19 августа в полдень в Лос-Анджелесе в возрасте 68 лет покончил с собой кинорежиссер Тони Скотт. Автор таких картин как «Top Gun», «Последний бойскаут», «Настоящая любовь», «Гнев» и многих других…
В Голливуд Тони Скотт пришел уже в зрелом возрасте, матерым британским клипмейкером. Свой первый фильм «Голод» Тони сделал в 1983 году с европейскими звездами Дэвидом Боуи и Катрин Денёв. Сейчас картина считается классикой «вампирского» жанра, а тогда не произвела никакого впечатления, ни на публику, ни на критиков. Проглотив эту горькую пилюлю на собственное сорокалетие, режиссер вернулся к съемкам рекламы.
Однако нашлись поклонники его творчества (в частности Джерри Брукхаймер), которым не терпелось попробовать Скотта в ипостаси режиссера action-жанра. Так в 1985 году появился суперуспешный «Top Gun», который вывел молодого Тома Круза в суперзвезды, а Квентину Тарантино дал пищу для глубокого квазипсихологического анализа на тему латентной «голубизны» этого боевика.
Сделав практически на автопилоте сиквел «Полицейского из Беверли-Хиллз», Скотт снял родоначальницу «мексиканских дуэлей» «Месть» с Кевином Костнером. Затем были феерический олдскульный «Последний бойскаут» с Брюсом Уиллисом и щемящая «Настоящая любовь» - по сценарию того же Тарантино – актерский состав которой можно перечислять взахлеб и подпрыгивая от возбуждения.
Манъячный триллер «Фанат» и военная драма «Багровый прилив» в свою очередь стали данью типичному жанровому кино. Однако Тони явно тяготел к кино нетипичному.
Вместе с братом Ридли он стал основателем продюсерской компании Scott Free Productions и перешел в лигу «снимаю», что хочу и как хочу. Опробовав новый метод на энергичном боевике «Враг государства» и крайне неглупом и реалистичном шпионском трилллере «Шпионские игры», режиссер вполне уверенно пошел вразнос. С этого момента в его картинах сюжет и актеры отошли на второй план, уступив место операторским изыскам, чудесам цветокоррекции и пулеметному монтажу. Избрав в качестве темнокожей музы актера Дэнзела Вашингтона – он сделал с ним самые яркие свои работы «Гнев» и «Дежа вю». Между которыми затесалось неоднозначто воспринятое критиками (публика фильм отвергла сходу) «Домино» с Кирой Найтли в главной роли.
Скотт всегда любил скорость и символично, что его последним фильмом стал эталонный образец жанра action - «Неуправляемый» с любимцем Тони Вашингтоном. Работа которая, не смотря на всю ее клишированность и обилие штампов, сделана настолько мастерски, что ее невозможно смотреть равнодушно, не испытывая при этом бурю эмоций.
А в следующем году Тони хотел поставить сиквел своего самого популярного и по сей день проекта «Top Gun». И даже прилетел в эти выходные вместе с Томом на авиабазу в Неваде, чтобы познакомиться с будущим местом съемок. Но его планам теперь уже никогда не суждено сбыться.
(Это последняя фотография Тони во время того самого визита на авиабазу. Он стоит рядом с Томом Крузом в оранжевой футболке, шортах и жилете.)
В память об ушедшем мастере, посмотрите, очень наглядно демонстрирующий режиссерскую манеру Тони Скотта, сокращенный вариант его короткометражки «Agent Orange» (2004):