыше пятисот, а протяженность одесских достигает трех тысяч километров. Отсюда возникает вопрос: зачем наши предки столько рыли? Ведь население было не большим, и продуктов не надо было много хранить, и жить людям проще на поверхности, а не под землей. Значит не для выше перечисленного. Тогда для чего? Для того чтобы жить на земле в прочных каменных домах, которые не горят и медленно разрушаются со временем от воздействия внешней среды.
Как правило, известные столицы и крупные каменные города строились в местах скопления известняка или песчаника – пород прочных, но легко поддающихся обработке. Именно из этих пород построены европейские замки и большинство домов Парижа, Рима и многих других городов. Строительный материал добывался обычно по соседству со строительством, то есть возле будущего города или непосредственно под ним. Так возникали длинные подземные ходы и от них многочисленные ответвления с помещениями для складирования строительного материала. В дальнейшем пустоты использовались для других целей. Их оборудовали и укрепляли каменной или кирпичной кладкой. Некоторые пещеры и ходы возникали также естественным путем в результате просачивания грунтовых вод, создавая многочисленные путаные лабиринты. Часть из них строители использовали для прохода, часть замуровывали. Таким образом, создавались многокилометровые катакомбы – подземные города.
Конечно, все это интересно, скажете вы. Но какое отношение это имеет к Иркутску? Самое прямое!!! Мало кто знает, что практически со времени образования Иркутска при строительстве иркутского кремля, дорог, фундаментов разнообразных сооружений и укреплений набережных рек Ангары и Ушаковки использовались юрские песчаники - бутовый (серовичный) камень. Из него были выполнены фундаменты, цоколи и полы большинства церквей, а также оконные и дверные арочные перекрытия, наличники окон, кронштейны, подоконники. Позднее юрские песчаники более широко использовались при строительстве жилых зданий, складов, сараев, водонапорных башен и брандмауэров, подпорных стен, а также изготовлении карнизов, ступеней крыльца, тротуарных плит, верстовых столбиков, надгробий.
Немногочисленные жилые здания из серовичного камня сохранились в Иркутске до настоящего времени. Гимном юрским песчаникам, как строительному материалу, является татарская мечеть, построенная в 1901-1902 гг., являющаяся украшением города. Она, выглядит, как выстроенная недавно, а ей уже более ста лет.
Значительно больше в Иркутске сохранилось складских помещений и сараев, например склады из песчаника за аптекой на углу улиц Дзержинского и Чехова. Из-за многочисленных пожаров в старой части Иркутска было возведено множество каменных противопожарных стен. Типичным представителем является брандмауэр возле Дома литераторов, на углу улиц Степана Разина и Горького.
Юрские песчаники широко применялись при создании памятников и могильных плит на городских и поселковых кладбищах. Большинство надгробий из «серовичного» камня было установлено в Иркутске на Иерусалимском, Глазковском, Лисихинском кладбищах.
Таким образом, в Иркутске и его окрестностях происходило масштабное строительство из песчаника. Но откуда его доставляли? Может его добывали рядом - под Иркутском? Тогда можно предположить, что строители после себя оставили немало свидетельств своей деятельности и тогда подземные ходы вовсе не вымысел, а правда, ведь дыма без огня не бывает! И если предположить, что город стоит на песчанике, то легенды об имевшихся подземных сообщениях между церквами и монастырями левого и правого берега Ангары вовсе не вымысел, а реальность. Но так ли это? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Вопросы – ответы.
1. - Братья рассказывали мне о том, что в их детстве о многих ходах говорили… но они как правило были запущенны. Например, один ход начинался в районе ЦПКиО и заканчивался в районе Фортуны - Ушаковки. Находили в них ящики с Шашками (как минимум про один ящик) и прочей утварью… как правило царской. Старожилы с центральной части города должны помнить эти рассказы.
- Да, Вы правы. Существуют свидетельства старожилов, которые указывают на наличие подземного хода от берега Ангары (недалеко от Московских ворот), где ранее располагались пристани, до теперешнего центрального рынка, где находился Арсенал. Имеются данные и о том, что один из входов в подземные коридоры начинался (заканчивался) в районе ЦПКиО.
2. - Я правильно понимаю, что многоуровневую парковку в районе 130-го квартала роют не просто так?
- Мое отношение к 130 кварталу противоречивое: сохраняются красивые внешние формы старинных зданий, и одновременно уничтожается история города без предварительного серьезного научного исследования, ведь выкапывается и без разбору перемалывается многовековой культурный слой. Работы ведутся без должного контроля и те случайные находки артефактов, которые как я слышал иногда происходят, бесследно исчезают. Герои моей книги «Тайна подземной паутины» касаются темы 130 квартала. Надеюсь, Вам будет интересно узнать их мнение.
3. - Я тоже кое-что слышала о подземных ходах г. Иркутска. Источники: мамина подруга - коренная (в 7-ом колене) иркутянка и, кроме того, строитель (прораб); моя подруга - кандидат исторических наук, в том числе специалист по храмам г. Иркутска. Так вот, они рассказывали, что в Иркутске в дореволюционный период, одновременно со строительством крупных зданий (не всех конечно), храмов… строился подземный «город» - система тоннелей, которые эти здания соединяла. Так, например, дом купцов Второвых был связан подземными тоннелями с этой системой. Один из тоннелей от дома Второвых имел выход на набережную реки Ангары. Высота и ширина тоннеля была такова, что по ней свободно перемещался экипаж, запряженный тройкой лошадей. Второвы любили иногда «шикануть», эпатировать иркутян, лихо, на скорости, неожиданно выкатив «из-под земли» на набережную реки. Мамина подруга рассказала еще много других примеров из истории, которые она, в свою очередь, слышала от своей бабушки и пробабушки, а также от старожил г. Иркутска. Моя подруга-историк рассказала, что все храмы Иркутска были связаны между собой подземной галереей тоннелей, которые также активно эксплуатировались. В послереволюционный период, в годы гражданской войны в подземном «городе» укрывались «банды» остатков белой гвардии, с примкнувшими к ним не принявшими советскую власть. «Советская власть» знала об этом и вела борьбу с «врагами народа», в том числе взрывая подземный «город» в местах дислокации «банд». Я говорю очень коротко и примитивно, но на самом деле это очень интересная и, к сожалению, забытая часть истории г. Иркутска.
- Спасибо Вам большое за ценную информацию. Действительно имеется много сообщений о том, что купеческие дома и религиозные учреждения соединялись между собой подземными ходами. Эта тема также подробно обсуждается героями моей книги «Тайна подземной паутины». Менее известен революционной период, когда шла ожесточенная борьба белогвардейцев с советской властью. Думаю, что те события специально замалчиваются и многие из них засекречены. Если Вы можете более подробно поделиться своими знаниями и/или сообщить координаты тех людей, которые могут рассказать о малоизвестном эпизоде иркутской истории об использовании подземных ходов во времена гражданской войны и далее вплоть до нашего времени, буду очень благодарен, как и многие читатели.
4. - Я долгое время работала в лицее № 46 на Дек.Событий. Все старожилы из преподавателей, вахтёров и гардеробщиц могут рассказать историю, что от здания есть подземный ход к центру города. В 19 веке здание лицея было семинарией, и ход вроде вёл к одной из церквей в центре. Более того, когда во время войны в здании было ФЗО, дети обнаружили ход и полезли внутрь, некоторых засыпало.
- Да про этот ход еще в начале 20-го века сообщил иркутский летописец Нил Романов, который занимался исследованием подземных ходов в Иркутске. Но про детские исследования во время отечественной войны с обвалом грунта я слышу впервые. Буду очень благодарен за более подробную информацию.
С уважением и признательностью, Юрий Коренев