Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дуэль на Лисихинском кладбище

14401 просмотр

Я не веду расследование. Приведу только то, что бесстрастно хранит блокнот архивариуса, а расследования и даже книги – впереди… Это случилось в 1974 году. На Лисихинском кладбище, в районе центральной аллеи, стрелялись на охотничьей одностволке, заряженной крупной дробью артист ТЮЗа Виталий Зикора и студент отделения журналистики Григорий Гильбух.

Дуэлянтов разделяла дистанция 37 шагов. Дистанцию подобрали такой, чтобы картечь шла кучно. Кинули жребий, кому стрелять первым. Выпало нажимать на курок Зикоре. (По другим версиям, стреляли одновременно). Как пишут в романах, прогремел выстрел. Дробина разорвала брюшину Гильбуха и он рухнул наземь.

Виталий взвалил истекающего кровью журналиста и потащил на себе к Байкальской улице. Поймал машину, доставил в больницу, а потом пошел в милицию с повинной.

А милиция их уже искала. Как и друзья, среди которых был известный позже издатель Геннадий Сапронов. Искали в ЦПКиО, милиция даже блокировала и прочесывала парк…

Надо сказать, что дуэлянты жили то ли в одном доме, то ли в одной квартире (опять показания расходятся), в Байкальском микрорайоне и дружили семьями, поскольку оба уже были женаты.


Виталий Зикора на сцене ТЮЗа

Зикора к тому времени был известным в Иркутске актером. Коротко его биография ко времени дуэли такова: родился в 1948 году в селе Брянское Крымской области, родители привезли его с собой в Слюдянку, окончил ПТУ, работал на стройке сантехником, потом поступил в Иркутское театральное училище, с 1970-го работал в ТЮЗе. В театре у него был хороший репертуар: Баулин в «Жестокости», Д`Артаньян в «Трех мушкетерах».
Обстоятельства ссоры разнятся в воспоминаниях. Зикора рассказывает так:

«Просто я пустил друга пожить к себе на квартиру. Он учился в университете, у меня - двухкомнатная, а у него - ничего. Ну, жил, сыграл в моей квартире свадьбу, ребенок у него родился, все нормально. А потом я его со своей женой застал. Тут уже мало, как говорится, морду набить, предложил ему стреляться. Поехали на Лисихинское кладбище, бросили жребий, мне выпало стрелять первым. Кроме нас, там никого. В принципе, мне нужно было его признание, но он в глаза мне твердил, что не было ничего, не было. Я говорю: зачем ты из меня клоуна делаешь, когда я вас в постели видел. „Нет, тебе показалось!“ Выстрелил. Тяжело его ранил». («Восточно-Сибирская правда»)


В роли Д`Артаньяна

Но мне доводилось слышать, что наоборот Гильбух застал Зикору в постели с женой и вызвал его. А в пересказе бывшего начальника уголовного розыска одного из иркутских райотделов ситуация и вовсе выглядит трагикомической:

«Дружили две семьи: ведущий актер ТЮЗа и корреспондент, по-моему, иркутской „Молодежки“. У них была своя компашка. Однажды журналист поехал в командировку на Дальний Восток со студенческим отрядом. А его друг, артист, в это время соблазнил его жену. Командированный возвращается, ему толпа докладывает: а твою-то, извините… Спустя недолго с каким-то кратковременным концертом актер уезжает из Иркутска, и журналист не теряет времени даром — соблазняет его жену. Это становится известно всей честной компании. Собираются они своим богемным обществом, садятся за стол, перво-наперво спрашивают дам: было — не было? Женщины не отказываются: да, было!» («Копейка»)

Дальше со слов Зикоры

«Он сразу стал просить пить, я ему с могилы снег сгреб, поднял и попер его на себе через кладбище, там давно уже не хоронили, к лазу. Какие-то мужики как раз ходили, разогнули там прутья, собака к нам бросилась, рычит: кровь почуяла, помогли мне донести до трассы - Байкальский микрорайон. Поймал машину, пассажиры сами отлетели от нее, испугались. Довез до 8-й Советской, взял на руки его и сдал в больнице врачам. Позвонил тут же в милицию. Спрашивают: показать можешь, где что и как все было? Поехали на это место, ружье лежало там же… 16-й калибр, настоящее охотничье. Боря Деркач мне подарил. А Смирнов Володя, Скифом он позже стал зваться, в свое время написал такие строки провидческие. Еще мы молодыми были, ходили с Деркачом на рябчиков и занесли добычу Смирнову, он жил в Коммерческом подворье и под этим впечатлением экспромтом сочинил:

Убили рябчика-рябца актеры.
Не трогай птичьего пера, Зикора.
Дуэльный мастер сквозь века прокрался…

Мы как-то со Скифом сидели… во мхатовской гримерке, и я ему сказал: „Ты тогда как накаркал!“ Он удивился, что я это помню, но сам не знал, почему эти странные слова родились у него.
Меня посадили в КПЗ, потом к прокурору. „Жалеешь?“ - он спрашивает. Ну, чтоб отпустить меня под расписку. Я говорю: „Нет“. Он: „Тогда будешь сидеть“. - „Буду сидеть. Мне суд нужен. Я должен знать всю правду“. А всегда же судебно- медицинскую экспертизу делают на всякий случай: что еще за дуэль, артист заигрался?
Проверили - нормальный.

Главный врач психбольницы предложил оформить меня на годик: „Полежите, выйдете, никакой тюрьмы не будет, просто напишем диагноз, что замкнуло вас“. Я: „Не-не-не, везите меня обратно“. Она: „Вам же много лет дадут!“ — „Сколько ни дадут, все мои“. Ольга, жена, на суде во всем призналась. И он тут вынужден был признаться. Вот так мы с ним разобрались. Восемь месяцев я в камере просидел, дожидаясь этого дня.

Суд вдруг мне дает два года. Судья Трофимова, дай ей Бог всех благ, если она в добром здравии». («Восточно-Сибирская правда»)


В наше время

Приговор был относительно мягок. По соответствующей статье УК РСФСР минимальный срок – 3 года. А тут – всего два. Тем более, что про дуэль написала «Советская Россия»: Григорий Добробаба, «Дуэль с пыжом». По нравам в иркутской богеме прошлись жестко.

Но в Иркутске отношение к Зикоре в целом было благожелательное. Журналистка Людмила Кривомазова вспоминает комсомольское собрание филологического факультета ИГУ, где обсуждалась дуэль:
«Если бы это событие произошло сегодня, оно тоже на всю страну наделало бы шума. То комсомольское собрание превратилось в дискуссию, мне кажется, оно не было махровым».

Рассказывают даже, что Зикора по выходу из тюрьмы был возвращен в ТЮЗ на роль Д`Артаньяна и зал устроил ему овацию. Другие рассказывают, что он сразу же уехал из Иркутска.

Виталий Григорьевич Зикора сейчас известный московский актер. В «Ленкоме» он заменил Леонида Броневого. Народный артист России. Снимался в кино, в сериалах («Штрафбат», «Палач»)

Судьба Григория Гильбуха сложилась так. Долго лечился. Под суд его не отдали. Позже занялся бизнесом в Москве. Рассказывают, что связался с группировкой измайловских и даже гордился этим. Был найден мертвым в собственной ванной.

Такова вкратце история одной иркутской дуэли. Не первой и, думаю, не последней. Но об это как-нибудь потом.

Кстати, о Леониде Броневом

Известный артист Леонид Броневой (то самый Мюллер из 17 мгновений весны" в начале 60-х работал в Иркутском драматическом театре.Играл роли во многих спектаклях — например, Сергея в драме «На Байкале», Яшу Дубровского в «Дмитрии Стоянове», Коха в «Последней остановке». Здесь у Леонида Сергеевича и его жены Валентины родилась дочь. Броневой подружился с Виталием Венгером. В одном из интервью Броневой рассказывал:

«В провинции актер вкалывает гораздо больше, чем в столице. Приходится готовить по 4-5 спектаклей в год. А в Москве люди барские: выпускают в год один спектакль, максимум два. Провинциальный артист — это рабочая лошадь! У него нет никаких приработков: ни в кино, ни на местном телевидении и радио, где вакансий внештатников никогда нет. Можно только драмкружок вести на заводе. В Иркутске мне удалось организовать драмкружок только потому, что я пообещал за те же деньги — 60 рублей в месяц — создать еще и хор».

В Иркутске Броневой в дуэлях не участвовал. И слава Богу!

Чтобы передать немного атмосферу времени, даю подборку выразительных снимков.

Иркутск семидесятых на открытках















Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/archivarius/986/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля