Сегодня я дам коротенькие справки о двух памятниках природы, которые по манию столичных администраторов не находятся на территории нашей области. Вернее, когда-то они были «нашими», но сейчас - в считанных километрах от границ Приангарья.
Но без них картина природы Восточной Сибири (столицей коей мы являемся) непредставима. Уж очень они хороши и значение их - мирового уровня.
Написал «считанные километры», а пройти их - сложная задачка даже для испытанных туристов. Это не в Листвянку прокатиться.
Кинзелюкский водопад
В Тофаларии находится самый высокий из измеренных водопадов России. Есть еще один водопад, но находится он в труднодоступных местах в районе Норильска, его толком не измерили, поэтому фактически пальма первенства за Тофаларией. Высота водопада в справочниках - 328 метров.
Эти места неразрывно связаны с именем топографа и геодезиста, писателя и путешественника Григория Федосеева. Кто читал (зачитывался!) в детстве романами и очерками этого мастера прозы «дороги и испытаний», тот помнит, что природа Саян и Тофаларии прославлена им в нескольких книгах. Урна с прахом Федосеева захоронена недалеко от Кинзелюкского водопада.
В 1948 - 1949 году экспедиция Ботанического института АН СССР под руководством братьев Федоровых побывала на водопаде. В книге об этой экспедиции «Два года в Саянах» читаем:
«Водопад виден во всю высоту. Он летит высокими перепадами со скалистой ступени из расположенного выше цирка. На глаз водопад имеет высоту не менее 400 метров. Вблизи - это мощный поток, издающий грохот и рев, которым голоса людей совершенно заглушаются. Лезть на 400-метровый обрыв по краю водопада совершенно невозможно. Нам не пришлось проверить предположение, что в цирке над водопадом скрывается большой ледник. Вероятнее всего, там есть ледник, а у его конца еще и озеро».
«Ботаники» не ошиблись. Водопад вытекает из Верхнего Кинзелюкского озера и заканчивается Нижним Кинзелюкским озером.
Сайт туристического клуба «Команда Кочующих» сообщает:
"Вытекает из Кинзелюкского озера, находящегося на высоте 1601 м в цирке Кинзелюкского (Двуглавого) пика. Общая высота (каскада) — 328 м, высота свободного падения воды — 90 м. Поток из водопада через небольшое Нижнее Кинзелюкское озеро, лежащее на высоте 1144 м, попадает в реку Кинзелюк, приток Кизира.
Впервые инструментальные измерения водопада (с помощью теодолита) по инициативе и поддержке литератора и краеведа Петра Кравчука произвела в 1989 году экспедиция водно-спортивной туристической секции спортивного клуба «Сталь» при Днепропетровском металлургическом заводе под руководством мастера спорта СССР Бориса Бабицкого. Согласно их измерениям, высота водопада (каскада) составляет 328 метров. Результат измерений зафиксирован в книге Петра Кравчука «Рекорды природы».
Чарские пески
Барханы, пески - не обязательно Сахара или Гоби. Ближайшая к нам пустыня находится на границе Иркутской и Читинской областей недалеко от поселка Чара, Витимского заповедника и трассы БАМа.
Наиболее крупные барханы Чарских песков имеют высоту 35—45 м по отношению к своим основаниям, размах крыльев 300—600 м. И они также двигаются, как и барханы в каких-нибудь Каракумах.
Видеть такое в зоне тайги, на фоне Кодарского хребта с горой Кодар - самой высокой в Иркутской области - это нечто!
Александр Леснянский, блогер и путешественник, так пишет об этой пустыне:
«Чарские Пески – пустыня очень маленькая. Ее площадь около 50 км2. Маленькая, уютная, но не игрушечная. Здесь все по-настоящему. В непогоду находиться в урочище довольно грустно, особенно, если низкая облачность скрывает горы, служащие ориентирами. Тогда среди барханов можно и потеряться. И, на самом деле, случаи такие бывали. Но, до смерти в Чарских Песках еще никто не заблудился и от обезвоживания не пострадал, потому что, во-первых, размеры барханного поля всего 5х10 км, а, во-вторых, – песчаная пустыня со всех сторон окружена тайгой, болотами и ручьями. Это невероятное сосуществование двух теоретически несовместимых типов ландшафтов и является самым удивительным фактом».
А вот что сообщается на сайте Русского географического общества:
«Чарские пески остаются необыкновенным местом. Здесь всё как в настоящей пустыне. Но есть и такое, чего не увидишь нигде, кроме Забайкалья. Рядом с тёплым жёлтым песком соседствует голубая холодная наледь. Вместо верблюдов бредёт по барханам караван оленей с каюром эвенком. Среди песчаных гребней вдруг встретишь оазис, где пальмы уступили место северным лиственницам. Вокруг песков – горы, покрытые снегом даже летом, а барханы обрываются то в болото, то в озёра».
Удачи!