По экранам Иркутска твердой поступью прогуливается Джеймс Бонд, и я рекомендую всем и каждому это в высшей степени достойное зрелище ни в коем случае не пропустить.
Честное пионерское даже не предполагал, что получу такое громадное удовольствие от свеженькой серии бондианы. Как выяснилось, меня ожидало 145 минут абсолютного и незамутненного счастья. А полет этих минут был стремителен, и я его вовсе не заметил. Причем основная особенность фильма заключается в том, что удовольствие здесь получаешь от всего: от классической фабулы, от action-сцен, от постмодернистских шуточек и дивных аллюзий.
После мощной погони за французским террористом первую половину фильм Бонд (Дэниел Крейг), преданный руководством, ходит небритый (чтобы подчеркнуть возраст), а ему все в глаза и за глаза талдычат, мол «шел бы ты, старикан, на пенсию». Начальство (Джуди Денч и Рэйф Файнс) не доверяет, юные «Гарри Поттеры» (Бен Уишоу) откровенно стебутся, руки дрожат и глаза слезятся. Однако большого выбора в «двухнулевых агентах» не наблюдается, и Бонду говорят сдать по новой экзамен на суперагента, после чего приступать к исполнению своих прямых обязанностей: носить смокинг, очаровывать прелестниц, бухать «мартишку», элегантно драться и походя спасать мир. Бонд экзамен сдает (на самом деле нет), бреется (очень эротичная сцена) и благодаря живописному визиту в китайское казино выходит на след главзлодея-кибергения (Хавьер Бардем в пергидрольном парике и со вставной челюстью). Который поначалу Джеймса похищает и допрашивает (еще более эротичная сцена!), а потом уже сам оказывается пленником агента 007. Только вот даже ребенок догадается, что злодею именно это и было нужно…
Радость и восторг от нетривиальных решений режиссера Cэма Мендеса ожидают публику на протяжении всей картины. Будь это шикарная постановка action-сцен в небоскребе, феерический въезд Бонда в казино, камбэк подзабытого антикварного астон-мартина или даже выстроенная по канонам классического южнокорейского боевика финальная битва в Шотландии.
Многие сетуют, что в последней (тьфу-тьфу-тьфу) части Бондианы не самые эффектные «девушки Бонда» да и отношения с ними у агента 007 очень уж банальные и однозначные. Однако не до всех доходит, что в данной картине роль «телочек» выполняют вовсе не длинноногие красотки с сиськами, а… Хавьер Бардем и Джуди Денч. Причем любовный треугольник в этой ситуации закручивается совершенно канонический. Одна «девушка» – «плохая», вторая – «хорошая». Одна любит его, другую любит он. Одну он убивает, вторая – умирает у него на руках. И с такой лютой страстью они свою драму разыгрывают, что дух захватывает!
Причем основным драматически игроком на экране бесспорно является фантастический Бардем. В любой сцене с ним и Денч, и Крейг всего лишь жалкие статисты, греющиеся в сиянии мастерства гениального испанца. Который даже в дурацком «блондинистом» парике настолько инфернален и прекрасен, что едва ли не единственный из всех персонажей фильма вызывает сочувствие и понимание. Особенно после того, как получает удар в спину от вероломного Бонда при попытке импульсивно процитировать финальную сцену таиландского боевика «Опасный Бангкок»…
В общем, Сэм Мендес большой молодец. Сразу видно, что очень внимательно пересмотрел наверное все серии бондианы, причем пропустил их через свой и без того мощный бэкграунд. А учитывая, что Мендес записной мизантроп, получилось на первый взгляд вполне традиционно, бойко и местами очень озорно, но на более глубоком уровне нечеловечески грустно. Причем грустно не от того, что кого-то убили или кто-то умер, а от того, что общественное устройство и человеческая природа настолько отвратительны, что единственный выход для приличного человека – самоубийство. Что, кстати, для Мендеса – мысль магистральная (вас в этом смогут убедить и «American Beauty» и «Revolutionary Road»). Только вот проецировал он ее в этот раз не на потолок семейной спальни, а прямиком на небо…
P.S. А вообще есть версия, что все происходящее в «Skyfall» – это мытарства несчастной души Джеймса Бонда, чье тело навсегда упокоилось на дне то ли Кидара, то Варвизеса. И в реальном мире, скорее всего, так бы все и было.