На экранах городских кинотеатров можно увидеть Брюса Уиллиса и Джозефа Гордона-Левитта в фильме «Петля времени». И это прекрасный и непреложный факт.
В чистом кукурузном поле некий молодой мужчина (Джозеф Гордон-Левитт) стреляет в грудь, материализовавшемуся из ниоткуда, незнакомцу, сжигает труп и едет за зарплатой. Он «looper» - килллер живущий в 2044 году. А его жертвы, в далеком будущем, приговорены к смерти мафиозными кланами и депортированы в прошлое для полного и бесследного уничтожения. По иронии заказчиков периодически «луперам» приходится убивать самих себя «будущих», а это значит – немедленную отставку и 30 лет спокойной и обеспеченной жизни, конец которой известен заранее. Однако иногда по разным причинам убийцы не хотят становиться самоубийцами и тогда их ликвидируют немедленно и одновременно с «двойником» из будущего. Главный герой тоже попадает в аналогичную ситуацию и должен сделать нелегкий выбор. Только между чем и чем, он и сам поймет далеко не сразу…
По сути дела «Петля времени» - не один фильм, а три. Начинается он как нуар, степенно заворачивающийся в обертку квази-интеллектуального триллера в стиле Кристофера Нолана (причем лучше чем у Нолана) и ровно на середине оказывающийся шаманской имитацией картин Маноя Н. Шьямалана. Причем не примитивных «фильмов-сюрпризов», а таких сложносочиненных атмосферных историй как «Знаки». Душный морок окутывает публику плотной пеленой , а в финале зритель фильма оказывается абсолютно обескуражен и обезоружен. Потому что невозможно сопереживать одновременно сразу трем персонажам, хотя двое из них на самом деле – один. И что с этим делать, совершенно непонятно. А пока идут финальные титры публика ошеломленно пытается собрать в кучку рассыпанный по полу бэкграунд и понять «что это было?!»
Ощущение похожее на то как будто вы распахиваете объятья старому другу, а он в ответ внезапно пытается вас в этих объятьях задушить. Потом внезапно ослабляет свою хватку, толкает вас в грудь и бьет в челюсть.
Можно конечно в стиле ФМ начать дискуссию о слезинке ребенка или напротив углубиться в мелочные смысловые, структурные и технические придирки, подобно всяким сетевым «капитанам экслерам». Однако на минуточку «Петля времени» не об этом. Она о том, что свой собственный маленький и уютный ад нам уготовлен не высшими силами. Мы сами холим и лелеем его в течении всего отведенного нам срока, затягивая петлю собственной жизни на собственной же шее все туже и туже. Главный герой (в обеих ипостасях) фильма хотел опровергнуть пословицу Le temps perdu ne se rattrape jamais. А вышло у него, ни больше, ни меньше, аннигилировать конгруэнтную себе реальность и превратить завершение гештальта в жертвоприношение. Но не какому-то абстрактному Богу, а реальному маленькому мальчику. Поделив с ним поровну и вину, и невинность.