Просматривая «Иркутский календарь» Иркипедии, я обнаружил, что первые гастроли Аллы Пугачевой в нашем городе состоялись 28 сентября – 1 октября 1977 года. Повод вспомнить истории, связывающие Иркутск и самую яркую звезду советской эстрады.
«Советская молодёжь» о концерте Пугачевой
8 октября 1977 года газета обкома ВЛКСМ дала рецензию на концерт молодой тогда звезды. Написала её студентка нархоза А. Ли. По отрывку из этой публикации вы можете судить о степени дискуссий, которые вызывал в обществе образ певицы на сцене и в жизни.
В те годы.
"Несмотря на то, что ажиотаж возле касс Дворца спорта царил добрые три дня до первого концерта Пугачевой, а потом, в дни ее выступлений, безбилетные массы вымаливали на обширной площади лишний билетик и, добыв, радовались ему, как выигрышному лотерейному билету, — несмотря на все это, многие были просто любопытными созерцателями, не больше. Это не абсурд. Посещение концерта Пугачевой стало делом престижа.
И вот кого-то интересуют мелочи: почему она поет все время в одной и той же хламиде? Бедная девушка из вокальной группы, — что она станет делать с испорченной прической, которую растрепала шаловливая рука «звезды»?
Лишь мимоходом воздавая должное редкой силе и красоте голоса, замечают, что «действительно, так-то, воочию. интереснее, чем по телевизору». Сурово ужасаются нестатичному поведению певицы на сцене, называя это мягко моветоном, грубо — вульгарностью. Обидно слышать, что каскад образов, сыгранных, прожитых, пронесенных Аллой в каждой песне, озорных и драматических, шкодливых и глубоко нежных, ее взрывная динамика, обескураживающая до сердцебиения, до слёз, — все это заклеймлено непониманием.
Есть черта, где начинается доброе знакомство со знаменитостью: ко встрече с неординарностью надо внутренне готовить себя так же тщательно, как и нарядное платье к тому случаю.
По словам одной девушки, ей было «все время страшно, что Пугачева совершит что-нибудь недозволенное».
Иркутск в 1978 г. Улица Карла Маркса и набережная.
Короче, многие считали, что Пугачева «посеяла в Иркутске разврат». Валентин Распутин высказался в кулуарах Дома литераторов так: «Когда смотришь в зале на Пугачеву, хочется положить ноги на кресло впереди сидящего». Из этого можно сделать вывод, что наш классик посетил концерт Пугачевой.
Как иркутяне отсидели за Пугачеву
Алла Борисовна неоднократно приезжала к нам на гастроли и один из визитов (в 1982-м) едва не закончился для неё реальным сроком лишения свободы. От тюрьмы и сумы спасли её те, кто шел по этому громкому уголовному делу и не дал показаний на Пугачеву. Прежде всего это Владимир Константинович Шагин, будущий руководитель Музыкального театра, ныне, к сожалению, покойный.
В.К. Шагин
«Восточно-Сибирская правда» писала о нем:
«Возглавить работу по концертной деятельности филармонии Шагину предложил начальник управления культуры Александр Козлов. В начале 70-х годов это был мощный коллектив, который в год давал около шести тысяч концертов, не было уголка, где не выступали бы филармонические артисты. Шагин сумел организовать и гастрольную деятельность известных артистов в нашу область. Тогда приглашать звёзд было сложнее, чем сегодня. Артисты-кумиры соглашались приехать только за достойный гонорар. В советское время одно выступление молодого исполнителя оценивалось в 9 рублей, „народные“ и „лауреаты“ получали по 47».
Марина Цветкова из газеты «Пятница» рассказывает:
«Артисты, в том числе и Пугачева, получали концертные ставки, сумма которых не зависела от сборов. Естественно, это не устраивало ни самих гастролеров, ни их администраторов. Широкое распространение получили так называемые левые заработки.
Администраторы организовывали левые концерты или укрывали часть выручки за билеты, чтобы из этих денег потом доплачивать артисту. Выгодно это было всем, кроме государства, и в 1982 году под 93-ю статью Уголовного кодекса („Хищение государственной собственности в особо крупных размерах“) наряду с администраторами Московской и Харьковской филармоний, попал и заместитель директора Иркутской государственной филармонии.
Иркутск во время описываемых событий. 1982
Доказать, что левые заработки получали известные на всю страну артисты, в том числе Лещенко, Ротару и Пугачева, не удалось. Но именитым актерами все же пришлось давать свидетельские показания. Иркутский следователь Сергей Куклис даже летал к звездам домой. От свидетельницы Аллы Пугачевой у него осталось благоприятное, хорошее впечатление.
Пугачева также давала показания в суде, где заявила, что ничего, кроме тарифных ставок, не получала. Этот процесс, как и другие судебные разбирательства, был открыт для посещений. И желающих присутствовать в суде было так много, что возле здания пришлось выставить охрану.
Суд вынес суровый приговор, максимальный срок составил 11 лет. Наш заместитель директора филармонии тоже сел, но вышел по амнистии 1987 года».
По воспоминаниям очевидцев, Алла Борисовна вела себя достаточно дерзко. Постоянно выкрикивала из зала, делала вслух едкие замечания. Судья даже пригрозил ей выводом из зала.
Пугачева и травы Лохэ
Иркутянам известна Елена Васильевна Лохэ собирательница целебной травы, услугами которой пользовались Эдита Пьеха, Дмитрий Шостакович, Аркадий Райкин, Олег Борисов, Майя Кристалинская и многие другие. Ее дочь Ирина Васильевна вспоминает:
Елена Васильевна Лохэ
«Впервые Пугачева зашла в дом Лохэ году в 1980-м. Травницу ей посоветовал Андрей Миронов. Он приезжал в Иркутск в 1976 году. Говорят, что он страдал от какой-то аллергии, которая покрывала кожу красными пятнами. Трава, прописанная Еленой Лохэ, помогла артисту.
Мама рассказывала о визите Пугачевой. Алла Борисовна тогда была уже знаменита, как раз вышел фильм „Женщина, которая поет“. Она оказалась остроумной, доброй женщиной, с которой приятно было поговорить. Привезла для моей мамы от своей бабушки старинную книгу по травам».
После этого Пугачева приезжала в Иркутск к Лохэ еще несколько раз.
Казус на перроне
Фото предоставил Андрей Бурлак
Ну и еще один случай, забавный, приключившийся в один из её приездов на ж/д вокзале. Ирина Владленовна Кондратьева, в то время начальник вокзала:
- Мы встречаем ее, тут пресса, руководство вокзала, секьюрити. Выходит Алла Борисовна, принимает картинную позу… Секундная пауза, шушуканье, тишина… Следуют вспышки фотокамер. По правилам, в такой момент у вагона не должно быть посторонних. Но в тот раз каким-то образом рядом вышел рабочий-путеец, здоровенный такой мужичина. И вот в тишине у этого рабочего, пораженного внезапным лицезрением звезды, невольно и простодушно вырывается хриплым басом: «Это хто? Пугачева, что ли?! Ужас какой!»
Фото-бонус
Дочитавшим пост до конца – «премиальный бонус»: фотографии иркутского вокзала 1969 и 1972 годов.
Черно-белый снимок принадлежит Анри-Картье Брессону и сделан в 1972 году. Цветные снимки – 1969 года. Вокзал запечатлен Ирвингом Снайдером